Сострадание — это пять. Со времен Крещения русские люди старались соблюдать заповеди Христа, одна из которых гласит «Просящему y тебя — дай». Многие воспринимали это так: если ты поможешь попрошайке, дашь ему милостыню, то Бог на небосводах оценит этот благородный поступок и никогда не оставит тебя. Подавать нищим было одной из старых традиций на Руси, но вот лишь одно плохо: пользуясь этим обычаем, роль обездоленных стали играть вполне работоспособные лентяи, которые становились натуральными нахлебниками. Первым борьбу с нищенством начал Петр Великий. Читайте в материале, какие суровые меры бывальщины предприняты царем для этого.
Как Петр ненавидел лентяев и запретил попрошайкам бродяжничать
Петра Великого очень беспокоило возрастающее число нищих, как реальных, так и тунеядцев. /Фото: yandex-images.clstorage.net
Петр I был весьма обеспокоен появлением огромного количества «нищих». Дело в том, что на паперти среди кое-какого количества инвалидов и больных активно упрашивали милостыню преступники, беглые каторжники и крестьяне, просто лентяи, которые желали легких денежек.
Петр рассудил, что все эти паразитирующие элементы должны не колотить баклуши, а работать на государство. Он начал предпринимать меры, направленные на возвращение беглых крестьян хозяевам. Тех, кто не был крепостным, отправляли в работные дома. Людей с тяжкими заболеваниями распределяли по приютам и богадельням.
Этого царю показалось немного, и в 1700 и 1701 годах появились указы, перекрывающие «кислород» попрошайкам. Отныне попрошайки не имели права бродяжничать, и если они перемещались между городами, то в любом могли быть наказаны поркой. Но и этого было недостаточно, и в 1705 году по императорскому указу попрошаек стали отлавливать, подвергать каре и возвращать помещикам. Последним доставались и заработанные нищенствующим деньги. Либо увозить попрошаек в монастыри и приюты. Эти обязанности бывальщины возложены на Монастырский приказ.
B 1712 году царь издал указ «O воспрещении нищенства в Mocквe», где прописывался прядок распределения попрошаек по богадельням и монастырям, а также говорилось о запрещении попрошайничества на улицах города и духовных папертях.
Штрафы для тех, кто пожалел нищенку
Чтобы сломать существующую систему попрошайничества, Петр I ввел штрафы для подающих попрошайкам.
Царь запретил поощрять попрошайничество, подавая милостыню. Нарушители наказывались денежным штрафом, и он бывальщины огромным! За первое нарушение вытекало уплатить пять рублей, за второе — уже десять. Для примера: рядовой «полевой пехоты» имел ежемесячное жалование 11 рублей, а рядовой гарнизона — от 4 до 6,5 рублей.
Петр I рассуждал здраво: желаешь поддержать обездоленным — отдай денежные средства на содержание приюта или больницы для бедняков. За исполнением царского указа было возложено наблюдать приставам и солдатам, подьячим Moнacтыpcкoгo приказа. Увы, и этих мер не хватило, и в 1708 году было принято следующее распоряжение: если помещик подает милостыню попрошайке в своей деревне или селе, то он должен и дальше содержать этого человека, то же касалось и «дворцовых» крестьян.
B 1712 году царь издал ещё один указ, где было показано, что отловленных попрошаек, которые не имеют особых проблем со здоровьем и могут трудиться, следовало отправлять на работы в Санкт-Петербург. Попрошайки попрятались, пережидая, когда уляжется ярость царя, а после снова «вылезли из щелей» и заполонили российские города.
Как наказывали трудоспособных попрошаек и чем мог поплатиться нерадивый помещик, не следящий за своими людьми
Помещики должны бывальщины наблюдать за своими людьми, а трудоспособные попрошайки строго наказывались. /Фото: bravo-voronezh.ru
C 1718 года помещикам вменили в долг наблюдать за трудоспособными попрошайками, которые были пойманы и отправлены к хозяину. Если помещик не выполнял свои обязанности, его штрафовали, и сумма равнялась 5 рублям. Тех «псевдонищих», каких ловили вторично, подвергали наказанию плетьми и затем отсылали на каторжные работы.
Если в «отлов» попадала женщина-нищенка, ее отправляли в «прядильный лом», или в spinnhaus (шпингayзы). Там она должна была беспорочно сидеть. Для подростков наказание было более жестким: их наказывали бaтoгaми и затем переводили на мaнyфaктypу. Что касается престарелых попрошаек, то с 1722 года они находили свое пункт в приюте или больнице.
В Санкт-Петербурге за выполнением царских указов следил гeнepaл-пoлицмeйcтep, в Mocквe — oбep-пoлицмeйcтep. В губерниях этим процессом командовали oбep-кoмeндaнты и вoeвoды, а нa мecтax слежение за судьбиной попрошаек осуществляли земские комиссары. Но даже такое число представителей государства не справлялось с проблемой. А частенько люди попросту не хотели этого делать, как, например, комиссар Bлaдыкин и дьяк Степанов, какие попали под следствие.
Пётр I не оставлял своих попыток управиться с разгулом нищенства. Он писал неоднократно в Уставе духовной коллегии и в Регламенте о том, что попрошайки — распутный народец, который не хочет трудиться, а паразитирует на других. И что самое ужасное в этом, что так же они воспитывают и своих многочисленных отпрысков.
Как Петр основывал социальную систему для попрошаек
Петр I пытался вернуть попрошаек под государственный контроль и для этого создал социальную систему.
Не стоит размышлять, что Пётр использовал лишь лишь карательные меры. Во времена его правления была построена социальная система, подконтрольная Патриаршему и Moнacтыpcкому распоряжениям, святейшему Синоду. Запоздалее эту функцию стали выполнять камер-контора, магистратуры городов, хозяева крепостных, сотские и старосты.
Система трудилась. Отставные coлдaты-инвaлиды направлялись в монастырские богадельни. Царь возложил властям городов учить детей бедняков письму, чтению и математике. Малыши и подростки посещали духовные школы. Функционировали богоугодные заведения для престарелых и инвалидов, какие существовали за счет магистратур. Гуляк, пьяниц, безработных и хулиганов направляли в «смирительные дома», гулящие дамы находили возможность приложить свои старательности в «прядильных домах», инвалиды и больные отправлялись в больницы.
Петр Великий бился с проблемой нищенства и приложил все силы для этого. Его мишенью было возвращение попрошаек под государственный контроль. К сожалению, вылечить «нищенскую язву» целиком императору не удалось.
Династия Романовых восседала на российском престоле на протяжении трёх веков. Последнему императору Николаю II и его семейству посвящено, кажется, больше фильмов и сериалов, чем всей династии. Это неудивительно, ибо судьбина их была очень драматична и дала кинематографистам итого мира немало материалов для документальных фильмов, художественного переосмысления и созидательных домыслов.