Камеди Трамп
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Камеди Трамп

Коронные жесты, задирание оппонентов, сарказм и иные приемчики Трампа дали богатый материал для этнографов, лингвистов и антропологов. Проанализировав кадры с выступлениями Трампа, они выделили основные зачисления клоунады, обеспечившие ему победу.

 

 

Головокружительная победа Дональда Трампа на президентских выборах в США заставила тысячи людей во всем вселенной озадачиться вопросом: как и почему это произошло? Как миллиардер и сын миллионера завоевал симпатии обездоленных американцев? Чем никак не вписывающийся в стандарты пристойного для политика поведения бизнесмен очаровал американский народ? Недоумевают не только огорченные ненавистники Трампа из Калифорнии и с Украины — еще во пора совершенно непредсказуемой кампании внутрипартийных выборов разумные объяснения «феномену Трампа» начали искать ученые.

Почему Трамп?

Лингвисты обратили внимание на его манер «строгого, но справедливого» отца. Антропологи указывают на то, как Трамп нарушает многие словесные табу американского общества (неполиткорректные высказывания) — смелые нарушители табу или караются судьбой, или добиваются успеха. Политологи отметили, как Трамп апеллирует к белому среднему классу, какой чувствует себя обойденным и униженным. Однако эти версии не объясняют сногсшибательного успеха Трампа не только среди сельской бедности, но и по всей Америке.

Секрет успеха, по мнению авторов научной статьи в журнале HAU: Journal of Ethnographic Theory, которая написана под руководством Киры Холл из Университета Колорадо в Боулдере и вышла за две недели до выборов 9 ноября, — Трамп умеет занимать. Он превратил политику в шоу, но не в вульгарном смысле слова (тупое развлечение), наоборот, миллиардер, ведущий реалити-шоу, конкурсов красоты и «Рестлмании» создал себе в политике уникальную нишу и зацепил даже враждебных ему зрителей. Ученые напоминают, что еще в Посредственные века шуты могли говорить неудобную правду в глаза королям, не рискуя быть наказанными.

И очень сложно всерьез препираться с клоуном, когда весь зал хохочет над его шутками.

Конечно, Трамп не первый медийный персонаж и знаменитость, которая подалась в политику. Но его «стебные», «комедийные» монологи и жесты, притягивающие внимание СМИ любой ценой, стали чем-то необычным: Рейган, бывший актер, к таким методам не прибегал. Развлекательный компонент кампании Трампа не остался незамеченным. «Сеанс окончен, мы же не главконферансье выбираем», — заявил губернатор Нью-Джерси Крис Кристи (еще до того, как сделался сторонником Трампа). «Это не вечеринка и не реалити-шоу», — так Обама критиковал СМИ за их освещение кампании миллиардера. В десятках карикатур Трампа писали в образе шута, клоуна, жонглера и конферансье.

Что позволено шуту…

Но сам Трамп мастерски использовал свою репутацию шоумена для обезоруживания критиков. До 2015 года он вел реалити-шоу «Кандидат» — в роли топорного топ-менеджера, который оценивал деловые качества участников и выкидывал самых слабых. Были ли его хулиганские заявления перед выборами реальностью или игрой в манере «Кандидата»? Неизвестно. Насколько хорошо маска шоумена защищала Трампа от необходимости «отвечать за базар», видно на примере Марка Рубио, его конкурента-республиканца. Рубио пришлось публично извиняться после всеобщего возмущения его шутками о «махоньких руках» Трампа (имелся в виду при этом детородный орган).

Рубио, профессионального политика, не защищала аура шута.

В своей труду исследователи отсмотрели 27 часов предвыборных выступлений Трампа и поняли, что его речи больше всего похожи на стендап-комедию — интерактивный жанр, когда комик знается со зрителями в зале, шутит и даже задирает их. Как и избранный президент, классики этого жанра (Ленни Брюс, Джордж Карлин) «шли по кромке» в плане ругательств и непристойных шуток.

На митинге в штате Мичиган Трамп спрашивает у собравшихся, почему Клинтон задержалась после интервала в последних дебатах: «Куда она пошла? Я думал, они вышла из игры, я думал, она сдалась! Нет, я знаю, куда она пошла, это слишком отвратительно!» Спустя несколько минут кандидат напоминает аудитории, что Обама от****ил (shlonged) Клинтон на прошедших демократических праймериз, применив малопристойный «идишизм».

На другом митинге, в Северной Каролине, Трамп резко оборвал обратившуюся к нему даму («Что бы вы сказали президенту Обаме…») словами «Вы уволены!» в сопровождении характерного жеста — сложенных пистолетиком перстов.

Камеди Трамп

Фирменный жест Трампа – «пальцы пистолетом»

В «Кандидате» ведущий с помощью такого жеста прогонял невезучих участников. Публика распознала эту цитату, засвистела и зааплодировала.

Комедийный арсенал Трампа включает жесты (карикатуры на своих оппонентов, гипертрофированная мимика, закатывание глаз), сарказм («да-да, как же»), повтор зачислений (много раз самолеты, летающие над митингом, были поводом для шуток), ярко выраженная маскулинность и — коронный номер! — задирание оппонентов: «Вы лишь посмотрите на это лицо», «Джеб — скучный парень, настоящий лузер» и т.п. Камеры на митингах показывают, что половина присутствующих хохочут потому, что наезды Трампа им кажутся смешными, а остальные — истерически, от шока. Но взгляды всех прикованы к герою дня в ожидании, что еще он ныне отмочит.

В Трампе ученые видят раблезианского героя, который пробуждает дух карнавала — высмеивая неуклюжее тело своих оппонентов, их телесные жидкости, их зажатость. Как и автор «Гаргантюа и Пантагрюэля», Трамп соображает, что грубые шутки способны лишить власти напыщенных аристократов (то есть политический истеблишмент). Он, можно сказать, нашел новоиспеченный инструмент «антиполитической политики», которая появилась в общественной жизни США как минимум с начала 1990-х.

Высмеивая менструацию телеведущей Мегин Келли, засидевшуюся в туалете Хиллари Клинтон или потеющего Марко Рубио, Трамп редуцирует оппонентов до телесного низа и так превращается в раблезианского паяца, свергающего «старую гвардию», обнажая ее неприятное и гротескное тело.

Тело Трампа как оружие

«Телесного» Рабле авторы упоминают неслучайно: основным оружием Трампа оказалось его собственное тело. Его экспрессивная жестикуляция показывает его как аутсайдера, нарушающего правила истеблишмента, — независимого и честного для поклонников, вульгарного и фальшивого для противников.

Для оппонентов же Трамп выделил пантомимические жесты, кочующие из одного выступления в иное: читающая речь по бумажке Клинтон, зажатый Митт Ромни, спящий Джеб Буш.

Камеди Трамп

Трамп пародирует Хиллари Клинтон, Митта Ромни и Джеба Буша

Эти знаки четко передают необходимый Трампу образ остальных политиков как скучных и далеких от реальности персонажей. Они выступают более эмоционально эффективным аналогом кличек, какими Трамп также в изобилии награждает оппонентов (в духе близкой ему культуры рестлинга), — «низкокалорийный Джеб», «малыш Марко», «Тед-лгунишка», «мутная Хиллари», — кличек, какие не только высмеивают противников, но и веселят аудиторию.

Другие жесты Трампа более многозначны. Например, критикуя решение правительства сменять пять узников Гуантанамо на сержанта Бергдала (он попал в плен в Афганистане, но, по некоторым сведениям, дезертировал), Трамп говорит: «В престарелые добрые времена это был бы…» — и показывает, как солдат расстрельной команды стреляет из ружья. На другом митинге он мастерит тот же жест, а затем признается в своей любви ко второй поправке к конституции США (она гарантирует право на ношение оружия).

Камеди Трамп

«Расстрельная команда»

По словам ученых, в таких жестах к аудитории «просачивается» идеология кандидата — в этом случае ностальгия по четким моральным критериям до наступления эпохи политкорректности.

Еще более сложными (но не менее эффективными) стали две полноценные репризы Трампа: «репортер с трясущимися дланями» и «загребающий еду губернатор». В первом случае Трамп высмеивал журналиста The New York Times Сержа Ковалески, который якобы написал о пляшущих после терактов 9/11 мусульманах, а потом отказался от своих слов. Трамп показал характерное для репортера-инвалида (артрогрипоз) раскачивание ладонями и прогнусавил «Ну-у-у, я не-е-е по-о-о-мню». Желая возмущение публики перед «передразниванием инвалида» заставило-таки кандидата заявить, что он просто изображал некоего глупого репортера, продиктованное стандартами политкорректности табу на сатирическое (и любое несерьезное) изображение инвалида было сброшено.

Камеди Трамп

«Репортер с трясущимися руками»

Другой пример: Трамп высмеивал своего конкурента по праймериз Джона Кейсика, какого сняли в ресторане забрасывающим блинчики себе в рот. «Этот парень (берет «блинчик») и (жест ладони ко рту), вы воображаете? (Смех и аплодисменты.) Отвратительно. Вы хотите такого президента? (Аудитория кричит: «Нет!») Отвра… честное слово, отвратительно». Тут видны характерные приемы стендапа: вопросы аудитории, повтор ключевого слова и выискивание комичной черты, позволяющей глумиться над оппонентом.

Камеди Трамп

«Трамп изображает Кейсика, закидывающего себе блинчик в рот»

Этот пародирующий прием выстреливает сразу в две стороны: объект сатиры сводится к неприятным телесным чертам, а сам Трамп оказывается отличным парнем, какой готов нарушить правила ради хорошей шутки.

Show must go on

Что в итоге? Авторы подчеркивают логичность «феномена Трампа» в медиатизированную эпоху, общество постановки, где стиль важнее содержания. Примечательно, что победивший кандидат добился успеха именно в жанре комедии, в понимании филолога Джона Лаймона жанра, где суровый отец и шаловливый ребенок — одна и та же фигура. Трамп показал себя одновременно клоуном, нарушающим словесные табу, и суровым лидером, какой наведет порядок, и этот уникальный образ проложил ему путь к успеху среди американцев.

Но на финальных этапах президентской кампании Трамп сделался вести себя более серьезно и сдержанно, как подобает «правильному» политику. Так же серьезно он встретил и новости о своей победе на выборах, а одним из первых эпатажных заявлений в статусе избранного президента сделалось обещание отказаться от президентской зарплаты. Станет ли его правление новым шоу? Посмотрим.