На скульптуре под камчатским городком Елизово, где обожают фотографироваться туристы, есть надпись: «Здесь начинается Россия». Однако русские первооткрыватели, устремившиеся на полуостров итого несколько веков назад, считали те земли труднодоступным и полным опасностей краем света. Но пока самые видные европейские колонизаторы отправляли в небытие цельные народы, Россия не просто сохранила камчатских аборигенов, а даже создала новый народ.
Когда русские пришли на Камчатку?
Русские пришагали на Камчатку в 17 веке.
С 17 века русское государство активно раздвигало собственные границы, объединяя новые территории со престарелыми. Страна расширялась в поисках драгоценной пушнины, полезных ископаемых и металлов. Русские переселенцы быстро осваивали богатые дикие кромки, организовывая торговлю, развивая промышленность, выстраивая новые города и селения. Была еще одна причина устремления русских на вольные земли – перспектива вырваться из-под помещичьего гнета с обретением лучшей жития. Нельзя точно установить, когда было первое упоминание о Камчатке в русских источниках. К одному из самых ранних причисляют «годуновский» чертеж — документ 17 века, составленный по донесениям служивых.
Первые землепроходцы России и последователи Ермака проникали вглубь Норда, ведомые жаждой открытий. Собранные сведения они заносили в подробные росписи, чертежи рельефов, что в итоге легло в основу сводной карты Сибири. Но о самой Камчатке длинное время ходили лишь распускаемые сибиряками слухи. Принято считать, что первым русским, ступившим на камчатскую землю, сделался приказчик московского купца Попова Семен Дежнев. В компании опытного помора он снарядил в промысловую экспедицию деревянные ладьи и прославил себя в истории.
Первыми же детальными письменными сведениями о Камчатке отметился казак Атласов. В «Сибирском приказе» он отбил ценные этнографические и географические сведения. Открытия Атласова сподвигли многих русских на дальние походы. Петр I установил с Камчаткой морское извещение, и в 1716-м из Охотска в направлении неизведанных островов отчалил первый корабль. Царя, в первую очередь, интересовало, «сошлася ли Америка с Азией» и где пролегает линия к Японии. Первая Камчатская экспедиция состоялась в 1724 году, тогда-то казаки и изучили южные территории и Курильские острова.
Кто такие камчадалы?
Камчадалы – микс ительменов и русских.
Исторически камчадалами именуют аборигенов Камчатки. Хотя сегодня это понятие употребляется еще в двух значениях: все уроженцы края и даже просто жители полуострова. Лексема «камчатцы» так и не смогла прижиться. Что прикасается происхождения камчадалов, то этот необычный народ сложился, как микс ительменов (в некоторых источниках еще и коряков, чуванцев) с русскими. Заключительные вступали в браки с коренными жителями Камчатки, образовывая совершенно новую национальность. По переписи от 1926 года численность камчадалов на острове составляла 3704 чел. В 1994-м их число вытянулось до 9 тысяч. В 2000 году камчадалов включили в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Сегодня этнос представлен камчадалами, дисперсно проживающими в Камчатском кромке, по побережью Охотского моря и на Чукотке.
Стоит отметить, что камчадалы – народ далеко не примитивный. Их традиционные технологии грамотно адаптированы под окружение обитания. Тиснение на бересте, плетение из лозы, кожевенное, меховое дело, резьба по кости – эти виды ремесел буквально возведены в искусство. Симпатично удивляет культурный уровень камчадалов: в наследие малочисленного народа входят 16 уникальных музыкальных инструментов, высоко раскручены песенно-танцевальные жанры.
Русские – колонизаторы или вдохновители?
Русские быстро ужились с аборигенами Камчатки, взаимно обогащая культуры. /Фото: primamedia.ru
Присоединение Камчатки к России существенно повлияло на грядущей ительменов. Часто можно услышать, что русские погубили коренных жителей далекого полуострова. За более чем 200-летнюю историю в составе Российской империи численность ительменов подлинно уменьшилась в разы. Но в причинах стоит разобраться. Исследователи утверждают, что на ситуацию прежде всего влияла тягостная среда обитания, регулярно провоцирующая голодание и болезни. Сокращение числа ительменов происходило также по причине регулярных межобщинных стычек, характеризовавшихся жестокими подходами. Масса жизней аборигенов уносили беспощадные эпидемии. Так, участник экспедиций Ваксель писал о свирепствовавшей оспе и смертях сразу нескольких тысяч обитателей. А вторая волна в 1768—1769 гг. и вовсе переполовинила коренное население.
Справедливо будет допустить, что не последнюю роль сыграла и колониальная русская политика, усугублявшая бытовые трудности ительменов. Выплата ясака в начальный контактный этап на фоне примитивного рыболовства и охоты не способствовала повышению уровня жизни. Имело место и спаивание аборигенов в результате торговли с торговцами.
Вместе с этим, присоединение к России, с ее неизмеримо более высоким развитием, имело огромное благотворное влияние на судьбы ительменов. Поселявшиеся вблизи с ительменскими поселками русские охотно вступали с местными в контакт, частым явлением стали смешанные браки. В кромка вкладывались средства, и уже к 18 веку появились крупные населенные пункты: Верхнекамчатск, Нижнекамчатск, Большерецк.
Благодаря русским на Камчатке впервые показались лошади и крупный рогатый скот, металлические изделия, ткани. Новые сожители обучили камчадалов принципам огородничества. Под воздействием русских на смену архаичным костяным и каменным орудиям в быт ительменов вошли железные инструменты. А вместо темных, сырых землянок они сделались расселяться в срубных деревянных избах. Коренным жителям пришлась по вкусу русская национальная одежда, они охотно учили русский стиль и отдавали детей в миссионерские школы. Это и способствовало тому, что в дооктябрьской эпохе ительмены отличались довольно высокой грамотностью и превосходили даже кое-каких жителей центральных русских деревень.
Этнографы утверждают, что на всем северо-востоке Азии не было другого такого народа, какой бы настолько глубоко проникся традициями русской культуры. Русские, в свою очередь, перенимали некоторые черты самобытной цивилизации камчатских аборигенов. Благодаря взаимодействию пришлые жители научились мастерить ездовые собачьи сани, вязать из бересты чуманы для сбора ягод, плести сумки из крапивы, шить кожаные сапоги-торбаса.
В истории России весьма много исчезнувших народов. Но они так или иначе оставили свой след в русских, который видно и сегодня.