Как закончилась бы Вторая всемирная война, если бы Маннергейм перерезал Мурманскую дорогу

Как закончилась бы Вторая всемирная война, если бы Маннергейм перерезал Мурманскую дорогу

Железная дорога на Мурманск (Кировская железная дорога, как она официально именовалась) была одним из главных путей, по которым ленд-лизовские грузы шли к армии и населению Советского Союза.

Война в Карелии

В Карелии и Заполярье, в отличие от прочих театров Великой Отечественной войны, сплошной фронт был только на отдельных направлениях, по сторонам дорог, по которым можно было снабжать армии. Командование гитлеровского вермахта и его союзника Финляндии сосредоточило здесь четыре группировки. В южной части Карелии действовала Карельская армия финнов. Нордовее 3-й армейский корпус финнов наступал на Ухту. Ещё севернее 36-й армейский корпус немцев действовал вдоль железнодорожной ветки Куолаярви—Кандалакша. И на Мурманск у самого Баренцева моря надвигался немецкий горнострелковый корпус «Норвегия».

С 29 июня по 10 июля 1941 года различные группировки вражеских армий перешли в наступление. Северным группам не удалось добиться поставленных целей и достичь Кировской железной дороги. Продвижение корпуса «Норвегия» было застопорено ещё на дальних подступах к Мурманску. 36-й корпус немцев сумел приблизиться на 40 км к Кандалакше. Наступление 3-го финского корпуса стало близ Ухты.

Наибольших успехов добилась финская Карельская армия. 28 сентября 1941 года ей удалось взять Петрозаводск. Тут Кировская железная дорога к концу 1941 года была захвачена финнами на большом участке от реки Свирь до Медвежьегорска. Однако на извещение Мурманска с остальной территорией Советского Союза это уже не имело фатального влияния, поскольку в сентябре 1941 года начала работать соединительная линия между Сороками (ныне Беломорск) и Обозерской на линии, ведущей к Архангельску.

Наступательные действия немцев и их союзников на нордовом участке фронта завершились в 1941 году. С 1942 по лето 1944 года здесь велась позиционная война, ограничивавшаяся сражениями местного значения. Летом и осенью 1944 года оккупанты были изгнаны с советской территории Карелии и Заполярья.

Реальная угроза

Сухопутное извещение Мурманска с остальным Союзом ССР было бы прервано, если бы противнику удалось взять какой-то пункт на участке Сороки—Мурманск или, разумеется, сам Мурманск. В качестве порта Мурманск имел большое значение уже потому, что мог использоваться круглогодично. Архангельск не смог бы стать полноценной заменой ему, так как на цельных полгода он замерзает.

В направлении Кандалакши противнику удалось особенно близко подойти к Кировской железной дороге. Долгое пора имелась реальная угроза разрыва этой важной транспортной магистрали. Скорее всего, немцы и финны реально оценивали её смысл. Но для достижения цели у них не хватило сил.

Тем не менее, интересно представить, как успешно смог бы обороняться Советский Союз, если бы с лета 1941 года был отнят такого важного пути сообщения с западными союзниками, как Мурманский порт и Кировская железная дорога. Для этого необходимо верно оценить роль союзнических поставок в обороне СССР и роль Мурманска как одного из путей этих поставок.

Микоян: без поддержки союзников мы воевали бы лишних год-полтора

Оценки значения поставок из США и Британского Содружества для СССР в ходе Великой Отечественной брани дрейфуют между двумя крайностями. Одна – эти поставки вообще не сыграли существенной роли в обороне СССР. Часто приводится цифра 4%, характеризующая стоимость грузов, поставленных по ленд-лизу в СССР, по касательству к ВВП СССР в 1941-1945 гг. Другая крайность – без союзнической помощи все моторы в Красной Армии остановились бы, а население голодало бы, и СССР неминуемо продул бы войну.

Представляется, что можно довериться искренности оценки союзнических поставок, данной маршалом Жуковым в беседе с писателем Константином Симоновым:

«Янки нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Янки по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская поддержка сталью?»

Историк академик Георгий Куманёв высоко оценивал также роль продовольственных поставок в СССР из США и стран Британского Содружества, подчёркивая, что «эта поддержка сыграла немалую роль в достижении победы над общим врагом». Он же приводит слова члена ГКО Анастаса Микояна: «Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора излишних провоевали».

Будем отталкиваться от этой оценки информированного участника событий: поставки под ленд-лизу приблизили победу СССР над нацистской Германией образцово на 12-18 месяцев. Без этой помощи победа пришла бы не ранее весны, лета или осени 1946 года, и то лишь если выключить возможность создания Германией за это время какого-то нового сверхоружия, вроде атомной бомбы.

Роль Мурманского порта: меньше четверти поставок по ленд-лизу

Сейчас попробуем рассчитать, какое место в снабжении СССР материалами от западных союзников сыграли арктические конвои, Мурманский порт и Кировская железная путь. Долгое время он представлялся в нашей литературе имевшим главное значение в этих поставках. Следующим по важности назывался сухопутный маршрут сквозь Иран и Закавказье.

Совершенно в тени оставался путь во Владивосток через Тихий океан. Почему-то не было принято афишировать, что львиная часть грузов по ленд-лизу проходила в СССР из США под самым носом у союзника гитлеровской Германии – милитаристской Японии. И японцы никак не препятствовали этому! Между тем, сам подобный факт служит свидетельством большого успеха советской дипломатии, обеспечившей нейтралитет Японии в советско-германской войне.

По валовым показателям грузооборота, линии поставок союзников в СССР распределялись так: через Тихий океан – 47,1%, через Иран – 23,8%, через Мурманск – 22,6%, сквозь Чёрное море (в последний год войны) – 3,9%, воздушный мост через Аляску и Сибирь – 2,6%.

Таким образом, через Мурманск и Кировскую путь было поставлено менее четверти общего объёма помощи по ленд-лизу. Если бы СССР был лишён этого маршрута, и иные пути поставок не компенсировали бы этой потери, то срок, сосчитанный Микояном, следует сократить на три четверти. Победа над Германией в этом случае настала бы на 3-4,5 месяца запоздалее, чем в реальности. То есть – где-то в августе-сентябре 1945 года.

Возможно, в этом случае Берлин брали бы американцы или успели бы скинуть на него атомную бомбу.

Вам также может понравиться