Какие города в Китае выстроили русские

Новость опубликована: 26.05.2020

Какие города в Китае выстроили русские

Какие города в Китае выстроили русские

Русская колонизация в Приамурье началась в середине XVII века. В 1651 году казаки под предводительством Ерофея Хабарова взяли даурское укрепление Албазы и основали там поселение Албазин. Большинство ключей указывают на то, что располагалось оно на левом, то есть на нынешнем российском берегу Амура. Однако сохранились рисунки Албазинских укреплений во пора обороны от китайско-маньчжурских войск в 1682 и 1685 годах, из которых явствует, что часть казачьих позиций располагалась на острове, какой по нынешнему соглашению о границе относится к Китаю.

В процессе первого проникновения в Приамурье русские отряды неоднократно поднимались наверх по реке Сунгари, уходя вглубь Маньчжурии, однако не стали возводить там крепостей.

В 1653 году Онуфрий Степанов и Пётр Бекетов основали Усть-Кумарский острог на пункте, где река Хумахэ впадает в Амур. Ныне остров принадлежит Китаю. В 1655 году в результате китайско-маньчжурской осады русские бывальщины вынуждены покинуть острог. В 1687 году китайцы после долгой осады овладели и Албазином. В 1689 году Россия была вырвана заключить с Империей Цин Нерчинский договор, по которому всё Приамурье оставалось за маньчжурами и китайцами.

Начало русской колонизации Маньчжурии

Новоиспеченное проникновение России в Северо-Восточный Китай начинается после того, как в 1860 году Приамурье и Приморье переходят под российскую воля. В 1897 году стартует сооружение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была напрямую через китайские владения связать российский Владивосток со старыми (с XVII века) русскими владениями в Забайкалье.

Для получения концессии на постройку КВЖД пришлось подкупать высокого китайского сановника Ли Хунчжана, пришедшего в 1896 году в Санкт-Петербург для переговоров. Россия получила юрисдикцию в полосе отчуждения КВЖД и право вводить на данную территорию армии для охраны.

В 1898 году на переговорах в Пекине с тем же Ли Хунчжаном Россия получила концессию и на Южно-Маньчжурскую железную дорогу, которая должна была соединить КВЖД с русской твердыней Порт-Артур на Жёлтом море.

Харбин

Оплотом русской колонизации Маньчжурии стал Харбин, находившийся в узле КВЖД и Южно-Маньчжурской пути. Строительство города началось в 1898 году, и он изначально стал заполняться русскими: государственными чиновниками, офицерами, казаками Заамурской стражи, административным и техническим персоналом КВЖД, железнодорожными пролетариями.

Город возводился по русскому образцу, поэтому не только строительные инженеры, но и рабочие также были из России. Разумеется, как вечно бывает при освоении новых земель, выросший город привлек немало и разных авантюристов.

Было здесь, разумеется, и китайское народонаселение. Причём, по некоторым свидетельствам, оно преобладало. Это были в основном рабочие самой низшей квалификации. В городе, номинально остававшемся под китайским суверенитетом, также была китайская стража (полиция). Но она только демонстрировала присутствие цинской власти, но на самом деле ни во что не вмешиваясь. Реальная охрана распорядка обеспечивалась русскими казаками.

Наличие большого количества китайцев стало опасным во время Боксёрского (Ихэтуаньского) восстания летом 1900 года. Тогда националисты разрешили избавиться от ненавистных иностранцев, живших в Китае, их избивали и уничтожали. Сторону ихэтуаней приняло и императорское правительство. Однако Харбин вынес осаду повстанцев и отбился. Впрочем, это отдельная тема, как и вся история этой самой большой русской колонии в Китае.

Порт-Артур

На пункте Порт-Артура ранее китайское правительство пыталось создать военно-морскую базу для борьбы с Японией. Потерпев поражение в войне 1894-1895 годов, Китай передал оконечность Квантунского полуострова в аренду России на 25 лет. Российское правительство вознамерилось обустроиться там всерьёз и надолго, рассчитывая, что впоследствии удлинить аренду будет нетрудно.

Люйшунь (так это место называлось китайцами) должен был стать главной базой Русского Тихоокеанского флота, приоритетной по сравнению с Владивостоком. Тут предстояло построить не только рейд, но и первоклассную мощную крепость для защиты флота. При крепости был заложен город. Произошло это в 1898 году.

Город был наименован Порт-Артуром. Название возникло раньше, и его происхождение не совсем понятно. В 1903 году в Порт-Артуре насчитывалось 42 тысячи обитателей, среди них российских подданных было 17,7 тыс., в том числе военных – 13,6 тыс.

Дальний

Экономическим же оплотом России в Южной Маньчжурии был призван сделаться город Дальний, расположенный по соседству с Порт-Артуром. Название Дальний было дано по созвучию с китайским обозначением данной места Даляньван. Нынешнее же китайское название города Далянь происходит уже от русского. Дата основания города, как и других русских городов в Маньчжурии, – 1898 год.

Далекий сооружался в соответствии с генеральным планом и состоял из трёх частей: административной, европейской и китайской. По мнению тогдашних экспертов, он был организован рационально и красиво. В известном смысле нынешний китайский Далянь, как и Харбин, – это наследие русского градостроительного планирования.

На строительство города до Русско-японской брани Россия выделила 30 млн тогдашних золотых рублей. Впоследствии многие ставили в вину Сергею Витте то, что он потратил чересчур много денег на Дальний в ущерб оборонительным сооружениям Порт-Артура. В итоге в разразившейся войне Россия не удержала ни того ни иного.

Дальний действительно мог стать центром русского присутствия в Маньчжурии. Он развивался быстрее Харбина и уже до войны 1904-1905 годов поспел стать вторым по величине городом Маньчжурии (после Мукдена – китайской столицы Маньчжурии). Война же положила конец русской колонизации Полуденной Маньчжурии.


Какие города в Китае выстроили русские