Историки именуют её важнейшей цивилизацией доинкских времен. Этот высокоцивилизованный народ оставил после себя множество тайн. И знаменитые геоглифы Наска, фото каких уж давно облетели интернет – лишь одна из таких загадок. Кто они – эти удивительные люди, создававшие гигантские спиралевидные колодцы и покинувшие после себя некие послания, которые можно разглядеть только с неба. Ученые до сих пор не могут ответить на это точно, что еще вяще будоражит фантазию современных людей.
Кому подавали эти знаки?
Широкую известность эта культура получила после того, как в пустыне Наска бывальщины обнаружены линии и рисунки. Рисунки на плато простираются на десятки километров. Можно увидеть тысячи линий, сотни геометрических фигур и десятки нарисованных живых созданий (птицу, паука, обезьяну и т.д.).
Геоглифы. Одна из загадок культуры Наска.
Гигантские линии – это по сути траншеи шириной возле полутора метров и глубиной метр-полтора. Судя по всему, изображения «рисовали» в разные годы, поскольку некоторые линии перекрывают товарищ друга, то есть явно были нанесены поверх старых.
Загадка культуры Наска. /Фото:topvoyager.com
Каким манером и для чего нанес эти гигантские изображения древний народ, живший на территории современного государства Перу 1100 – 1700 лет назад? Невесть. Кроме совсем уж фантастической версии об инопланетянах, для которых якобы все это и затевалось, есть гипотезы о том, что это были ритуальные рисунки, что это некий древний астральный календарь, что наска каким-то образом могли подниматься в воздух. В любом случае, всё это очень загадочно. Впрочем, есть и иные удивительные факты об этой индейской культуре.
Тайна подземных акведуков
Обнаруженные в пустыне гигантские воронки для подачи воды уходят на несколько метров вглубь земли. Их именуют акведуками (хотя при упоминании этого слова мы привыкли представлять совсем другое), и они чем-то напоминают древние индийские ступенчатые колодцы. Их объединяет одно: и в Индии, и на земле Наска сооружения использовались как ключ воды. Но, в отличие от колодцев, принцип здесь другой.
Древние индейцы знали, как организовать систему подачи воды.
Бездонно под землей течет небольшая река. По спиралевидной дорожке жители этого засушливого края спускались в жерло воронки, в каком находится отверстие чтобы набрать воду из подземной реки. Интересная идея, правда?
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Для чего в Индии в древности строили ступенчатые колоды, и Как они выглядят ныне
Акведуки Наска. Вид с неба.
Кстати, большая часть из обнаруженных в этих краях 36 акведуков, называемых «пукиос», до сих пор функционирует. Это по сути подземный водоканал.
Однако не все согласны, что у этих акведуков необыкновенно практическое предназначение. Число витков у каждой воронки разное, диаметр – тоже. Некоторые видят в их варьировании и расположении скрытый сакральный смысл, который знали люди наска, но, увы, унесли с собой в вечность. Другие же верят, что такая воронка символизирует начин жизни и то материнское место, откуда человек появляется на свет. Согласно поверью, спуститься к воде, погрузиться в нее, а потом возвыситься обратно – это все равно что вернуться к истоку своей жизни и родиться заново. Мол, теперь можно начать жизнь с чистого листа.
Одинешенек из акведуков Наска.
Закат культуры Наска и последующее исчезновение, вероятно, вызван постоянными засухами из-за феномена течения Эль Ниньо, какому подвержено побережье Перу, даже в большей степени, вторжениями и конфликтами с соседними этническими группами.
Невероятный текстиль
Текстильные изделия, какие изготавливали представители культуры Наска, считаются одними из самых совершенных в древнем Перу. Даже современных мастериц поражает разнообразность техник, стилей. Это ремесло постоянно совершенствовалось.
Текстиль Наска с его загадочными узорами.
Она из особенностей текстиля наска – вышивка в облике выступающего рисунка. Узоры на тканях очень разнообразны: тут можно увидеть и мифических существ, и геометрические узоры. Интересно, что при взоре с разных углов рисунок смотрелся по-своему. Более поздние текстильные работы очень абстрактны, что прибавляет изображениям загадочности.
Мудреные узоры древних индейцев. /Фото:latinamericanstudies.org
Ткань изготавливали из хлопка пима, собранного на побережье, при этом мастерицы использовали ткацкие станки. Дизайн дополняли шерстью лам, викуний, альпак, а также перьями.
В любой узор на ткани наска закладывали особый смысл.
Почему индейцы считали гору Рорайма «затерянным миром Богов», а ученые – рукотворной пирамидой
Материал с добавлением перьев.
Мифические фигуры
И на изделиях, сотканных из цветных перьев, и на глиняных сосудах жителей Наска часто изображались мифические созданья. Считается, что эти «фантастические твари» играли в этой культуре роль богов, которых нужно было непременно задобрить.
Черепяное изделие с мифическим персонажем.
Некоторые любители мистики считают, что такими мифическими существами наска считали инопланетян, какие якобы держали с ними связь.
Сосуды работы мастеров наска.
Поражают свой сложностью и абстрактные узоры искусников наска, в которых также некоторые видят некий шифр. Как быто ни было, можно сказать одно: изделия, изготовленные наска, выполнены весьма профессионально, а изображения на них выглядят столь необычно, что мастерству и фантазии древних мастеров дивятся современные ремесленники.
Тем, кто интересуется древними цивилизациями Америки и верует, что они были гораздо более высокоразвиты, чем мы наверняка будет интересно узнать, Какие загадки оставила высокоразвитая цивилизация Чиму
Текст: Анна Белова