Этот «рекорд» вряд ли когда-либо будет побит. Воздушный таран считается слишком опасным приемом, поэтому он никогда не поощрялся командованием, но, тем не менее, пилотов, совершивших этот подвиг, всегда представляли к награде – чаще всего посмертно. Единственный человек в мире, который таранил противников четыре раза и выжил – советский летчик-истребитель Борис Ковзан.
В семейству Ковзанов никогда не грезили о героических подвигах. Отец будущего летчика служил на почте, мать, правда, была донской казачкой, и, вероятно, от нее сын Борис унаследовал беспокойных характер. Мальчик родился в городе Шахты, но в 1935-м семья переехала в Бобруйск, и именно там махонький Боря впервые поднялся в воздух. Произошло это благодаря его первой детской победе.
В 1930-е годы советское правительство большенное внимание уделяло популяризации авиации. Вся страна знала имена челюскинцев, мальчишки грезили северными просторами и самолетами. Махонький Боря Ковзан с увлечением занимался авиамоделированием, запускал в небо самолеты из фанеры и мечтал когда-нибудь стать летчиком. Раз он выиграл в городских соревнованиях, его модель пролетела дальше всех, и мальчику достался волшебный приз – полет над городом на натуральном самолете. С этой минуты мечта Бориса приобрела вполне реальные черты. Он записался в аэроклуб, а после сумел устроиться в Одесскую военно-авиационную школу. В 1940-м году он выпустился в звании младшего лейтенанта, и его приписали к 162-му истребительному полку, базировавшемуся в Козельске.
Борис Ковзан – советский лётчик-истребитель
Миролюбивая жизнь молодого лейтенанта закончилась слишком быстро. С началом Великой Отечественной войны он сразу оказался на линии пламени. Первое же задание оказалось для Бориса Ковзана тяжелым психологическим испытанием. Он должен был провести разведку, причем в районе его родимого Бобруйска. Пролетая над улицами почти полностью уничтоженного города, летчик чуть было не потерял самообладание, но сумел скопиться и выполнил задание – обнаружил невдалеке немецкую танковую колонну.
Не всем бойцам Красной армии в военные годы доставалось такое испытание – увидать своими глазами, что сделали фашисты с их родными местами. Борис Ковзан сумел пережить это и сражаться дальше. Три месяца спустя он свершил первый таран. Летчик был уверен, что такой подвиг должен стать первым и последним в его жизни. 29 октября 1941 года, во пора битвы за Москву, Ковзан на истребителе ЯК-1 врезался в немецкий «Мессершмитт-110». К тому времени у него уже кончились патроны, сбежать от противника он не надеялся, потому решил погибнуть как герой.
Удивительное везение советского летчика проявилось тогда впервые: винт его Яка обрубил хвост немецкой машине и та, утеряв управление, разбилась. А вот Ковзану удалось удержаться в воздухе, он дотянул до ближайшей деревни и сел на поле. Оказалось, что винт после ужасного удара только погнулся. Местные жители помогли его выправить, и летчик благополучно вернулся на базу.
Борис Ковзан нередко становился героем газетных очерков
Второй таран произошел в конце февраля 1942 года. Все на том же «счастливом» Яке Ковзан схлестнулся с немецким «Юнкерс-88». Случилось это в небе над участком Валдай — Вышний Волочек. Опять наша машина оказалась крепче, хотя несколько секунд представлялось, что оба самолета рухнут на землю вместе – нос Яка буквально увяз в фюзеляже Юнкерса, но затем высвободился. Посадка невдалеке от Торжка была жесткой, но Борис Иванович опять отделался легковесно. За этот подвиг он получил Орден Ленина.
Имя Ковзана после этого случая уже стало легендой – даже фашисты восхищались «невменяемым русским», но он продолжал чувствовать свое счастье. В третий раз Борис Иванович направил МиГ-3 на вражеский Мессер в июле 1942 года над Великим Новгородом. Немецкая машина упала на землю, получив удар в бок, а у нашего истребителя заглох двигатель. Лишь невероятное мастерство помогло летчику выжить в тот раз. Высота была небольшой, и он сумел посадить самолет.
Четвертый таран произошел в августе 1942 года. На самолете Ла-5 капитан Ковзан наткнулся на цельную группу вражеских самолетов: несколько бомбардировщиков и прикрывающие их истребители. В этом бою герою не повезло. Самолет получил несколько повреждений, а Борис Иванович был ранен в глаз. Соображая, что шансов на победу у него нет, он направил свой самолет прямо на немецкий бомбардировщик. От удара летчика выкинуло из кабины на вышине шесть тысяч метров. Парашют подвел, вероятно тоже был поврежден, однако судьба по-прежнему хранила Ковзана. Под ним расстилались бескрайние болота, и он упал в мягкую болото, сломав только ногу и несколько ребер. Спасли героя партизаны. Они выходили летчика и переправили его через линию фронта.
Борис Ковзан с супругом и матерью
Затем Борис Иванович почти год пролежал в госпитале. Спасти глаз не удалось, но после выздоровления летчик опять рвался на фронт. Обыкновенно с такими травмами летать не разрешали, но для живой легенды сделали исключение. В общей сложности Борис Ковзан совершил 360 военных вылетов и уничтожил 28 самолетов противника. Он стал Героем Советского Союза и после войны дослужился до подполковника. После брани он продолжил службу и закончил Военно-воздушную академию. А вот уйдя в запас в 1958 году, жил с семьей в Рязани и работал начальником аэроклуба – обучал летать новое поколение героев.
Судьба еще одна летчика-истребителя была полна невероятного везения. Вся страна восхищалась Подвигом Михаила Девятаева – советского пилота, который сбежал из фашистского концлагеря на вражеском самолете