80 лет назад японская авиация потопила у побережья Малайзии британский «Отряд Z» адмирала Томаса Филипса в составе линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». Это было тяжкое поражение Англии, которая больше не имела ни в Индийском, ни в Тихом океане крупных боевых кораблей, что привело к быстрому падению Сингапура.
Совместно с атакой японцев на Пёрл-Харбор этот бой показал, что крупные надводные корабли без истребительного прикрытия уязвимы против вражеской авиации. Линкоры, какие долгое время правили морями, утратили прежнюю роль. На первое место выходили авианосцы и морская авиация.
«Принс оф Уэлс» в Сингапуре
Всеобщая ситуация
Японская Ставка планировала захват Британской Малайи. К началу ноября 1941 года подготовка Малайской операции была завершена. Основной ударной силой была 60-тысячная 25-я армия Томоюки Ямасита. Японцы планировали из Таиланда пройти через перешеек Кра, связывающий Малаккский полуостров с континентом, и захватить Сингапур. Важнейшей предпосылкой к успеху было завоевание господства в воздухе и на море.
Британцы не имели в регионе крупных сил и основные надежды возлагали на укрепления Сингапура, который должен был остановить наступление японцев дальше на юг и запад. Британские сухопутные мочи под командованием Артура Персиваля (в основном индийцы, малайцы и австралийцы) насчитывали 88 тыс. человек, ВВС – 158 самолетов.
Ошибкой союзников было суждение, что Япония не сможет одновременно атаковать Пёрл-Харбор, Гуам, Филиппины, Гонконг, Таиланд и Сингапур.
Британское командование решило усилить свои ВМС на Далеком Востоке. 2 декабря 1941 года в Сингапур прибыло «Соединение Z» – линейный корабль «Принс оф Уэлс» (отметившийся участием в сражении с германским «Бисмарком») и линейный крейсер «Рипалс».
Линкор «Принс оф Уэлс» покидает СингапурЯпонская рекогносцировка обнаружила британские корабли уже в Индийском океане в конце ноября. Японцы считали, что в Сингапур пришли новейший «Кинг Георг V» и ходкий крейсер «Рипалс». Их появление стало неприятным сюрпризом для японцев, так как усиливало британскую оборону Малайи и Сингапура.
Японской 2-й флот имел преимущество (2 линкора, 2 тяжких и 2 лёгких крейсера, 10 эсминцев), но английские корабли были мощнее и быстрее. Поэтому японское командование спешно углубляет ВВС в Индокитае. С начала декабря японская авиация проводит ежедневное патрулирование вод вокруг Французского Индокитая, Малайи и Борнео. В первую очередность японцев интересовали британские линкоры.
Японское вторжение в Таиланд и Малайю
8 декабря 1941 года японские войска одновременно начали вторжение в Таиланд и Малайю.
15-я армия Сёдзиро Иида ворвалась в Таиланд. Тайский диктатор Плек Пибунсонграм считался союзником Японии, получив при её поддержке часть Лаоса и Камбоджи (Французский Индокитай). Однако он вёл скрытые переговоры с Англией и США. Поэтому командующий Южной группой армий Тэраути Хисаити принял решение высадить морские и воздушные десанты в Таиланде самостоятельно от того, как будет себя вести тайское правительство. Тайская армия оказала незначительное сопротивление, и уже 8 декабря глава Таиланда приказал его кончить.
Японцы получили возможность использовать территорию Таиланда как плацдарм для вторжения в Малайю. Южный Таиланд как базу стала использовать японская авиация. Вскоре Таиланд сделался официальным союзником Японии. Это было неприятным известием для англичан, которые надеялись, что сопротивление Таиланда задержит японцев и даст им пора для укрепления обороны Малайи.
Высадка подразделения японской армии с войскового транспорта в Таиланде. Декабрь 1941 г.Колонна японских танков тип 95 на пути под БангкокомУтром 8 декабря японские десанты начались высадку и в Малайе. Первый отряд был высажен в районе Кота-Бару. В это же время японские аэропланы атаковали британские аэродромы. Авиационную поддержку японской 25-й армии оказывала 3-я авиационная группа – более 450 самолетов.
За два дня японцы истребили от трети до половины британских самолетов, оставшиеся были перебазированы в Сингапур. Английские войска почти лишились поддержки с атмосферы. Утром 10 декабря японские войска вторглись в Малайю уже из Таиланда.
Японцы наступали по двум направлениям – вдоль восточного и западного побережья, и скоро шли на юг через джунгли. Британцы отходили вдоль западного побережья в южную часть полуострова, в провинцию Джохор, надеясь там создать крепкую оборону. Они пытались сдерживать противника с помощью завалов на дорогах, но японцы их преодолевали с помощью танков и артиллерии либо обходили с флангов.
Британские солдаты-гуркхи стряпают к стрельбе 81-мм миномет в МалайеЯпонские солдаты переходят реку по временному мосту в джунглях Малайи во время наступления на Сингапур
Поход «Соединения Z»
Когда японцы высадились в Малайе, командующий британским Дальневосточным флотом адмирал Томас Филлипс вернулся из Манилы. В филиппинской столице прошло военное совещание, в котором участвовали главнокомандующий американскими силами на Дальнем Востоке Дуглас Макартур и командующий Азиатским флотом США, какой теперь базировался на Филиппинских островах (ранее базировался в китайских портах), адмирал Томас Харт. Союзники так и не смогли выковать общий план действий.
Американцы не имели точных указаний из Вашингтона. До атаки на Пёрл-Харбор в Вашингтоне ещё имели надежду условиться с японцами. В результате американский флот ограничился разведкой. Поэтому союзники – США, Британия и Голландия, которые имели в регионе крупные военно-морские мочи (2 линкора, 12 крейсеров, 25 эсминцев, 50 субмарин и десятки малых судов), не сумели сконцентрировать мочи для отпора врагу.
Вернувшись в Сингапур и получив известие о вторжении противника, Филлипс весь день провёл на заседаниях. Британское командование было в потерянности: их свобода действия была ограничена, а указаний из Лондона не было. От американцев поддержки теперь не ждали (разгром Пёрл-Харбор), авиационное заслон было слабым. Однако Филлипс, который был одним из самых молодых полных адмиралов Королевского флота и одним из самых молодых главнокомандующих, был цел решимости ударить по противнику. Адмирал считал, что надо действовать, даже на свой страх и риск, атаковать неприятеля и сорвать его наступление.
Командующий «Соединением Z» адмирал Томас Филлипс (справа) и его заместитель контр-адмирал Артур Паллисер на пристани Сингапурской морской базы, 2 декабря 1941 г.Вечерком 8 декабря «Отряд Z» в составе «Принца Уэльского», «Рипалса» и 4 эсминцев (Electra, Express, Vampire, и Tenedos) покинул Сингапур и взял курс на норд к Сингоре. Филлипс запросил авиацию: сможет ли она провести разведку утром 9 декабря, обеспечить воздушное прикрытие 10-го. Командование ВВС обещало лишь первое. Радиус действия британских истребителей не позволял действовать у Сингоры. А наиболее выдвинутые на север аэродромы были уже под ударами противника.
Но адмирал разрешил, что сможет обойтись и без авиации. Главнокомандующий надеялся на погоду, что низкая облачность скроет корабли от вражеской авиации. Кроме того, британцы недооценивали противника, ожидая, что в худшем случае их атакуют обыкновенные бомбардировщики, которые не смогут причинить линкорам большого вреда.
Весь день 9 декабря корабли шли на север. Когда отряд почти дошёл до Сингоры, адмирал приказал вернуться.
Корабли поворотили на юг. В полночь была получена телеграмма из Сингапура, что враг высадился в Куантане. Отряд проходил широту этого города. Кораблям оставалось возле 8 часов хода до Сингапура и почти столько же до Куантана. Филлипс решил, что сможет добиться внезапности и ударить по врагу. Эскадра поворотила к Куантану. В Сингапуре об этом не знали, и истребители, которые должны были встретить отряд, остались на земле.
Когда британские корабли поворотили к Куантану, их обнаружили японские субмарины. Одна подлодка ночью выпустила несколько торпед, но промахнулась. Англичане даже этого не приметили и продолжали роковой поход, уверенные, что их не ждут.
Утром англичане направили к берегу два самолёта-разведчика, они сообщили, что японцев в Куантане нет. Отряд поворотил на север, затем – на восток. Около 10 часов 10 декабря пришло сообщение от эсминца «Тенедос», который был послан в Сингапур, что корабль атакован японскими самолетами. Эсминец смог уклониться от всех бомб. Израсходовав боезапас, японцы вернулись на базу.
Английский линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse) в походе. Башни основного калибра с 381-мм орудиями Мк.I. 1940–1941 годыКрейсер «Рипалс» в Сингапуре
Действия японцев
Армейская авиация не могла эффективно биться с британским флотом и ВВС. А они представляли большую угрозу армейским транспортам, которые перебрасывали войска из Индонезии в Таиланд и Малайю. Потому главную роль в борьбе с вражеским флотом должна была сыграть морская авиация.
В это время основная японская авиабаза располагалась в зоне Сайгона. Там было размещено два авиакорпуса 22-й воздушной флотилии контр-адмирала Садаити Мацунага: «Гэндзан» и «Михоро». На вооружение каждого авиакорпуса было 48 бомбардировщиков-торпедоносцев Mitsubishi G3M (ДБ-96). Бомбовозов прикрывали 36 истребителей. Дополнительно в Индокитай перевели 27 бомбардировщиков авиакорпуса «Каноя». 7 декабря 1941 года японские самолеты бывальщины подняты для бомбардировки Сингапура, но из-за плохой погоды вернулись назад.
9 декабря японская авиаразведка сообщила, что британские линкоры есть ещё в Сингапурской гавани. Японцы стали готовить авиационное нападение на Сингапур. Позднее пришло противоположное донесение от подводной ладьи, что вражеские корабли обнаружены в море и идут на север. Это несколько смутило японское командование, но в целом решение о воздушной штурму осталось в силе. Вечером 9-го торпедоносцы вылетели на поиски противника: не зная его координат и расположения своих кораблей. Уже в темноте одинешенек из самолётов сообщил, что обнаружил противника. Но это оказался свой крейсер. Ночью самолеты вернулись на базу.
Утром 10 декабря японские агенты (11 машин) были отправлены на поиски английских кораблей. С 7 часов 35 минут по 9 часов 30 минут в атмосфера поднялись 52 торпедоносца ДБ-96 и «Тип 1» («Мицубиси» G4M), вооруженные торпедами, ещё 34 самолета ДБ-96 были вооружены бомбами. К 10 часам противник замечен не был, самолеты использовали большую часть топлива. Один самолет из-за проблем с мотором вернулся на базу.
Японцы заметили один корабль (британский эсминец), атаковали, но успеха не добились.
Британский линкор «Принс оф Уэйлс» и линейный крейсер «Рипалс» шагают в море в сопровождении эсминца (эсминец «Экспресс» (HMS Express, H61) либо эсминца «Электра» (HMS Electra, H27)). Фотография сделана с борта японского самолета. 10 декабря 1941 г.
Бой у Куантана
В начине 11 часов японцы обнаружили «Соединение Z».
Первые 9 самолетов атаковали корабли. В 11 часов 13 минут ПВО кораблей начин отражать атаку. Из 9-ти сброшенных 250-кг бомб одна попала в линейный крейсер и поразила корму. Была уничтожена катапульта для запуска самолёта-разведчика. Несколько японских аэропланов были повреждены.
Около 11 часов 35 минут атаковала вторая волна японских самолетов.
По японским извещениям (по опросу лётчиков): крейсер атаковало 43 самолета. Бомбардировщики – сбрасывали на корабли бомбы, торпедоносцы – атаковали с небольшой вышины.
Авиакорпус «Гэндзан» сбросил 7 торпед, из них 4 попали в цель; корпус «Каноя» – сброшено 20 торпед, попало – возле 10; корпус «Михоро» – сброшено 7 торпед, попали – 4, также попала 1 бомба из 8.
Линкор «Принц Уэльский» атаковало 15 аэропланов: торпедоносцы корпуса «Гэндзан» сбросили 9 торпед, попали – 4; 6 самолетов «Каноя» добились 6 попаданий; 11 бомбардировщиков «Михоро» скинули 14 бомб, попала только одна. Ещё 9 самолетов «Михоро» сбросили 18 бомб, но мимо.
Британцы сбили три аэроплана.
По английским данным, ситуация была иной.
«Рипалс» вообще уклонился от всех торпед. В «Принц Уэльский» попало 2–3 торпеды в левый борт. Но повреждения бывальщины тяжелыми: выход из строя рулевого устройства и двух гребных винтов, затопление поста энергетики и живучести, одного котельного и одного машинного филиалов. Это вызвало падение скорости до 15 узлов, а выход из строя электрики большей части корабля сделал невозможным использование вящей части зенитной артиллерии. В результате вторая атака стало роковой для «Принца Уэльского». Новейший линкор превращался в груду металлолома.
Торпедоносец ДБ-96 ВМС Японии в полётеВ 11 часов 56 минут завязалась атака третьей волны – группа по 9 торпедоносцев и 9 бомбардировщиков. Тяжелый крейсер снова смог уклониться, но одна торпеда угодила в цель.
Около 12 часов 23 минут началась новая атака. Линкор получил две торпеды в нос и две – в корму. «Рипалс» получил 3 торпеды в левый бок, одну – в правый. Линейный крейсер утерял управление, самопроизвольно сделал резкий разворот на 90 градусов и быстро затонул. Эсминцы сопровождения спасли 796 человек, погибло 513. Японские самолеты атаковали эсминцы, но попаданий не добились.
Линкор ещё кой-какое время двигался, но затем стал сильно крениться и в 13 часов 20 минут затонул.
Эсминцы подняли 1 285 человек, 327 погибло. Среди потерянных был адмирал Филлипс и командир линкора капитал Джон Лич. Капитана «Рипалса» Теннанта удалось спасти.
Только около 14 часов в поясу сражения появились британские истребители. Адмирал Филлипс запросил воздушной поддержки в начале сражения. Помощь ему обещали, но было уже поздно. Желая поддержка английских истребителей могла сорвать атаку японских бомбардировщиков, либо значительно ослабить её.
Эсминцы ушли в Сингапур.
Поступки «Соединения Z» у берегов Малайи 8–10 декабря 1941 г.
«За всю войну я не получал более тяжёлого удара»
Британское командование в ходе нехорошо спланированной и проведённой операции лишилось в Юго-Восточной Азии самых мощных кораблей, которые могли противостоять японским ВМС у берегов Малайи, сдерживая наступление противника.
Это сделалось одной из предпосылок быстрого падения Сингапура и потери Малайи.
Британский премьер Черчилль оценил эти события, как самый тяжкий удар за всю войну. При этом японские ВВС заплатили за уничтожение двух мощных линейных кораблей поразительно малую цену – утеряно всего 3 самолета. Это сражение стало тяжелым уроком для союзников и показало возросшие возможности авиации по уничтожению крупных надводных кораблей. Японские пилоты продемонстрировали хорошую подготовку, совершали одновременные атаки с разных направлений, умело использовали радиосвязь, координируя свои поступки. С британской стороны выявились ошибки командования, которое вывело в море корабли без знания общей ситуации, без истребительного заслоны, недооценивая ВВС противника, со слабой противовоздушной обороной крупных кораблей.
Этот бой показал, что эпоха линкоров, как ведущих кораблей на море, удалилась в прошлое. Впервые целые крупные боевые корабли, имеющие свободу манёвра, были потоплены в открытом море.
В итоге Пёрл-Харбор и сражение у Куантана принудили США и Британию направить усилия на строительство авианосцев, развитие морской авиации. Развивалась тактика ударной морской авиации. Одновременно углублялась корабельная ПВО.
Аэрофотосъемка бомбежки британского крейсера «Рипалс» с японского бомбардировщикаКоманда покидает тонущий британский линкор «Принс оф Уэйлс» в зоне Куантана в Южно-Китайском море. На фото справа – британский эсминец «Экспресс», подошедший для снятия экипажа с тяжело поврежденного линкора