Приход Сталина к воли сопровождали серьезные чистки архивов, касающихся личности вождя. Непросто было по этой причине найти очевидцев ранних лет существования Иосифа Виссарионовича. Неоднократно судимый курсант духовной академии – одного этого обществу достаточно, чтобы до сих пор сеять кругом него мифы. И, пожалуй, самой большой загадкой все еще остается происхождение отца народов. О том, кто же на самом деле был отцом Сталина, есть несколько легенд.
Причины разночтений
Иосиф и Виссарион Джугашвили.
Много неясного в истинном происхождении Иосифа Джугашвили остаётся не попросту так. Исторические споры начинаются уже с фамилии, которая, по мнению одних историков, грузинская, а других – деформированная осетинская. Следующие разночтения прикасаются отрезка жизни биографического отца вождя. Не совсем понятны даты рождения и смерти Виссариона Джугашвили. Ссылаясь на печатные откровения Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, жизнеописание пополнили фактом гибели официального отца в пьяной потасовке в 1890-м. Другие историки приводят письмо руки юного Сосо, адресованное дирекции семинарии, в какой он учился.
Там указывается, что отец третий год не оказывает Иосифу родительской поддержки по причине того, что такого рода учеба пошла вразрез с чаяниями родителя. И самым удивительным в этой истории является то, что письмо датировано 1895-м, когда Джугашвили-старшего уже 5 лет не должна была носить земля. Подобные нестыковки прикасаются и даты рождения самого Сталина. Признанная академическая версия гласит, что будущий вождь появился на свет 9 (21) декабря 1879-го. В махонькой церквушке Гори была найдена биометрика с иной датой: 6 (18) декабря 1878 года. Не совсем понятно, зачем Сталину потребовалось изменять безобидные сведения. Одно из исторических предположений поясняет этот эпизод банальными суевериями. Якобы в юности одинешенек из сокурсников Иосифа, увлекавшийся гороскопами и астрологическими пророчествами, посулил товарищу серое будущее, исходя из даты рождения. И тогда Сталин взял да поменял цифры на потенциально успешные.
Армянский торговец, грузинский князь и местный полицейский
Купец Арамянц и князь Эгнаташвили.
Версии касательно происхождения Иосифа Виссарионовича звучали вечно. Но особенно активно эта тема начала муссироваться с приходом гласности. А с развалом Союза и вовсе можно было судачить обо всем. Так, в 90-е отдельный биографы решили обвинить мать Сталина в супружеской неверности и начать «доказывать», что сапожник Виссарион не приходился вождю родимым отцом.
Одна из распространенных легенд – армянское происхождение Сталина. Бедная дочь крепостного Екатерина прислуживала в доме зажиточного армянского торговца Арамянца, в честь которого в Тифлисе позже назовут больницу. Уже будучи соблазненной и нося под сердцем сына, она спешно вышла замуж за сапожника Джугашвили. В книжке «Молодой Сталин» британский историк Саймон Себаг Монтефиоре утверждает, что настоящим отцом Сталину приходился князь Эгнаташвили. Якобы, накануне замужества мама вождя Екатерина Геладзе трудилась в доме богатого купца Якова Эгнаташвили, от него и понесла. Яков был дружком неречённого на оперативно организованной свадьбе с Джугашвили, постоянно помогал впоследствии семье и приходился крестным отцом умершим во младенчестве старшим братьям Сталина.
Еще одна доля биографов приписывала вождю прямое родство с полицейским Дамианом Давришеви. Согласно этой легенде, последний сблизился с мамой Сталина, когда та приходила в участок с жалобами на мужа-пропойцу. По заочным утверждениям земляков, в Гори все знали о двусмысленной связи маме Сосо с Дамианом.
Вариант с Пржевальским
Портретное сходство Сталина и Пржевальского. /Фото: publika.az
Одним из сенсационных открытий современности является и история с популярным путешественником Пржевальским. Неубедительно уже то, что авторы этой точки зрения всегда опираются в своих «доказательствах» на портретное сходство двух мужей. Если уж на то пошло, у молодого Виссариона Джугашвили куда больше внешних сходств с официальным сыном. Все остальные свидетельства родства Сталина с Пржевальским высосаны из перста. Согласно этой биографической версии, по весне 1878-го Екатерина Геладзе-Джугашвили гостевала у дальнего родственника князя Маминошвили, что тоже удивительно для крепостной по роду женщины. Там ее представили обаятельному русскому офицеру Пржевальскому.
Что-то там между ними произошло, после чего, как ратифицируют адепты этой легенды, Пржевальский ежегодно перечислял семье Джугашвили приличную сумму. Но разобраться в этом деле несложнее простого. Биография князя детально задокументирована. Тяжело заболев по пути в Тибет, осенью 1877-го Пржевальский вернулся в Россию, на территорию нынешнего Казахстана, где проходил лечение до самого 1878 года. Узнав о смерти матери, еще ослабленный князь отправился к ее могиле в Петербург, после чего провел все лето в Смоленской районы. В условиях тогдашних коммуникаций путь оттуда на Кавказ занял бы сверх месяца. И даже если Сталин родился не в 1878-м, а в 1879-м, даже если допустить, что не в срок, Пржевальский физиологически не смог бы отметиться его биологическим отцом. 21 марта (2 апреля) 1879-го он повторно отправился в Тибет. Ну а если отойти от несложных вычислений, то решительный крест на вероятном отцовстве Пржевальского ставит ДНК-анализ внука Сталина Бурдонского. Результат указал на гаплогруппу G2, характерную для осетин или армян.
Сын попа
Сталин с матерью. /Фото: pbs.twimg.com
Говорят, опять-таки, что однажды в тесном расслабленном кругу Сталин обмолвился, что его настоящий папа – священник. Авторы этих исторических свидетельств породили еще одного кандидата в родители – священнослужителя Чарквиани, когда-то венчавшего легитимных родителей Иосифа Джугашвили и ставшего близким другом семьи.
В некоторых источниках можно встретить детали общения Нины Берии с мамой Сталина, где последняя советовала приятельнице завести любовника. И добавляла, что в молодости не брезговала несанкционированными связями с далеко идущими последствиями. Аргументом к этой версии прилагается и то, что в тот период попасть в духовное училище могли только дети духовенства.
К слову, вопреки уложившимся стереотипам, среди коренных осетинов и ингушей можно найти светловолосых и голубоглазых людей. И на это есть объективные исторические вина.