Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером

Новость опубликована: 29.05.2020

Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером

Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером

Первые годы советской власти ознаменовались ожесточённой борьбой государства с православной храмом. Но не прошло и четверти века, как во время Великой Отечественной войны духовная и светская власть вновь были вынуждены соединиться в борьбе с общим врагом.

Забыть старые обиды

До революции в России находилось 78 тысяч православных храмов и 25 тысяч мечетей, к начину войны их количество сократилось более чем в 20 раз. Только к 1938 году в стране было ликвидировано около 40 тысяч святилищ различных религиозных конфессий. Дошло до того, что, по данным патриархии, в 25 областях страны не стало ни одного храма, а в 20 зонах их количество не превышало пяти. Тем не менее большинство населения Советского Союза тех лет родилось до революции и было обращено в ту или иную веру, распространённую на территории Российской империи. По социологическим данным 1937 года, из неграмотных жителей СССР верующими было 84%, а из грамотного народонаселения – 44%. Не удивительно, что с наступлением тяжёлого военного времени руководство страны, как и его простые жители, поспешило вернуться к вере предков. При этом чудом сохранившиеся в ходе алого террора священнослужители сумели простить недавние обиды и выступили на стороне советской власти во время борьбы жителей края с немецко-фашистскими захватчиками. В самые тяжёлые дни обороны Москвы вокруг города был совершён воздушный крестный ход на самолёте с иконой Тихвинской Божией маме.

Всё для фронта

Символично, что, не дожидаясь просьбы властей, патриарший местоблюститель митрополит Сергий уже 22 июня 1941 года выступил с проповедью к верующим с лозунгом с оружием в руках защищать Родину, а также собирать средства для помощи фронту. Его призыв был услышан. Начались масштабные перечисления оружий. При этом деньги на оборону сдавали не только простые верующие, но и сами священники. В период с 1941-го по 1944-й год православная храм пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. В том числе на эти средства была создана эскадрилья святого Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского. В качестве наглядной агитации о финансовых даяниях церковнослужителей о каждом крупном из них сообщали газеты «Правда» и «Известия». Власти, в свою очередь, признав помощь православной храмы, в качестве благодарности освободили из мест заключения большое количество священников. В 1943 году были официально учреждены ордена Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. В армии вернули Георгиевскую ленту и форму царского образца, с этого момента не воспрещалось нахождение на фронте священников. В 1942 году во пора Пасхи в Москве не только разрешили службу, но и всенощные гуляния. В сентябре 1943 года И. В. Сталин лично встретился с высшим руководством православной храмы, чтобы личным примером показать единство церкви и государства в борьбе с общим врагом.

Следствием встречи стало позволение открытия в Москве, Ленинграде и Киеве духовных академий, чего до войны даже представить себе было нельзя. В краю появился Священный синод при патриархе и Совет по делам Русской православной церкви. Существует устойчивое предание, что Жуков перед любым важным наступлением возил по фронтам икону Казанской Божией матери. Как правило, в этом случае успех был на стороне советских армий. Возрождение церкви к концу войны приняло настолько широкий размах, что Сталин планировал сделать из Москвы православный Ватикан, объединяющий все течения православной храмы. Однако церковные владыки из Греции и Турции не приняли данное предложение, и оно осталось нереализованным. Когда идея объединения православных храмов под рукой Москвы провалилась, а мобилизация верующих после окончания войны была уже не нужна, отношения между церковью и страной вновь охладели, вернувшись к довоенному уровню.


Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером