О русском пилоте Ли Си Цын пели песни, слагали анекдоты и армейские байки. Он сбивал американские истребители в китайском небе, наводил страх на вражьих летчиков над Кореей, руководил воздушными операциями во Вьетнаме. Истории этого псевдонима много десятков лет, и впервые это имя прозвучало еще в этап становления советской власти. Ли Си Цын не является конкретной исторической личностью, но легенды об этом воине объединили в себе подвиги цельного ряда сражавшихся за земли дружественных стран советских летчиков.
Особая китайская миссия
Советские авиаторы в Халхин-Гол. /Фото: smolbattle.ru
Японская экспансия в Китае в 30-х в последнем счете привела к полномасштабной агрессии. Несмотря на то, что СССР не сильно ладил с китайским главой Чан Кайши, Москве было выгодно, чтоб японцы увязли в схватках с Китаем и потеряли возможность атаковать русских. Осенью 1937-го Китай попросил у СССР военные самолеты и летчиков-добровольцев. Первая укомплектованная для отправки в поддержка китайцам группа состояла из эскадрильи истребителей и бомбардировщиков. Общее количество советских военных добровольцев превышало 700 человек.
Военные результаты летчиков в китайском небе выдались успешными. Одним из наиболее ярких эпизодов тех боестолкновений был налет русских аэропланов на тайваньскую авиабазу японцев в феврале 1938 года. В ходе той операции уничтожено около 4 десятков самолетов. Координировал поступки бомбардировочного объединения капитан Ф. Полынин, в Китае известный под псевдонимом Фынь По. Ведь на официальном уровне СССР с Японией не воевал, потому всех пребывавших в Китае российских летчиков называли по-китайски. Так в вышедших в 1940-м книгах о китайских боях с японцами показались имена пилотов-асов Ху Бе Нхо и Ли Си Цын. За этими словоформами легко угадывались видоизмененные русские фамилии Губенко и Лисицын. По такому же принципу советские военные под иноземными прозвищами участвовали в гражданской войне Испании.
Песенная реанимация собирательного образа летчика
«Отвечал мне тот раскосый, Что командовал допросом. /Фото: fb.ru
Официально Край Советов не участвовала и в войнах Тихоокеанского региона в 50-60-е. Но секретом участие летчиков СССР в Корейской войне не было. Позже, в ходе вьетнамского конфликта советские зенитчики всерьез осложняли житье американцам, а пилоты преподносили воздушные уроки. В разгар тех событий и возродился мифический Ли Си Цын. Его именем в шутку называл себя даже воевавший в Корее Герой Советского Альянса Кожедуб. Особую популярность в народной молве Ли Си Цын приобрел с песенным хитом Чиж & Co «Фантом». Вдохновением для этой композиции неизвестного авторства изначально сделалась война во Вьетнаме вместе со слухами о русских летчиках-добровольцах. Затем песня на какое-то время канула в Лету, пока группа «Чиж & Co» не записала собственную версию возложенной на ноты истории Ли Си Цына.
Во Вьетнаме советские военные были по большей части инструкторами, но случались и боевые вылеты. Причем американские пилоты хорошо знали, что вьетнамская авиация включает в себя русских летчиков. Сбить вьетнамца было делом почётным и доходным, а вот с русскими тягаться было непросто. Русского летчика американец узнавал по опасным и уверенным маневрам.
Переодетые советские пилоты
Легендарный Кожедуб. /Фото: plamya-truda.ru
В корейском небосводе американские воздушные машины сбивал Герой Советского Союза Е. Пепеляев. Позже он делился воспоминаниями об участии в той войне. Пилотам из СССР запрещалось пролетать над морем, где базировался американский флот, и приближаться к разграничительной линии фронта, чтобы при возможном падении не упасть на территорию неприятеля и, как следствие, не оказаться в плену. Осведомленные об этих табу американцы умело пользовались ситуацией, уходя в сторону моря без вероятности погони.
Взлетали русские пилоты и с корейскими опознавательными отличиями, и в китайской военной форме. Тот же Кожедуб лично руководил отбором многоопытных летчиков-фронтовиков, освоивших инновационный на тот момент реактивный МиГ-15. В документы участников воздушных боев вписывались китайские имена и фамилии, пуще всего трансформированные из русских на азиатский лад. Так СССР уходил от осуждения мировой общественности по причине вмешательства в корейские дела. А на деле же за тяни период Корейской войны советскими летчиками совместно с ПВО-бойцами были уничтожены более тысячи вражеских самолетов.
Прообразы «Ли Си Цына» во Вьетнаме
Советские летчики-инструкторы во Вьетнаме. /Фото: i.pinimg.com
По утверждению самого Председателя Совмина Косыгина вьетнамская брань обходилась советскому капиталу как минимум в миллион рублей в день. Но затраты не оказались напрасными, и в 1975 году победили вьетнамские коммунисты. Участие в брани СССР долгие годы являлось засекреченной информацией. Однако с развалом Союза всплыли свидетельства бывших военных, открывшие загадку советских Ли Си Цынов. Известны множество воспоминаний зенитчиков об участии во вьетнамских боевых действиях. Русские офицеры задействовались в качестве военных инструкторов.
Но в условиях вражьих налетов усидеть в штабной палатке не всегда представлялось возможным. Безусловно, боевые действия во Вьетнаме использовались в качестве военной практики. За пределами отечества советские зенитчики обучались тактике ведения боя против современных американских самолетов. Отрабатывалась стратегия противодействия массированным бомбардировкам, разрабатывались методы войны с инновационными техсредствами, в частности, с установкой радиопомех и наводящимися по локатору ракетами.
Одним из командированных на территорию Вьетнама советских авиаторов был Герой Советского Альянса лётчик-испытатель Василий Котлов. Он обучал применению в бое авиационных ракет «воздух-воздух». В одном из очередных полетов на двухместном МиГе Котлов координировал поступки обучающегося вьетнамского пилота. Неожиданно в зоне видимости самолета появился «Фантом» с американцем за штурвалом. Бывалый испытатель Котлов, возглавляя каждым действием своего ученика, без раздумий повел его на атаку. В считанные минуты американец был ликвидирован. За этот эпизод советский полковник по инициативе правительства Вьетнама сделался «Почетным гражданином Ханоя».
Советская история знает много легендарных лётчиков. Одним из них был Михаил Водопьянов, который завоевал Северный полюс.