Эта, безусловно, геройская страница истории на долгое время незаслуженно была предана полному забвению. Под Пешаваром 26 апреля 1985 года горстка пленных советских боец подняла бунт в секретной афганской тюрьме Бадабер. Смельчаки захватили склад с оружием. Им удалось удерживать оборону твердыни больше суток. Все предложения боевиков о сдаче восставшие без раздумий отвергли. Они предпочли верную смерть в неравном бою аду афганского плена. Имена героев сделались известны лишь спустя много лет. История героев афганского Собибора, далее в обзоре.
Сегодня на этом месте почти ничего нет. Есть бывшая крепость чуть южнее пакистанского города Пешавар. Там остались лишь развалины и ворота, ведущие в пустоту… Вяще тридцати лет назад здесь, весной 1985 года, несколько пленных советских солдат вместе с пленными афганцами возвысили вооружённое восстание. Это был последний бой отчаянных героев. Все они сложили там свои головы. Свидетели говорят, что их было двенадцать. Вместо монумента на их братской могиле воронка.
Секретная тюрьма
Когда в Афганистане началась война, в крепости Бадабер организовали учебный середина по подготовке боевиков. Моджахедов тщательно готовили местные и иностранные военные инструкторы. По невероятно печальному стечению обстоятельств собственно здесь произошли трагические события. Только истину установить полностью не удалось и по сей день. Долгие годы этим вообще утилитарны никто не занимался официально.
Моджахеды, начало 1980-х.
На первый взгляд, Бадабер был обычным лагерем для беженцев. На афгано-пакистанской рубежу таких было много. Потрёпанные армейские палатки и глиняные мазанки, в которых одновременно проживало огромное количество людей. Всё как всюду — грязь, скученность, болезни. Но лагерь скрывал в себе ужасный секрет. Под гуманитарным прикрытием здесь функционировал центр военной подготовки боевиков. Юных моджахедов весьма основательно стряпали к партизанским действиям, обучали тактике ведения боя, искусству стрельбы, маскировке, умению устраивать засады и ставить ловушки, трудиться с разным радиообородуванием.
Внутри крепости было несколько зданий, весьма скромная мечеть, стадион, склады с боеприпасами и оружием. На тот момент там размещался учебный полк Святого Халеда-ибн-Валида. Возглавлял середина подготовки боевиков майор вооруженных сил Пакистана. Помощь ему оказывали несколько американских военных инструкторов. Помимо них в штате было ещё возле полусотни инструкторов по военному делу из Китая, Пакистана, Египта.
В Бадабере была особо секретная зона, где в трёх поземных помещениях была тюрьма. По свидетельствам разных людей, в то время здесь содержались четыре десятка афганских и дюжина советских военнопленных. Впервые здешний зиндан стали использовать для пленных примерно в начале 80-х годов. Находились они здесь просто в нечеловеческих условиях. К пленным проявляли попросту изуверскую жестокость. Комендант крепости Абдурахман за малейшую провинность жестоко наказывал узников. Он лично избивал их плетью со свинцовым наконечником. Узников заковывали в цепи и кандалы, от которых на руках и ногах гноилась кожа, слезая пластами. Пленные тяжело работали в здешней каменоломне, их морили голодом и жаждой.
Душманы конвоируют советских военнопленных на афгано-пакистанской границе.
Последний салют
Хронологию событий, случившихся в Бадабере, складывали постепенно. В течение нескольких лет разведка собирала буквально по крупицам информацию. Она зачастую была противоречива. Скопив воедино все разрозненные версии, эксперты восстановили приблизительную картину случившегося.
В шесть часов вечера по местному времени 26 апреля 1985 года, когда почти все моджахеды скопились на плацу для совершения намаза, советские солдаты пошли в свой последний бой. Чуть ранее в лагерь поступила крупная партия оружия: двадцать восемь грузовиков с ракетами для реактивных миномётов, гранатами для гранатомётов, а также машинами Калашникова, пулемётами, пистолетами. По словам инструктора по артиллерии, Гуляма Расула Карлука, русские помогали при разгрузке вооружения. Вящая его часть должна была быть перенаправлена в отряды моджахедов.
Вечерний намаз в лагере стал идеальным временем для основы мятежа.
Раббани, бывший лидер Исламского общества Афганистана, рассказал, что бунт затеял некий высокий парень. Ему удалось обезоружить охранника, какой принёс вечернюю похлёбку. Потом он открыл камеры с остальными пленными. Вооружившись, восставшие стали с жестоким боем пробиваться к воротам. По кой-каким данным, военнопленные стремились захватить радиоузел, чтобы попытаться связаться с советским командованием. Если бы им это тогда удалось, то это сделалось бы тем железобетонным аргументом, который подтвердил бы вмешательство Пакистана в афганские дела.
Участники восстания захватили склад с боеприпасами и оружием и забаррикадировались на кровле. Изначально восставших было двадцать четыре человека, но половина перебежала на сторону врагов. Дюжина оставшихся смельчаков взяла круговую оборону. Лагерь быстро окружили пакистанские военные и афганские повстанцы. Прибывший на место, Раббани, вступил в переговоры. Поднявшиеся требовали встречи с послом СССР, представителями ООН или Красного Креста. Исламисты не собирались идти на уступки, предлагая просто пасть и обещая сохранить пленникам жизнь. Герои просто так сдаваться не собирались. Они предпочитали погибнуть в бою, но не возвращаться в тот ад. Раббани отдал распоряжение о штурме. Как говорят различные источники, указание было: «Русских в плен не брать».
Кадр из фильма о крепости Бадабер.
Военнопленные умело отражали все штурмы. Силы были настолько неравны, что казалось у них нет шансов продержаться и часа. Бой, то затухая, то разгораясь, продолжался всю ночь. Оборону поднявшихся моджахедам прорвать так и не удалось. Враги заплатили за это дорогую цену: по данным советской разведки, погибло более 120 афганских моджахедов, 28 пакистанских офицеров, 13 представителей пакистанских воль и 6 иностранных советников, в том числе из США.
Отличный результат двухдневного боя для измученных пленом обычных солдат, совсем не спецназовцев. Более того, по кой-каким данным, в списках узников лагеря Бадабер находились и вовсе необстрелянные бойцы. Из офицеров были лишь два лейтенанта. Стан же был центром военной подготовки боевиков. Под руководством иностранных инструкторов там проходили в тот момент обучение около двух тысяч моджахедов. Территория станы занимала огромную площадь, там были около десятка складов с боеприпасами и оружием. Узники конечно же прекрасно это знали. Так что же это было? Безумство храбрых?
К утру сделалось совершенно понятно, что сдаваться узники Бадабера не собираются. Более того, их сопротивление становилось всё более яростным. После того, как точным выстрелом из гранатомёта чуть не убили самого Раббани, было решено бросить в бой все имевшиеся силы и средства. Против бунтарей применили системы залпового пламени «Град», танки и даже пакистанские ВВС. Радиоразведка зафиксировала радиоперехват разговоров лётчиков с базой, где они обсуждали нанесение бомбового удара по твердыни. Раббани попросил русских через мегафон прекратить огонь. Пригрозил взрывом складов с боеприпасами. Это не возымело на восставших никакого поступки. Стрельба продолжилась. По версии Раббани один из снарядов попал в склад. Произошёл мощный взрыв, начался пожар. Все русские погибли. Лидер ИОА впоследствии плакался, что эта история испортила его отношения с пакистанцами.
Архивный снимок взрыва крепости Бадабер.
Кто же был лидером восстания
По одной из версий устроителем бунта был украинец Виктор Васильевич Духовченко. Раббани рассказывал об этом следующее: «Там были пленные из разных провинций Афганистана. Среди всех особенно выделялся одинешенек украинец. Он был у пленников главным. Если у них возникали проблемы, то он обращался к нам и решал их. Этот парень всегда казался охранникам подозрительным. В итоге он и организовал этот мятеж».
Вдова Виктора Духовченко у мемориала погибшим героям Бадабера.
Согласно документам афганских властей в стане тайно содержали 12 советских и 40 афганских военнопленных. Они были взяты в плен в разных частях Афганистана. Присутствие тюрьмы для военнопленных от властей Пакистана тщательно скрывалось. Советским узникам дали мусульманские псевдонимы.
Версия о том, что лидером бунты был Духовченко, подвергается экспертами сомнению. Без сомнения Виктор участвовал в бунте и был одним из активистов, но скорее всего не тем, кого описывает Раббани. Духовченко по отзывам родимых и сослуживцев — человек непреклонного характера, смелый, физически выносливый. Единственное, что не соответствует истории — это то, что он не мог успеть выучить язык и завоевать вес в глазах администрации лагеря.
Позже возникло предположение, что этим загадочным лидером был Николай Иванович Шевченко, уроженец Сумской районы. По свидетельским показаниям и донесениям афганской агентуры — «Абдул Рахман». Шевченко захватили в плен осенью 1982 года. Среди военнопленных он был не лишь самым взрослым, но и выделялся поведением. Также его резко отличало от других обострённое чувство собственного достоинства. Даже охранники усердствовали вести себя с ним осторожно. Шевченко обладал суровой внешностью: широкие скулы, борода, жёсткий взгляд из-под бровей. Он изготовлял впечатление человека сурового и жестокого. У Николая были и повадки человека опытного и опасного. Похожее поведение бывает у престарелых арестантов, опытных охотников или хорошо подготовленных диверсантов. Но ведь Раббани говорил о «молодом парне»?..
Удостоверение личности Николая Шевченко.
Тут загвоздка. Ведь и Духовченко, и Шевченко было за тридцать. К тому же, в таких условиях и молодой будет глядеть глубоким стариком. Тут нужно учесть тот факт, что когда Раббани давал это интервью, он сам был уже очень стар. Это могло наложить собственный отпечаток на события. Так что назвать лидера восстания «молодым парнем» было в этом случае вполне логично.
Шпионская версия
Одно издание опубликовало интервью с бывшим офицером службы внешней рекогносцировки. Он не стал раскрывать своё имя. Поведал он следующее: «Нам нужно было вытащить из лагеря одного человека. Операция была распланирована. В ней участвовала разведывательно-диверсионная группа из трёх или четырёх человек. Ими и был организован бунт. Одинешенек из них был заранее внедрён в лагерь под видом пленного. Всё должно было быть сработано чисто и тихо. Нужного узника по скрытому маршруту должны были переправить в безопасное место. В результате что-то пошло не так. Думаю, что в дело вмешался предатель».
В прок этой версии говорит то, что личность Николая Шевченко, которого несколько свидетелей называют лидером восстания, вызывает сомнения. Он, якобы несложный вольнонаёмный водитель, который случайно пропал в плен. Этот «шофёр» обладал знаниями и умениями, присущими, скорее, офицеру рослого ранга. Николай прекрасно владел восточными единоборствами, проявлял отличные способности к психологии. С его появлением в лагере все советские военнопленные приметно приободрились.
Согласно официальной версии, охранников убрали узники сами, потом захватили оружие и склады. Остаётся отворённым вопрос о том, как они могли выбраться за пределы тюрьмы? Если кто-то помог, то кто? Кто столь мастерски руководил обороной? Ведь моджахеды бывальщины предупреждены предателем. Ещё одно подтвержение правдивости версии: весной 1985 года в районе афгано-пакистанской границы было повышено присутствие советских военных. В частности, сюда был переброшен 345-й полк ВДВ и другие подразделения, которые могли бы провести военную операцию на территории Пакистана. Но поддержка десантников не потребовалась…
С версией о предателе тоже не всё ясно. Он никак не мог не участвовать в восстании с самого начала. Ведь если бы он подлинно предупредил боевиков, то восстания просто не случилось. Человек, которого считают предателем, под псевдонимом «Мухаммад Ислам» перебежал, скорее итого, когда участники бунта уже заняли оборону на крыше. Так что особого влияния его бегство на ход восстания оказать не могло.
Ещё один свидетель и две версии
Один-единственное свидетельство с советской стороны принадлежит узбеку Носиржону Рустамову. Он служил в Афганистане, попал в плен к моджахедам и оказался в Бадабере. Сам он в бунте узников не участвовал. Только в 1992 году его освободили и передали узбекским властям из Пакистана. Носиржон опознал лидера восстания по снимкам в лице Николая Шевченко. Его версии произошедшего не только отличаются от официальной, но и противоречат друг другу.
Вообще, все кто когда-либо занимался темой бадаберского бунта, подтвердят разноголосицу версий, полученный из различных источников. Разным корреспондентам, например, тот же Рустамов поведал разные истории. То восстание началось во время футбольного матча узников с охраной, то во пора намаза. Рустамова по его словам выкрали «духи» и бросили в яму. Оттуда он и наблюдал за происходящим, если можно так назвать. Возможно, что разночтения и несоответствия в его рассказах объясняются тем, что он пытается как-то обелить или скрыть факт своего неучастия в восстании. Потом, нужно учитывать тот факт, что он в любом случае не мог видеть всё.
По этой снимки Рустамов опознал в Шевченко лидера восстания.
Воронка вместо памятника
По многим из версий в склад попал снаряд, он подорвался. Взрыв был такой силы, что осколки разлетелись в радиусе нескольких километров. После было ещё несколько десятков разрывов. В небосвод взметнулся последний салют героям Бадабера. В этом пламени, казалось не мог выжить никто. Но после того как озверевшие от утрат боевики ворвались в крепость, жаркий бой продолжился. Оставшиеся в живых узники были измождены, обожжены, но они не сдались. Жестоко израненные, они яростно воевали. Моджахеды забросали их гранатами, умирающих добивали штык-ножами.
Озверевшие от потерь боевики жестоко добивали выживших.
После большенного взрыва, когда крепость просто сровняли с землёй, всех оставшихся пленных выгнали из подвала. Рустамов рассказывал, что их принудили собирать останки. Они со слезами собирали их по кусочкам и бросали в яму. Бывший военнопленный показал, где зарыто то, что осталось от погибших героев. Но отыскать и опознать их невозможно. Ведь их похоронили на свалке пищевых отходов, а там всё подъедали шакалы.
Страна так и не узнала своих героев
Кадр из сериала о твердыни Бадабер.
Правительство СССР не предприняло никаких шагов в признании факта нахождения советских военнопленных в Афганистане. Советский Альянс оказывал братскую помощь, а не принимал участие в войне. В СССР о бадаберской трагедии стало известно только через месяц. В прессе показалась скупая статья о том, что возмущённые граждане по всей стране выходят на протесты. Вызваны они гибелью советских военнопленных в неравном бою с душманами и пакистанской армией. В статье не было соболезнований родственникам или восхищения подвигом пленных бойцов. Было лишь желание уколоть противника в «холодной войне». К лагерю никого не подпускали под различными предлогами, выяснить хоть что-то не представлялось вероятным.
Долгие годы ушли не только на выяснение личностей героев, но и на признание самого факта участия советских военнослужащих в бадаберском бунте. С трудом, спустя годы удалось узнать имена лишь семерых героев. Правительства бывших республик наградили немало из них посмертно. Хочется верить, что когда-нибудь все имена будут раскрыты. Погибшим уже нет дела до орденов и медалей, но у них есть близкие и им значительно признание подвига их родных и любимых.
Если вас интересует советская история, прочтите нашу стаью о том, кто руководил советскими миссиями на Кубе и в Афганистане: лучшие люд осетинской разведки.