Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых

«Сазиков» – старейшая из популярных ювелирных мануфактур Российской империи, во многом опередившая свое время. За семь десятилетий своего существования фирма «Сазиков» достигла невообразимых высот, сформировав узнаваемый стиль, которому подражали мастера на протяжении всего последующего столетия… Однако ее создатель длинные годы не имел права даже носить эту фамилию.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Все начиналось с привычных мотивов – завитков, путти, цветов…

Наследие Сазиковых до заключительного времени оставалось загадкой для исследователей. Разнятся даже сведения о начале их творческого пути. Как бы то ни было, в конце XVIII столетия выходец из экономических крестьян Павел Сазиков приехал в Москву, чтобы открыть там серебряную мастерскую. Началом существования фирмы «Сазиков» находят 1810 год, однако известно, что официальное право носить фамилию Сазиковы получили от Московского магистрата лишь в 1811. Образцово в то же время они открыли и собственный магазин серебряных изделий.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Чайно-кофейный сервиз мануфактуры Сазиковых.

И… всего лишь за несколько лет из бывшего крестьянина Павел Сазиков обратился в купца второй гильдии – его предприятие приносило ощутимый доход. Его сын, Игнатий, неоднократно путешествовал за пределы Российской империи в розысках новых технологий, материалов, механизмов и опыта. Ни одна инженерная новинка не ускользнула от его внимания, а увиденное он стремился незамедлительно использовать на практике. Оснащенность мануфактуры и сейчас представляется чем-то в духе фантастических романов в стиле стимпанк, а уж для своего времени Сазиковы и вовсе были чудотворцами. Новейшие технологии, новомодные принципы организации, паровой двигатель и машины для гильоширования, многообразные формы и приспособления для литья…

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Изделие мануфактуры Сазикова.

Одними из первых в России Сазиковы внедрили разделение труда, что позволило невообразимо увеличить производительность. Каждый мастер отвечал за конкретную часть процесса, в которой стремился достичь исполнительского совершенства – будь то литье, чеканка или шлифовка. Так Сазиковы начали спускать не просто много изделий – вся продукция потрясающего качества и красоты. К тому же Сазиковы решили открыть при своем предприятии школу, где обучалось одновременно до восьмидесяти искусников.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Технологии мануфактуры Сазикова позволяли создавать изысканные и высококачественные изделия.

Впрочем, сам Игнатий Сазиков был не только талантливым устроителем, но и выдающимся ювелиром. За уникальную технику работы и сложность композиций его называли «русским Бенвенуто Челлини». В серебряных изделиях мануфактуры сохранялись черты барокко, рококо и ампира – манеров, известных и привычных глазу богатых заказчиков. Формы раковин, причудливые изгибы, текучие извивы растений… Но Сазиков желает чего-то иного – и начинает думать о том, чтобы создавать нечто более «русское».
В 1835 году фирма «Сазиков» один-единственной из российских серебряных мануфактур стала императорской придворной мастерской и начала поставлять изделия ко двору, а спустя год получила статус фабрики. У нее даже показался филиал в Санкт-Петербурге.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Сазиковы производили и церковную утварь.

Игнатий Сазиков был из тех людей, кто никогда не довольствуется тем, что имеет. Одного из своих сыновей, выказывавшего максимальный талант и интерес к ювелирному делу, он отправил в Париж – учиться рисованию и постигать тайны ремесла. В эти же годы фабрика основы производить декоративную серебряную скульптуру, посвященную важным вехам российской истории. И Павел Игнатьевич – юношу назвали в честь деда – преуспел в этом жанре.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Серебряная модель пушки с гравировкой и чеканкой.

Труды Павла Игнатьевича Сазикова потрясали современников детализацией, сложностью, размахом. Самая изввестная из них – серебряный канделябр, украшенный скульптурной сценой – «Дмитрий Донской». На Всемирной выставке в Лондоне эта труд принесла мастеру золотую медаль. Создал он и необычайную коллекцию серебряных изделий, посвященную российскому крестьянству – памятуя о своих корнях.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Серебряные изделия с сюжетными композициями.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Кофейник с белочкой словно напоминает о сказках Пушкина.

Никогда ранее высокое ювелирное искусство не было столь «близко к народу». Искусно исполненные образы казачек, охотников, пляшущих медведей, трудового народа поражали искушенную публику необычностью, даже экзотичностью. Лондонские искусника, конечно, были изобретательны – но Сазиковы привезли туда загадочный «русский дух», нечто далекое, нечто древнее и будоражащее. Экспертная комиссия не таила своих восторгов.

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Изделия фабрики Сазиковых с включением скульптурных композиций.

В своем обращении к героическим или обыденным сюжетам русской истории Сазиковы обогнали все прочие фабрики и мануфактуры практически на полвека. Именно их называют основоположниками «русского стиля» в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Это после, в конце XIX столетия, появится множество декоративных ковшей с образами витязей, фарфора, расписанного образами хлебопашцев и солдат, ваз с древнерусскими орнаментами…

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Сервиз с русским и византийским орнаментом.

Но в те годы, когда в русском декоративно-прикладном искусстве отрыв от корней был непередаваемо велик и подражательство было мерой хорошего вкуса, Сазиковы со своими богатырями и медведями (а также пресс-папье в форме лаптей и деревенских домиков) стали революционерами. Все новомодные технологии, какие они использовали, были направлены лишь на усовершенствования традиционных – эмали, черни, литья, чеканки. И орнаменты, которые гравировали искусника, были навеяны русской стариной. Быть может, именно их суровый, исконный, былинный дух так полюбился самому главному из заказчиков фирмы – императору Николаю I. Впрочем, трудились Сазиковы и для церкви, и для простых горожан, выполняли множество заграничных заказов. Они привлекали к работе художников-академистов задолго до того, как создание чего-то утилитарного перестало быть зазорным для «натуральных творцов».

Как выходец из крестьян создал «русский манера» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых
Всадник на коне.

Однако звезде Павла Игнатьевича Сазикова суждено было рано закатиться. Он ненадолго пережил папу, а после его смерти фабрика начала угасать. Наследники распродали семейное имущество, а в 1887 году продали и предприятие.
Труды фабрики Сазиковых можно встретить в российских музеях – например, в Государственном историческом музее хранятся созданные ими ложки, солонки, кружки. Кубок труды Павла Сазикова «снимался» в кино – в фильме «Сибирский цирюльник».

Текст: Софья Егорова.

>