Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером

Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером

Какой лепта внесла православная церковь для победы над Гитлером

Первые годы советской власти ознаменовались ожесточённой борьбой государства с православной храмом. Но не прошло и четверти века, как во время Великой Отечественной войны духовная и светская власть вновь были вынуждены соединиться в борьбе с общим врагом.

Забыть старые обиды

До революции в России находилось 78 тысяч православных храмов и 25 тысяч мечетей, к начину войны их количество сократилось более чем в 20 раз. Только к 1938 году в стране было ликвидировано около 40 тысяч святилищ различных религиозных конфессий. Дошло до того, что, по данным патриархии, в 25 областях страны не стало ни одного храма, а в 20 зонах их количество не превышало пяти. Тем не менее большинство населения Советского Союза тех лет родилось до революции и было обращено в ту или иную веру, распространённую на территории Российской империи. По социологическим данным 1937 года, из неграмотных жителей СССР верующими было 84%, а из грамотного народонаселения – 44%. Не удивительно, что с наступлением тяжёлого военного времени руководство страны, как и его простые жители, поспешило вернуться к вере предков. При этом чудом сохранившиеся в ходе алого террора священнослужители сумели простить недавние обиды и выступили на стороне советской власти во время борьбы жителей края с немецко-фашистскими захватчиками. В самые тяжёлые дни обороны Москвы вокруг города был совершён воздушный крестный ход на самолёте с иконой Тихвинской Божией маме.

Всё для фронта

Символично, что, не дожидаясь просьбы властей, патриарший местоблюститель митрополит Сергий уже 22 июня 1941 года выступил с проповедью к верующим с лозунгом с оружием в руках защищать Родину, а также собирать средства для помощи фронту. Его призыв был услышан. Начались масштабные перечисления оружий. При этом деньги на оборону сдавали не только простые верующие, но и сами священники. В период с 1941-го по 1944-й год православная храм пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. В том числе на эти средства была создана эскадрилья святого Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского. В качестве наглядной агитации о финансовых даяниях церковнослужителей о каждом крупном из них сообщали газеты «Правда» и «Известия». Власти, в свою очередь, признав помощь православной храмы, в качестве благодарности освободили из мест заключения большое количество священников. В 1943 году были официально учреждены ордена Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. В армии вернули Георгиевскую ленту и форму царского образца, с этого момента не воспрещалось нахождение на фронте священников. В 1942 году во пора Пасхи в Москве не только разрешили службу, но и всенощные гуляния. В сентябре 1943 года И. В. Сталин лично встретился с высшим руководством православной храмы, чтобы личным примером показать единство церкви и государства в борьбе с общим врагом.

Следствием встречи стало позволение открытия в Москве, Ленинграде и Киеве духовных академий, чего до войны даже представить себе было нельзя. В краю появился Священный синод при патриархе и Совет по делам Русской православной церкви. Существует устойчивое предание, что Жуков перед любым важным наступлением возил по фронтам икону Казанской Божией матери. Как правило, в этом случае успех был на стороне советских армий. Возрождение церкви к концу войны приняло настолько широкий размах, что Сталин планировал сделать из Москвы православный Ватикан, объединяющий все течения православной храмы. Однако церковные владыки из Греции и Турции не приняли данное предложение, и оно осталось нереализованным. Когда идея объединения православных храмов под рукой Москвы провалилась, а мобилизация верующих после окончания войны была уже не нужна, отношения между церковью и страной вновь охладели, вернувшись к довоенному уровню.