Как в СССР показались такси и что с ними стало: «Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в СССР показались такси и что с ними стало: «Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»

Во поры СССР на такси ездили не так уж и часто. Это не был вид транспорта, которым пользовался рядовой гражданин. Нередко поездка на машине с шашечками была цельным событием: использовали такси исключительных случаях, заказывая машину по телефону или же ожидая ее на специальных уличных стоянках. Читайте, когда и где возникли первые службы таксомотор, каким был первый такси-автомобиль в России и почему профессия таксиста в СССР была очень престижной.

Первые таксометры в Лондоне и услуга таксомотор на гужевом транспорте в России

Как в СССР показались такси и что с ними стало: «Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»
Так выглядели французские фиакры. /Фото: i.pinimg.com

До того, как автомобили появились во всех в городах вселенной, вместо такси работали извозчики. Они ждали богатых клиентов около театров, ресторанов и других общественных мест. В XVII столетье в Англии, в Лондоне, власть выдала официальную лицензию кучерам на извоз, то есть появилось что-то отдалённо напоминающее службу таксомотор. Тогда же такие услуги стали возникать в Париже и Москве.

Время шло, и в конце XIX века на улицы Франции выехали экипажи на конной тяге — фиакры. Они не сделались популярными среди населения, потому что единого тарифа на проезд не было, а стоили поездки достаточно дорого. Фиакры нередко рассматривались как забава. Из Франции же пришло и само название — такси. Оно произошло от термина таксиметр, что обозначает счётчик. Автомобили именовались таксомоторами. С начала 20 века в Европе такси всё чаще стали оснащаться таксометрами. Что касается Российской империи, то так именуемое гужевое такси было очень востребовано, но клиенты были недовольны ценами. Единого тарифа ни было, а стоимость зависела от того, какое расположение было у извозчика.

Технический прогресс остановить было невозможно. В конце XIX века в Санкт-Петербурге и Москве заговорили о внедрение целой проездной таксы. Водители не горели желанием устанавливать счётчики, поскольку это мешало левым доходам. Было невозможно завысить стоимость, оперируя плохой погодой, ночным временем, неблагоприятным районом. Стоимость проезда стала дешевле. Владельцы таксопарков, ощутив недовольство водителей, разрешили закупать модели с встроенными таксиметрами, это были французские Renault.

Первое авто-такси в России, московский Oldsmobile, таксомоторы в СПб и засилье иномарок

Как в СССР показались такси и что с ними стало: «Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»
ГАЗ-А выглядел весьма элегантно. /Фото: avatars.mds.yandex.net

В дореволюционной России первый автомобиль-такси выехал на улицы в 1906 году. Произошло это в Туркестане, когда здешний коммерсант привёз из Москвы в столицу Семиречанской области, Верный, автомобиль «Berlie». В 1907 году в Москве один автолюбитель повесил на машину табличку «Извозчик. Такса по обоюдному соглашению». В этом же году в Москве была открыта Биржа Такси, а в Санкт-Петербурге в 1909 году заработала частная контора «Санкт-Петербургский таксомотор». Автопарк составляли машины марки «Форд».

В Москве отворилось «Товарищество автомобильного передвижения», в его распоряжении было 4 автомобиля марок Фиат, Darracq и NAG. Через год машин было уже сорок, а в 1912 году — 250. Услуги таксомотор набирали популярность и имели хорошую рентабельность. Во время Первой мировой войны и Октябрьской революции такси было позабыто, вспомнили о нём в 1925 году как о «комфортным транспорте, доступном простому рабочему человеку». В тридцатых годах услуги стали скоро развиваться, закупались «Форды», началось производство отечественных автомобилей. Первой моделью, которая увеличила советский таксопарк во немало раз, был ГАЗ-А, затем появился М-1. Это были копии западных автомобилей с укрепленными шасси, что было очень важно для езды по русским путям.

Послевоенные лимузины и триумфальное шествие ГАЗ-21

Как в СССР показались такси и что с ними стало: «Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»
ГАЗ-21 стало самым известным советским такси. /Фото: a.d-cd.net

В довоенные годы в Москве и Минске ездили так называемые «советские лимузины» — ЗиС-101. Их было не больше 55 штук, так как модели были премиальными. Расцветай проходимостью они не отличались, в армии не использовались, поэтому стали базой для послевоенных таксопарков. Во время Великой Отечественной войны таксомотор не работало, все машины были направлены на фронт. Такси начало возвращаться лишь к концу 1945 года.

Правда, к этому поре ЗиС-101 технически устарели. На дорогах стали появляться легендарные «Победы», произведённые Горьковским автозаводом. Такие машины бывальщины раскрашены согласно единому стандарту — имели серый низ и белый верх, которые разделялись полосой из шашечек. Такой внешний вид выделял таксомотор из массы транспорта. Но самым известным такси-автомобилем стал ГАЗ-21 «Волга», который появился в 1957 году. Стоит припомнить известные кинофильмы «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» — везде фигурировала эта «Волга». Таксомотор ГАЗ-21 было раскрашено в светлый салатово-желтый цвет, кроме того, имело систему радиосвязи с диспетчером и отличалось комфортным и просторным салоном.

Советские таксисты, и отчего стать ими было очень сложно

Как в СССР показались такси и что с ними стало: «Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»
Профессия таксиста в СССР была очень востребованной. /Фото: a.d-cd.net

Такси в СССР было уникальным явлением: с одной сторонки это роскошь и комфортное передвижение, а с другой стороны, невысокие цены и бесконечные очереди на стоянках, к которым так привыкли советские люд. Профессия таксиста в СССР было очень престижной и прекрасно оплачивалась. Найти такую работу было очень сложно, в отличие от сегодняшнего поре. Водитель должен был иметь великолепные навыки вождения, уметь ориентироваться на любой местности, даже незнакомой (о современных GPS-навигаторах, какие подсказывали путь, и речи не было). Кроме того, шофер был обязан хорошо разбираться в строении автомобиля и уметь его починять.

С авторемонтом в СССР дело тоже обстояло не очень хорошо. Ну и общение с людьми — с пассажирами нужно было быть учтивым и тактичным. Своеобразный универсальный специалист, не правда ли? Отношение к таксистам и к услугам такси была неоднозначным. Кто-то пользовался с наслаждением, кого-то раздражало, но в любом случае советские машины с шашечками на боку запомнились многим. Лучшие традиции советских «таксомоторов» отыщи свое отражение в современных сервисах.

Хоть работа в такси и считалась мужской, женщины всё же крутили баранку. Как и осваивали космос и иные сложные профессии.

>