Капитан первого звездолёта
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Капитан первого звездолёта

60 лет. Дата. Ожидаемо возбуждающая вал «откровений» о тайных полётах, о «засекреченной гибели», да просто множество домыслов и мифов о подготовке первого отряда космонавтов и выходе человечества пускай в самый ближний, но все же космос.

11 января 1960 года главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР Константин Вершинин подписал директиву о создании Середины подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС. Начальником Центра был назначен полковник медицинской службы Евгений Карпов.

7 марта 1960 года, в СССР сформирован первоначальный отряд космонавтов. Это решение стало закономерным следующим шагом после того, как запуски летательных аппаратов с живыми созданиями сделали очевидным факт, что в нашей стране созданы все необходимые научно-технические предпосылки для полёта человека в космос.

Капитан первого звездолёта

К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно минули лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора, а 7 марта в первый отряд космонавтов были зачислены двенадцать человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин.

Запоздалее в этот отряд космонавтов были зачислены: Евгений Хрунов, Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. В первом отряде астронавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ).

Первые теоретические занятия слушателей-космонавтов проходили на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (Ходынское поле) в Москве. В июле 1960 г. отряд астронавтов в полном составе был передислоцирован в Подмосковье. ЦПК начал функционировать в 25 км от Москвы, рядом с городом Щёлково — в бывшем Зелёном, ныне Астральном, городке.

Летом 1960 года из отряда была выделена группа из шести космонавтов: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов и Валерий Быковский. Эта группа продолжила прямую подготовку к первому полёту человека в космос. Все эти шесть космонавтов 17 и 18 января 1961 года успешно отдали экзамен для первого полёта в космос.

И да, первый набор начал терять людей ещё до полёта Гагарина.

Так, 23 марта 1961 года от пожара в сурдобарокамере, погиб Валентин Бондаренко. Роковым манером вспыхнула вата, намоченная спиртом, которая попала на раскалённую спираль электроплитки. В атмосфере почти чистого кислорода пламя быстро распространился на всю камеру. На нём загорелся шерстяной тренировочный костюм. Быстро открыть сурдобарокамеру было невозможно из-за большенного перепада давления. Когда камеру открыли, Бондаренко был ещё жив. Его доставили в Боткинскую больницу, где врачи 8 часов боролись за его жизнь, но, к сожалению, он погиб.

Прочие случаи выбывания не столь трагичны. В марте 1961 года Валентин Варламов повредил шейные позвонки. Будущие астронавты пошли купаться и Варламов прыгнул на мелководье. Как рассказывали бывавшие в нашем доме участники того трагического отдыха, Валентин вышел из воды сам, содержа руками голову, со словами «Ребята, я кажется шею сломал».

Он был отчислен из отряда и переведён на работу инструктора в Звёздном городке. За неделю до полёта Гагарина отряд покинул Анатолий Карташов — после тренинги на центрифуге у него обнаружились кровоподтёки, и строгая медкомиссия сочла это достаточным для отчисления.

Дмитрий Заикин был дублёром Павла Беляева, командира корабля «Восход-2», запоздалее он входил в группу космонавтов, которые готовились к полёту на кораблях «Восход» в качестве командира экипажа, но полёты по этой программе бывальщины отменены. С сентября 1966 года Заикин проходил подготовку к полёту по программе «Союз 7К-ВИ», но в мае 1968 был отстранён от подготовки из-за заболевания. Кроме отчислений по состоянию здоровья были и дисциплинарные.

Капитан первого звездолёта

Двенадцать человек первого отряда космонавтов побывали в космосе. И отдельный из них стали участниками не только первой космической программы «Восток», но и других — «Восход» и «Союз», которые растянулись во поре на годы. Первым полетел в космос 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин. Также по одному разу побывали в космосе Герман Титов, Павел Беляев и Евгений Хрунов. Двукратно слетали в космосе Борис Волынов, Алексей Леонов, Андриян Николаев, Павел Попович и Владимир Комаров, который погиб при выполнении второго полёта.

Троекратно осуществили полет в космос Валерий Быковский и Виктор Горбатко. Дольше всех в отряде космонавтов находился Борис Волынов. Зачисленный в отряд 7 марта 1960 года он был отчислен из отряда 30 мая 1990 года, в связи с тем, что 17 марта был сокращён из Вооружённых сил в запас по возрасту. Его космический стаж составляет 30 лет.

А в 1968 году, в целях увековечивания памяти о космонавте номер одинешенек, Постановлением ЦК КПСС И Совета министров СССР от 30 апреля 1968 года Центру подготовки космонавтов было прикарманено имя Ю.А. Гагарина.

Сегодня в ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина» действует единый отряд космонавтов Роскосмоса, в который входят 38 человек.

PS. Ныне исполнилось 60 лет со дня первого полёта человека на околоземную орбиту. Дата в истории человечества этапная, это была вторая по счету крупная победа отечественной астронавтики. Самое главное, что это был полноценный орбитальный виток, а не то недоразумение, которое представлял собой пинок на орбиту под названием «Меркурий-Редстоун-3».

Про корабль «Восход» знают многие, но есть возможность и побывать в нем. Как раз это и сделал товарищ Пашолок в канун Дня Космонавтики. Такую возможность предоставляет парк «Патриот», в музейном секторе какого есть спускаемый аппарат. Самое главное, что он открыт, а к аппарату приставлена лесенка, так что желающие могут забраться внутрь. Внутри плотненько, но после того, как в субботу проторчал, с болгаркой в дланях, 4 часа внутри БТ-7, вообще не страшно. Ну и заодно поснимал.

Капитан первого звездолёта

Запомните, а у кого склероз — запишите: Гагарин не грохался об землю в этом вот шарике спускаемого аппарата. Там стояло обыкновенное катапультное кресло от истребителя МиГ, которое на высоте выстреливалось — и Гагарин опускался на парашюте, как сбитый лётчик. Шарик же падал на своих парашютах раздельно.

В первом полете аппарат промазал мимо предполагаемой зоны посадки, что-то пошло не так (орбита Гагарина оказалась рослее расчётной на 40 километров), и Гагарин опустился на парашюте в полях колхоза «Ленинский Путь» возле города Энгельса. Где его колхозники и сцапали как американского шпиона.

Доклад тов. ГАГАРИНА Ю. А. от 13 апреля 1961 г. на заседании Государственной комиссии после космического полёта:
СОВ. Негласно, экз. № 1

…Подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то тут, вблизи расчётного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. В это пора приблизительно на высоте 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка № 1. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и размышляю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошёл выстрел, и я катапультировался.

Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не зашиб, всё нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввёлся в действие стабилизирующий парашют.

На кресле я сидел очень спокойно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше иных таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — порядочный. Думаю, что-то знакомое.

Катапультирование произошло, по моим расчётам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придётся приводняться на воду. После отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило всё это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также неприметно ушло от меня вниз.

Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы скакали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, какая далеко в Волгу вдаётся. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове.
Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не отворился. Произошло только открытие ранца.
Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа (НАЗ — носимый аварийный запас). Слышал как дёрнул прибор шпильки. Отворился НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё. Я понял, что НАЗ пошёл вниз самостоятельно.

Капитан первого звездолёта

Вниз я посмотреть не мог, куда он там упадает, так как в скафандре это сделать нельзя — жёстко к спинке привязан.
Тут слой облачков был. В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальней я спускался на двух парашютах.
Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит чёрный, обгорелый шар. Это видал я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления.

Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу видан полевой стан. На нём много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идёт на Энгельс. Дальше вижу, шагает речушка-овраг. Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина телёнка пасёт. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Ощущаю, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня тащит. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернёшься. Перед землёй примерно метров за 30, меня мягко повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7. Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Приземление было весьма мягкое. Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она ещё не высохла, Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошёл вперёд. Погасил его, сбросил подвесную систему. Посмотрел — всё цело. Значит, жив, здоров.

Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа *(ОРК — объединённый разъем кислородный.)*, отворил шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда облекали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с поддержкой зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально.

Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идёт ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошёл навстречу, собираясь справиться, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от неё отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Собственный, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но всё-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я пришёлся, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса.

Эта история имела продолжение. Примерно через три месяца в Париже Международная аэронавтическая федерация (ФАИ), на своём заседании должна была зафиксировать всемирный рекорд Юрия Гагарина, но по установленным правилам рекорд официально регистрировался только в том случае, если пилот приземлялся в своём аэроплане или космическом корабле. Вот тут-то вновь и встал вопрос о том, как приземлился Гагарин. Советская делегация утверждала, что он был в кабине. Руководители ФАИ спрашивали предоставить соответствующие документы. Наши представители, конечно, никаких документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Перебранка шла возле пяти часов. Когда наступило время обеда, официальные руководители ФАИ решили согласиться с утверждением, что Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали его рекорд.

Унутре в спускаемом аппарате пердуха, всё сделано по-советски, коряво и без особых изысков:

Капитан первого звездолёта

На пункте оборвавшихся при ударе заклёпок обнаружены китайские саморёзы. 

Капитан первого звездолёта

Гагарин совершил поступок, который требовал от человека невообразимого мужества и смелости. Он отправился в космос, о котором тогда почти ничего не знали, на корабле без системы спасения, на ракете, у какой аварий было столько же, сколько и удачных пусков.

Само задание на полет, выданное государственной комиссией 8 апреля 1961 года, заключалось из многократно повторяющегося слова «проверить»: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров длительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землёй, увериться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

«Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырёх на орбиту вышли три, а сели два. Из двух вернувшихся только один приземлился нормально! До пуска человека было совершенно необходимо иметь ещё два-три успешных беспилотных запуска», — строчил Борис Черток в книге «Ракеты и люди».

Первый запуск по программе «Восток» состоялся 15 мая 1960 года, меньше чем за год до полёта Гагарина. На борту корабля-спутника был манекен, который на космодроме прозвали «Иван Иванович». Корабль вышел на орбиту, но не смог вернуться — подвела система ориентации.

28 июля во пора полёта корабля с собаками Чайкой и Лисичкой произошла авария ракеты-носителя, которая упала и взорвалась. Собаки погибли.

19 августа слетали в космос и вернулись собаки Белка и Стрелка. Этот пуск в 1960 году очутился единственным полностью удачным.

1 декабря космический корабль с собаками Мушкой и Пчёлкой не смог вернуться по расчётной траектории, начинов снижаться за пределы границ СССР и был подорван специальной аппаратурой вместе с животными, чтобы не достаться специалистам других краёв.

22 декабря во время пуска корабль с собаками Кометой и Шуткой из-за аварии ракеты-носителя не смог выйти на орбиту, но от него отделился спускаемый аппарат, какой нормально приземлился в тайге. Обе собаки чудом остались в живых.

Как писал в своих мемуарах «С человеком на борту» инструктор-методист по пилотированию космического корабля в первом отряде астронавтов Марк Галлай, один немецкий учёный в научной работе утверждал, что человек под действием «космического ужаса» не только не сможет править системами корабля, но и причинит самому себе вред «вплоть до самоуничтожения».

По словам Галлая, просто так взять да отмахнуться от высказываний профессора в преддверии первого полёта человека в космос было тяжело, потому что сам предмет обсуждения был слишком важен.

Собственно, главное, что должен был сделать космонавт — в случае, если не сработают основная и резервная самодействующие системы, сориентировать корабль вручную таким образом, чтобы включился тормозной двигатель.

Однако поскольку во вменяемости астронавта заранее не был уверен никто, конструкторы решили заблокировать управление «логическим замком» — чтобы оно включилось, надо было набрать особый код «125».

Изначально, как строчит Галлай, этот код хотели сообщить ему по радио, но потом сочли, что он может не получить информацию из-за помех. Тогда придумали запечатать этот код в конверте, какой потом приклеили на стену корабля.

Впрочем, секретный код, дававший возможность включить управление кораблём, Марк Галлай по секрету произнёс Гагарину перед самым стартом. А когда космонавт уже сел в корабль, последний человек, провожавший его в космос, конструктор «Востока» Олег Ивановский, напоследок тоже наименовал ему эти три цифры — «125».

>