Как сорвалась комсомольская инициатива Революционные потрясения первых десятилетий ХХ века дали мощный импульс обновлению жизни общества. Между тем, огласив войну старому миру, революционная власть, как ни странно, взяла на вооружение его обрядовую культуру, лишь видоизменив ее внешние конфигурации. Партийные деятели не могли не осознавать высокий потенциал воздействия обряда на личную жизнь граждан, поэтому призывали к его освобождению от воздействия Церкви1. Как следствие, рождались комсомольские свадьбы, октябрины и прочие новации, представляющие собой весьма интересный материал для нынешних исследователей2.
Коммунистические крестины – циркулярно!
Особое место в обрядовой культуре раннего советского периода заняли красные, или коммунистические, крестины. В отличие от прочих конфигураций революционной обрядовости они олицетворяли собой вхождение человека в новый мир, свободный от пережитков прошлого. Ключевая роль отводилась крестному папе, как правило коммунисту, который брал под опеку крестника, передавая ему свой жизненный опыт. Считалось, что подобная форма собственных взаимоотношений окажется наиболее результативной в деле воспитания молодого поколения борцов за светлое будущее. Каким образом осуществлялся этот обряд и какую роль крестные папы играли в судьбе своих подопечных? Материалы заседаний комсомольских ячеек позволяют реконструировать детали любопытной истории, случившейся в те далекие годы в Зеленодольском районе Татарской Республики.
Выросшая в обстановке войн молодежь принимала хаос как проявление нормы
Все завязалось на заседании районного комсомольского комитета 19 февраля 1923 г. Среди его членов даже самым старшим, авторитетным комсомольцам, таким как Ивану Коварину, Александру Зенченко или Владимиру Павлову, было итого по 18-20 лет3. Выросшая в обстановке войн и революций, эта молодежь в большинстве своем воспринимала хаос как своеобразное проявление нормы. Отсюда – бесчисленные случаи хулиганства, сквернословия, алкоголизма, примеры чему подавало и старшее поколение. Приходилось с этим бороться. На заседании был возвышен вопрос о воспитании комсомольцев4. Выступил активист райкома Москвичев, незадолго до этого откомандированный на работу в одну из районных ячей. В своем отчете он указывал, что из 22 членов ячейки было исключено 8 человек за пьянство и непосещение собраний5. В качестве воспитательной меры он отметил проведение бесед, на каких "члены партии делают доклады"6. Идея прикреплять комсомольцев к коммунистам как к наставникам уже получила распространение. Так, в Елабужском кантоне Татарской Республики еще в 1922 г. распространилась практика назначения крестных отцов из числа местного актива для воспитания молодежи7.
Эту идею и разрешили взять на вооружение. Проведенное через неделю районное комсомольское собрание одобрило предложенную райкомом инициативу: "Заслушав доклад т. Москвичева, мы… обязуемся согласно приняться за воспитание самих себя в политических и общеобразовательных знаниях и вести воспитательную работу среди беспартийной молодежи, возложить конец худым поступкам, до сих пор еще видятся среди комсомольцев таковые. Положить конец пьянству между комсомольцами и… взять себе в крестных членов партии и получить от них воспитание. Упрашивать культпросвет выслать в ячейку инструкции по воспитанию членов Р.К.С.М."8.
Через месяц подобная инструкция была составлена (орфография и пунктуация сохранены):
"Циркулярно
Дорогостоящие товарищи!
В деле воспитания членов Р.К.С.М. по индивидуальной обработке О.К. КСМ [Областной комитет коммунистического союза молодежи] Райкомол и Райком предлагают прочертить коммунистические крестины среди членов Р.К.С.М.
Проведение коммунистических крестин заключается в следующем: вновь поступающие члены Р.К.С.М. и старые комсомольцы политически безграмотны отдаются на выучку старым коммунистам или комсомольцам членам партии. На крестного отца возлагаются по отношению к крестнику следующие долги:
1) Быть старшим товарищем и другом-советником молодого комсомольца в его повседневной жизни и работе.
2) Руководить его самообразованием.
3) Передать ему опыт своей революционной труды, поэтому Бюро ячейки или Ответствен. Секретарем партии и союза необходимо отнестись к выбору крестных отцов более всерьез. Вопрос о назначении крестных отцов должен обсуждаться и решаться на совместных заседаниях Бюро ячейки Р.К.П. и Р.К.С.М., так как установление в союзе коммунистических крестин надлежит иметь громадное значение в деле коммунистического воспитания членов Р.К.С.М.
Коммунистические крестины должны совершаться на объединенном собрании партии и альянса. Собрания устраиваются торжественно, помещение собрания должно быть украшено лозунгами, плакатами и т.д.
1) Один из членов партии мастерит доклад о задаче комсомольца стать членом РКП(б) и значение коммунистических крестин.
2) Секретарь партии ячейки оглашает список крестных пап, прикрепленных к комсомольцам. После этого начинается вечер воспоминания старые члены партии рассказывают комсомольцам наиболее увлекательные эпизоды из прошлой революционной работы. Вечер заканчивается развлечением в виде небольшого спектакля революционного характера, поставленного своими мочами.
Настоящий циркуляр Райком и Райкомол предлагают срочно провести в жизнь.
С коммунистическим приветом
Ответственный секретарь И. Коварин
26 III 23 года9".
Обязательство ячеи N 1
Итак, начало было положено. Приходило время осуществлять задуманное. Через месяц, на заседании комитета 24 апреля 1923 г., было разрешено: "Снестись с ячейкой партии с целью намечения крестных отцов. Прикрепить к членам партии группу более раскрученных комсомольцев. К крестникам членов партии прикрепить молодых и малоразвитых членов союза. Поставить на общее очередное собрание доклад о коммунист. крестинах"10. Сквозь несколько дней было принято решение разработать план совместно с председателем РКП(б) на следующем заседании бюро ячейки11.
Между тем по каким-то винам работа затягивалась. Лишь спустя месяц на заседании бюро ячейки от 1 июня постановили: "Составить список крестных пап и к ним прикрепить крестников по 4 человека… Список представить на заседании бюро ячейки Р.К.П.(б) в понедельник на совместном собрании Р.К.П.(б) и Р.К.С.М. объявить для сведения"12. Завязалась подготовка списков крестных отцов. Один из них, составленный в ячейке N 1, включал в себя десять фамилий: Иванов, Виноградов, Павлов, Маданов, Поливцев, Артемов, Котельников, Емельянов, Соколов, Николаева13. Вскоре сюда включили еще одного – Александрова. Но и этого очутилось недостаточно. Поэтому в качестве крестных решили использовать самих комсомольцев, наиболее опытных. Крестными стали Торгаев, Богданов, Коварин Г., Коварин И., Борисов, Богаевский, Зенченко. К любому прикрепили от 3 до 5 крестников14. Таким образом, каждый член ячейки получил своего наставника.
Наконец 12 июня 1923 г. состоялось совместное собрание комсомольского и партийного актива. На нем выступил товарищ Торгаев с докладом "О коммунистических крестинах". Протокол собрания сохранил материалы выступления докладчика и высказывания приглашенных партийцев: "т. Торгаев обрисовал тяжкое положение рабочей молодежи в старое время. С началом революции молодежь сознает важность организованности и объединяется в коммунистический альянс молодежи. Цели этого союза воспитание членов в политическом и нравственном смысле, чтобы в будущем стать членом РКП(б) необходима единоличная обработка члена линией комм. крестин через прикрепление к старым членам партии и активистам союза. Задачи крестных отцов – воспитание крестников в коммунистическом духе и передача революционного эксперимента. Тов. Иванов высказывается по докладу о задачах коммунистической партии, о задачах комсомольцев… о правильности комм. крестин как подготовку стоических борцов за коммунизм. Тов. Зенченко зачитывает список крестных отцов с прикрепленными комсомольцами. Тов. Котельников приветствует от райкома партии комсомольцев. Тов. Иванов обращается к крестным папам с надеждою что они с честью выполнят эту задачу"15.
По докладу была принята следующая резолюция: "Заслушав доклад тов. Торгаева о смысле коммунистических крестин, мы комсомольцы ячейки N 1 уясняя себе значение РКСМ для рабочей молодежи, обязуемся быть достойными членами альянса, через прикрепление к нашим старшим партийным товарищам. Мы обязуемся прислушиваться к голосу партийных товарищей и… по их опыту усердствовать стать такими же стойкими, в будущем, членами Р.К.П.(б) и продолжать борьбу за рабочий класс с капитализмом"16.
Крах обряда
Сообразно циркуляру каждый член партии должен был взять шефство над несколькими молодыми комсомольцами. Но на деле получилось совсем не так, как на бумаге. Фото: РИА Новинки
Казалось бы, вот он, триумф единства партии и комсомола в новом красном обряде, но… прошло несколько дней, а крестные папы не торопились приступать к своим обязанностям. Очередное собрание 21 июля. Выступил товарищ Ермаков, который указал, что "крестины бывальщины проведены неправильно, а поэтому нам нужно этот вопрос пересмотреть и приступить к проведению его в жизнь, ибо крестины играют большую роль в мишенях воспитания наших комсомольцев", в результате в ближайшие дни было решено "созвать заседание крестных отцов и обсудить проблема о практическом мероприятии"17. Вынесенное через неделю очередное постановление прозвучало уже криком отчаяния: "В спешном порядке созвать заседание крестных отцов день согласовать с крестными, пересмотреть список крестников, руководствуясь местожительством, на заседании крестных предложить вести дела с крестными указав что ответственность падает на крестных за подготовку крестников"18.
"Комсомольцы вращаются среди партийцев и перенимают от них все неплохое и дурное…"
Однако ничто не смогло исправить ситуацию. Намеченное заседание крестных отцов так и не состоялось, в противном случае был бы оформлен протокол собрания. Подтверждением тому служат материалы негласного доклада заместителя ответственного секретаря Зеленодольского райкома РКСМ Павлова о состоянии комсомольской организации. Среди негативных явлений, имеющих пункт, отмечался "подрыв со стороны партийцев-ответственников важной комсомольской работы, пример этому следующий: создание шефской комиссии, крестных пап, которые без партийцев организация РКСМ не в состоянии была разрешить, последние их срывают неявкой (списки неявившихся высланы Вам). Это доходит до комсомольской массы, которая вступает в панику, говоря, что нам не оказывают никакого содействия, а мы не в состоянии этого сделать"19. Как последствие отмечалось отсутствие систематической воспитательной работы среди комсомольцев20.
В тех случаях, когда крестным отцам все же удавалось установить взаимоотношения со своими подопечными, они передавали последним свои взгляды и привычки, далеко не всегда полезные. И опять обратимся к материалам негласного доклада: "Комсомольцы вращаются среди партийцев, естественно перенимают от них все хорошее и дурное, попадая или же сойдясь с партийцем, какой заражен пьянством, комсомолец заражается от него при тех условиях, если партиец пьет в открытую и не пресекает. С этим районному комитету тяжело приходится бороться, т.к. при всяких действиях слышны одни слова: "партийцы пьют, значит и нам можно"21.
Финал истории очутился довольно печальным и в то же время вполне очевидным: идея использования традиционного обряда, наполненного новым содержанием, потерпела неуспех. Причинами тому стало как отсутствие энтузиазма со стороны партийцев, так и негативное воздействие крестных отцов на моральный облик молодежи. Пришлось принимать меры для нейтрализации возвратного эффекта: взаимодействие со старшими товарищами через общение "за стаканом" было свернуто.
1. Троцкий Л.Д. Семья и обрядность // Истина. 1923. 14 июля; Ярославский Ем. Как вести антирелигиозную пропаганду. М., 1925 и др.
2. Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большенному стилю. М. 2015; Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство. Религия. Церковь. 2012. N 3-4 (30). С. 408-429 и др.
3. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. 185. Оп. 1. Д. 15. Л. 2.
4. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 10. Л. 12.
5. Там же. Л. 6.
6. Там же. Л. 6 об.
7. ЦГА ИПД РТ. Ф. 225. Оп. 1. Д. 9. Л. 216.
8. Там же. Л. 19.
9. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 6. Л. 26.
10. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 7. Л. 39.
11. Там же. Л. 38.
12. Там же. Л. 42.
13. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 13. Л. 40.
14. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 18. Л. 53.
15. Там же. Л. 60-60 об.
16. Там же.
17. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 9. Л. 64 об.
18. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 7. Л. 61.
19. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 10. Л. 36 об.
20. Там же. Л. 38 об.
21. Там же. Л. 36.
Анонс
В ноябрьском номере "Отечества" главной темой будет 100-летие Русской революции, до которой остался год. Среди материалов – рассказ о директоре Симбирской гимназии Ф.М. Керенском (папе Александра Керенского), настоявшем на вручении золотой медали выпускнику Володе Ульянову и поплатившемся за это; подробные свидетельства очевидцев о том, как на самом деле проходил штурм Зимнего; заметка о роли дам во время революции и Гражданской войны, интервью с историком Ольгой Эдельман о живых исторических личностях и безжизненных мифах.
В разделе "Кухня Отечества" публикуется меню рабочих столовых и рецепты блюд, какими питался народ в дни великих потрясений.
Традиционный разоблачил "Игры Родины" объяснит, почему шашечную игру "Чапаев" назвали именем героя Штатской войны.
В разделе "Научная библиотека Родины" – премьера рубрики "Печать эпохи". В ней до декабря 2017 года месяц за месяцем будет рассказыватся о чем строчили газеты в том, революционнном, 1917-м.