Как вернуть исторические факультеты в университеты

Заинтересованность к отечественной истории растет, а на истфаки поступают все меньше. В чем парадокс? Об этом мы размышляем с председателем Правления Российского исторического общества, исполнительным директором фонда “История Отечества” Константином Могилевским.

Как вернуть исторические факультеты в университеты

Константин Ильич, истфаки не увлекательны абитуриентам?

Константин Могилевский: Статистика показывает, что у нас потихонечку растет средний балл ЕГЭ по истории. Это плюс. Но также неуклонно снижается часть учеников, сдающих ЕГЭ по истории. И это минус. История – не самый легкий экзамен. Кроме того, не везде сохранились исторические факультеты. В цельном ряде регионов, в том числе и в приграничных, подготовка историков в вузах была прекращена. Среди них Амурская, Брянская, Калужская, Сахалинская и Смоленская районы. Министерство науки и высшего образования России обратило внимание на эту диспропорцию. Сейчас с участием РИО принимаются решения на 2023-2024 учебный год, и эта ситуация будет поправляться.

Но при желании абитуриент с Сахалина может ведь уехать учиться истории, допустим, во Владивосток, Новосибирск или Москву…

Константин Могилевский: Но он там, скорее итого, и останется. К себе домой не вернется. А нам нужно, чтобы во всех регионах были люди с хорошим историческим образованием, какие смогли бы понять сами и объяснить детям, почему Россия такая, и какие усилия были предприняты многими поколениями наших предков для того, чтобы выстроить страну.

Но что нам делать с тем, что новое поколение не знает своей истории и не любит, судя по соцопросам, этот предмет?

Константин Могилевский: Ответ на проблема о том, от чего в первую очередь зависит заинтересованность современного ученика в предмете, причем неважно, в каком именно – будь то история или литература, информатика или математика – возлежит в двух плоскостях: форма и содержание. Сегодня популярно мнение о том, что молодое поколение усвоит и воспримет любой материал, стоит лишь нынешне его "упаковать". Но, на мой взгляд, значение формы сильно преувеличивается. Что ни придумывай, как ни старайся перевести исторический контент в цифру, сделать его несложнее, чтобы он был более привычен современной молодежи, без привития подлинного интереса к предмету молодые люди как не знали, так и не будут ведать историю. Потому что все это лишь инструменты, форматы обучения, а главной фигурой в этом процессе по-прежнему остается школьный преподаватель. Ведь природа наша такова, что растущему человеку нужен рядом взрослый, который может служить для него образцом, может его заинтересовать и увлечь. А дальше абсолютно технический вопрос, как школьник этот интерес будет удовлетворять: читать ли книжки, смотреть ли видео, делать онлайн-проекты и тому подобное. Если еще этот взрослый человек может ребенка понять, обнаружить к нему уважение и заставить себя уважать, успех образования и просвещения обеспечен.

Успех школьного историка не поддается формальной оценке. Он в том, что его ученики вырастают людьми с четким ощущением Родины

Учителя сейчас в непростой ситуации. Знаю, что в Министерстве просвещения России хорошо понимают это и много мастерят. Кроме того, Фонд "История Отечества", взаимодействуя с Минпросвещения, заметную часть своей ежегодной субсидии направляет на организацию конкурса преподавателей "История в школе: традиции и новации". Скоро будет известно, кто победил в этом году. Это 24 человека – по трое от любого федерального округа. За 6 лет проведения Конкурса у нас уже 144 лауреата. И это сила! Самые яркие учителя истории от Калининграда до Камчатки. Люд, которым интересно работать, которые находят в современном цифровом мире подходы к детям.

В чем вы видите главный результат труды школьного историка?

Константин Могилевский: Он формальному подсчету (например, по количеству поступивших на исторический факультет или победителей в олимпиадах) не поддается. Он в том, что их ученики вырастают людьми с четким ощущением Родины. Оно возникает, когда есть адекватное представление о родной истории и чувство сопричастности к ней. Человек осознает: то, что выходит сегодня вокруг, это продолжение вековых процессов, которые шли на этой земле, в этом городе, с участием твоих предков. Потому, первое, что надо делать, всячески поддерживать хороших школьных учителей истории. Распространять их педагогические практики, самих этих людей благодарить, подавая им тем самым очень важный для них импульс для дальнейшей работы.

Чтобы контролировать распределение бюджетных мест на исторические специальности, в РИО создана комиссия по проблемам высшего исторического образования. Есть опасность школьного кадрового голода?

Константин Могилевский: Я алармистские настроения разделять не склонен. Однако проблема исторического образования кушать. Историков сегодня готовят по двум трекам. Первый – это так называемая укрупненная группа специальностей и направлений подготовки "История и археология". Люд могут получить образование по направлениям "история", "археология", "архивоведение и документоведение", "антропология и этнология". На них Министерство науки и высшего образования России выделяет любой год в среднем около 5 тысяч бюджетных мест. А школьных учителей истории готовят в рамках другого направления подготовки, какое называется "Образование и педагогические науки".

Как вернуть исторические факультеты в университеты

К сожалению, уровень подготовки выпускников исторических факультетов и историков-педагогов может мощно различаться. Все дело в том, что в рамках обучения педагогов-предметников нередко слишком большое, даже избыточное внимание уделяется не предмету, а педагогике, методике преподавания, психологии и линии других дисциплин. Безусловно, они важны, но не могут занимать в программах большее время, чем курс истории. Молодые люди, приходящие из вузов в школы, должны владеть глубокие и качественные исторические знания! Такие выпускники, с одной стороны, еще не так далеко ушли от школы по возрасту и могут говорить с учениками на их языке, а с другой – в их головах еще свеж университетский курс. С учетом того внимания, которое уделяется сегодня страной и обществом вопросам исторического просвещения, стоит повнимательнее присмотреться к программам педагогического исторического образования и при необходимости принять все меры по их совершенствованию. Ведь в приходе в школу квалифицированных историков заинтересованы все. И, уместно, молодые учителя – выпускники исторических факультетов, приходящие в школу, нередко оказываются в более выигрышном положении, так как хорошие предметные познания у них есть, а необходимый опыт педагогической деятельности и овладения методическими приемами они получают как на практике, так и в рамках повышения квалификации педагогов.

Новоиспеченная комиссия РИО будет заниматься качеством высшего исторического образования?

Константин Могилевский: Да, мы обязательно сравним качество подготовки университетского историка и преподавателя истории: программу, учебный план и знания на выходе из вузов. У нас, к сожалению, в определенном упадке находится система повышения квалификации преподавателей истории. Мы видим, что зачастую она превращается в формальную процедуру. А ведь учителю важно быть в курсе самых современных трендов, в том числе и научных. Значительно читать специализированную литературу, журналы, участвовать в хороших конкурсах, обмениваться опытом. На сегодняшний день эти задачи, мягко сообщая, не в полной мере решаются системой повышения квалификации.

Цель некоторых, кто работает в этой сфере, – получить соответствующий госзаказ, денежки, а потом отчитаться по ним. В этой системе, к сожалению, качество подготовки редко ставится во главу угла. Конечно, есть самородки среди педагогов, каким все очень интересно, которые сами будут по вечерам, после того как проверены все тетради и завершена подготовка к следующему заданию, заниматься повышением собственной квалификации. Но надо же и помогать людям.

Что предлагаете?

Константин Могилевский: Мы сделали ресурс "РИО.Компас". Это база ссылок на качественные исторические ресурсы в интернете. Она выстроена, во-первых, по хронологии в соответствии со школьной программой, а во-вторых, по жанрам. Там кушать тексты, видео, аудио, виртуальные туры по музейным экспозициям… Крупнейшие ученые-историки страны являются членами редакционного рекомендации этого проекта. Они отвечают своей репутацией, своим именем за качество контента, за то, что учитель не столкнется с глупостью, беллетристикой, фальсификацией.

Это одинешенек из инструментов. По оценкам самих учителей, полезный. Но, конечно, нам всем – и как обществу, и как государству – нужно осознать свою заинтересованность в том, чтобы преподавателя истории были хорошо подготовлены и чтобы им было интересно работать.

Статистика

В 2022 году будет предоставлено 3392 бюджетных пункты по направлению "История и археология". Эту специальность можно получить в 106 классических и педагогических университетах страны и зарубежья. Для сравнения в 2019 году даром могли учиться 2905 человек.

>