Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии

Эти духи в СССР бывальщины знакомы каждому. Стеклянный флакон с красной крышечкой в форме луковки был предметом вожделения множества советских модниц. Они стояли на трюмо во немало квартирах, а на улице, в транспорте и самых разных организациях можно было уловить его слегка пьянящий запах с нотками гвоздики. Сообщают, французские модницы тоже с удовольствием пользовались духами «Красная Москва». Но в стране победившего социализма даже не догадывались о том, кто на самом деле стоял за созданием самого популярного благоухания.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
«Брокаръ и Ко». / Фото: www.novzar.ru

На суд широкой общественности духи «Красная Москва» были вынесены в 1925 году, а за их созданием стояла парфюмерно-мыловаренная фабрика «Новоиспеченная Заря». В свою очередь, фабрика эта появилась после революции, но возникла она на базе фабрики «Брокаръ и Ко» Генриха (Анри) Брокара. Он основал свою фабрику в 1864 году. Изначально на предприятии трудилось всего два человека, но уже спустя 8 лет открылся первый магазин.

После кончины парфюмера в 1900-м году семейный бизнес возглавила супруга Анри Брокара Шарлотта и приглашенный французский парфюмер Август Мишель.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
Духи «Алая Москва». / Фото: www.shafastatic.net

Существуют две легенды об истории возникновения аромата «Красная Москва». Согласно одной из них, парфюмерная композиция была создана парфюмером фабрики Брокара для императрицы Александры Фёдоровны по случаю появления на свет наследника престола Алексея.

Иная легенда говорит о том, что аромат с названием «Любимый букет императрицы» создавался к 300-летию дома Романовых и был преподнесён Александре Фёдоровне в 1913 году. За создание потрясающегося благоухания, так приглянувшегося императрице, Генрих Брокар был удостоен звания «Поставщик двора его Императорского величества».

Уже после революции 1917 года и создания фабрики «Новоиспеченная Заря» Август-Мишель якобы просто воссоздал аромат, полюбившийся императрице.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
Магазин «Брокаръ и Ко». / Фото: www.stoneforest.ru

Однако парфюмерный эксперт Галина Анни ратифицирует, что ни доказательств, ни опровержения ни одной из легенд нет, хотя аромат «Любимый букет императрицы» до сих пор хранится в архивах фабрики «Новая Заря».

Парфюмерный эксперт уверена в том, что даже если любая из преданий является правдой, полностью воссоздать композицию в 1924-1925 годах в Советском Союзе было попросту невозможно. Всё дело в том, что в то пора в СССР просто не было всех тех душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокара до революции. Часть из них за десять с излишним лет попросту вышла из оборота, часть однозначно была заменена. Но, безусловно, основной характер аромата удалось сохранить. В нём слышался фиалково-ирисовый аккорд, какой подчёркивался гвоздикой, флердоранжем, илангом и бергамотом.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
«Красная Москва». / Фото: www.ytimg.com

Кстати, за основу была взята не совершенно новая композиция. Она уже появлялась в аромате «L’Origan» в 1905 году и создателем её был Франсуа Коти. Позже основные нотки использовал в своём благоуханье «Сумерки», появившемся в 1912 году, Жак Герлен.

Несмотря на то, что документальные свидетельства об идентичности «Любимого букета императрицы» и «Красной Москвы» отсутствуют, отдельный коллекционеры, в чьих коллекциях хранились оба аромата, утверждают, что легенда полностью правдива. И ароматы, несмотря на некоторые изменения, всё же весьма похожи.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
«Любимый букет Императрицы». / Фото: www.laparfumerie.org

Август Мишель вполне мог воспроизвести аромат. После революции, как популярно, парфюмерная промышленность переживала далеко не самые лучшие свои времена. На фабриках в то время выпускались отнюдь не ароматы, а мыло, распределявшееся по карточкам.

Собственно в то время бывшие руководители фабрики Брокара отправились не куда-нибудь, а к самому Ленину. В качестве основного аргумента, почему необходимо оставить парфюмерную фабрику, а не передавать её здание Гознаку, как планировалось, они привели тот факт, что в подвалах им удалось сохранить запасы сырья и эфирных масел.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
Август Мишель. / Фото: www.fifi.ru

Во главе созданной парфюмерно-мыловаренной фабрики «Новоиспеченная Заря» встала Евдокия Уварова, которая, к счастью, была не только пылкой революционеркой, но ещё и идейной вдохновительницей сохранения наследства Брокара. Она оставила работать на фабрике Августа Мишеля, который впоследствии сам обучал советских парфюмеров. Опять же, по счастливому стечению обстоятельств, французский парфюмер Август Мишель обожал Россию. При наличии русской жены и каких-то проблем с документами, он не мог выехать из страны после революции. Он лично подготовил двух человек, какие впоследствии стали основателями советской парфюмерной школы – Павла Иванова и Алексея Погудина.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
Продукция фабрики «Новая Заря». / Фото: www.fimgs.net

В советское пора участие Августа Мишеля в рождении аромата «Красная Москва» и в появлении советской парфюмерной школы нигде не упоминалось. Лишь в 1991 году, когда фабрику «Новоиспеченная заря» возглавила Антонина Витковская, легенда о создании самого популярного в СССР аромата ушла в массы.

Как показались духи «Красная Москва», ставшие символом достижений советской парфюмерии
«Красная Москва». / Фото: www.wildberries.ru

Впрочем, в то пора духи «Красная Москва» уже были совсем не в моде, на смену тяжелому цветочно-ориентальному аромату ещё в 1970-е стали приходить импортные. Истина, в основном духи попадали в Советский Союз в единичных экземплярах. Они были доступны, по сути, только правящей верхушке, да ещё тем, кто случался в зарубежных командировках.
Впрочем, «Красная Москва» для многих остаётся ноткой ностальгии по тому прошлому, когда этот благоухание исходил от рук мамы…

Первые советские парфюмы появились сразу после революции. Так как с 19 века в России работали старые французские парфюмерные фабрики, то и новое производство опиралось на этот опыт. Заложенные традиции сохранили достойный уровень качества, и весьма быстро на суд гражданам СССР представили легендарные ароматы. Выпуск «Красной Москвы» не прекращался и в Великую Отечественную. Мужественный «Шипр» кружил башки даже самым рассудительным барышням. А универсальный «Тройной» оказался единственным парфюмом, на который у товарища Сталина не было аллергии.

>