Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др

Огромное озеро посреди Ливийской пустыни, наименованное именем одного из фараонов, украшали две огромные пирамиды; на берегу же располагался самый большой лабиринт древности. Об этом строчили Геродот и его последователи, посетившие Файюмский оазис. А теперь – и озеро стало гораздо меньше, и пирамиды исчезли, почти не покинув шансов узнать о них хоть что-то, да и лабиринт пока не удалось отыскать даже самым настойчивым энтузиастам. Остались неужели что мумии – да удивительной красоты файюмские портреты.

Меридово озеро – творение человеческих рук?

На загадки оазис Эль-Файюм куда немало щедр, чем на материальные подкрепления теорий и версий. Это удивительное место, где посреди пустыни шумят водопады и плодоносят сады, как-то считалось одним из чудес света. Можно было бы бесконечно фантазировать на тему того, как жили тут древние египтяне, что опоясывало их дома и какими традициями была наполнена жизнь четыре тысячелетия тому назад; в истории оазиса вопросов остается вяще, чем ответов.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Нил и Файюмский оазис – вид сверху

Эль-Файюм расположен в нескольких десятках километров к юго-западу от Каира. Нил тоже течет недалеко – на восходе от этого зеленого острова. Великую реку и файюмские земли, точнее, озеро Карун, соединяет канал. Озеро соленое и небольшое – во всяком случае, как-то его площадь превышала нынешнюю как минимум в шесть раз, а само оно было пресным водоемом и играло важнейшую роль в жизни египтян.
Геродот ратифицировал – это огромное озеро создано фараонами. Эта легенда была в ходу долго, тем более что размах и объем работ по ирригации и водоотведению подлинно поражал воображение. Чтобы застраховать себя от капризов Нила, который то разливался чересчур широко и вызывал наводнения, то, навыворот, оставлял нетронутыми пашни, египтяне создали канал между рекой и расположенным на территории оазиса озером. Точнее, воспользовались тем природным водотоком, что существовал с древнейших времен – углубив и расширив его. Впервые озеро упоминается в древнеегипетских источниках около 3000 года до н.э., канал же был сооружен не запоздалее XXIV в. до н.э.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Ж.Л. Жером. Вид на Мединет-Эль-Файюм

Канал и озеро обеспечивали водоотвод от западного побережья Нила, а еще были постоянным источником пресной воды – сравнительная редкость для оазисов, которые, как правило, питаются из подземных рек. Канал, который позже получил название «канал Юсуф», был обеспечен несколькими дамбами, представляя собой внушительное гидротехническое сооружение. На протяжении истории Древнего Египта этот водный линия неоднократно восстанавливали, и уровень работ вполне мог создать у греческих историков впечатление, что фараонам оказалось под силу соорудить и Меридово озеро – выкопать гигантский котлован и устремить в него воды Нила.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Пирамида фараона Аменемхета III неподалеку от оазиса

Название озера связывали с его мифическим создателем, неким царем по имени Мерис, существование какого не подтверждается. Зато слово имеет отношение к древнеегипетскому «мер-ур», то есть «великая вода». Кстати, против версии об ненастоящем происхождении этого огромного водоема говорят находки, сделанные уже в новое время археологами: Меридово озеро сохранило останки доисторических звериных, вымерших миллионы лет назад. Одно бесспорно – огромный оазис был когда-то одним из важнейших центров древнеегипетского государства, а потому на его территории не лишь собирали урожаи, но и строили дворцы, храмы и другие культовые сооружения, расположение и внешний вид которых с переменным успехом пытались после воспроизводить египтологи.

Что произошло с пирамидами и лабиринтом Крокодилополя?

Геродот, а за ним и Диодор Сицилийский подробно отражают в своих записях увиденное в Файюмском оазисе: сообразно этим историкам, над водой возвышались величественные пирамиды, а рядом с ними красовались огромные статуи фараонов. Ничего подобного сейчас увидать нельзя – только развалины на берегу озера. Если пирамиды существовали, то действительно могли стать усыпальницей представителей царской династии – в таком случае, их отпечатки еще, быть может, предстоит обнаружить.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Посреди озера когда-то возвышались пирамиды – это следует из античных книг

Еще интереснее бывальщины сообщения о лабиринте, самом древнем – если он действительно существовал. Это полумифическое сооружение, по Геродоту, было возведено для служения Себеку, богу-крокодилу. Неспроста один из городов, выросших когда-то на берегу Меридова озера, получил у греков название Крокодилополь – там поклонялись животному, с каким, как с символическим «хозяином» Нила, связывалось благополучие всего Египта; крокодилы представлялись олицетворением могущества этой реки.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Так выглядят руины святилища Мединет-Маади в Файюме, где поклонялись богине-кобре Рененутет и богу-крокодилу Себеку

Если и существовало когда-то это сооружение, состоящее из трех тысяч горниц, как рассказывали античные путешественники, то позже лабиринт оказался полностью разрушен – вероятнее всего, еще до наступления новой эры. Оазис Эль-Файюм, как уже было произнесено, оставляет довольно много пространства воображению – уровень его изученности остается довольно невысоким. Зато начиная с XIX века тут стали находить особенные артефакты из прошлого – феномен, получивший имя этого оазиса и сам его прославивший.

Файюмские портреты

Портреты, какими египтяне накрывали мумифицированные останки своих близких, получили название файюмских, несмотря на то, что этим регионом не ограничивается их распространение – вылитые картины находили и в других местах, включая Саккару и Фивы. Всего найдено около 900 таких произведений – изображений померших анфас, при этом лицо оказывается слегка повернутым. Портреты была заменой традиционной маске, которую надевали на башку мумии. Файюмские портреты начали создавать с I века нашей эры, а к III веку эта техника начала уходить в прошлое и вскоре позабылась.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Портрет молодой женщины, III в.

Значительное количество портретов было обнаружено в некрополе Хавара, расположенном неподалеку от Эль-Файюма. Египтолог, с чьим именем вяжут находку этих изображений – Уильям Флиндерс Питри, знаменитый тем, что нашел стелу Мернептаха с первым в истории упоминанием Израиля. Поскольку полотна Древней Греции и Древнего Рима оказались практически полностью утраченными, файюмские портреты стали не только прекрасными образчиками искусства античных времен, но и визуальным отображением традиций, и моды того времени.
По-видимому, то была привилегия богатых – снарядить ближнего в загробный мир таким образом: из всех мумий, найденных Питри в оазисе и неподалеку, лишь 1-2 процента снабжены портретами. Изображенные на полотнах люди имеют выраженное сходство с эллинами, это неудивительно – к тому времени, как в Файюме начали создавать такие портреты, оазис уже был популярен у заезжих – греческого и римского происхождения.

Какие секреты хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Мумии из «гробницы Алины» в Хаваре

Портреты отлично сохранились, что объясняется сухим климатом Египта и техникой их изготовления. Для написания полотна использовалась энкаустика – особая техника, при которой мазки разной плотности наносились расплавленными красками. Художники использовали сусальное золото – тончайшими листами украшали фон или элементы платья и прически. Файюмские портреты изготавливали на деревянном основании, в том числе и на привезенных из-за моря древесине дуба, сосны, ели и кипариса. Начиная со II столетия стали использовать темперу – краску, в состав которой входил желток куриного яйца.
Порой удавалось обнаружить захоронения разом нескольких членов одной семьи, как, например, в «гробнице Алины», женщины, погребенной вместе с мужем и дочерьми в некрополе Хавара. При этом доля мумий была «украшена» портретами, часть – традиционными погребальными масками.
Но несмотря на возможность взглянуть в глаза тем, кто застал совсем другой исторический период и при жизни видел вокруг себя совершенно другой Египет, информации об истории Файюмского оазиса эти портреты не тащат.

А вот что означали тысячи мумий крокодилов: Город гадов Крокодилополь.

>