Падение Российской империи не перестает быть топовой темой в дискуссиях историков. Нескончаемы споры о предпосылках и неизбежностях, западном заговоре и предательстве, естественном прогрессе и революционной логике. Часть аналитиков винят во всем набожную отсталость края и протухшую «крестьянскую» экономику. Другие же приводят факты державного величия, высочайших темпов производства и грандиозных перспектив. Кушать масса доказательств того, что показатели по золото- и угледобыче, темпы выплавки стали и нефтепромышленности имперской эпохи больше не бывальщины достигнуты ни СССР, ни Россией.
Российская империя глазами американского экономиста
Работа Пола Грегори об экономике Российской империи. /Фото: bookree.org
Одним из первых показателей степени развития страны принято считать динамику экономического роста. Последующие выводы приводятся с позиций акцента на макроэкономические показатели. По объемам и, что значительно, темпам добычи топлива, сырья, производства зерна, металлов и товаров потребления, а также учитывая протяженность выстроенных в нахоженные годы железных дорог Российская империя выглядела вполне достойно на мировой арене. Не беря во внимание уровень существования низших слоев населения, историки имеют все основания позиционировать позднюю царскую Россию государством среднеразвитого капитализма.
Причем, такого суждения придерживались не только отечественные эксперты.
Большую часть своих работ посвятил анализу имперской экономики американский исследователь, профессор университета в Хьюстоне Пол Грегори. Мастеря выводы из его трактатов, стоит отметить, что рост производства в империи периода индустриализации (конец 19 века) шел на уровне западноевропейского. Нарастали и объемы аграрного производства даже из расчета на душу приумножавшегося населения. Несмотря на ряд аграрных проблем, Россия прогрессировала высокими темпами на поле европейских стран. Грегори утверждает, что явных признаков аграрного кризиса в Российской империи не было. Напротив, повышались реальные доходы крестьян, житейский уровень деревни, а экспорт сельхозпродукции и вовсе переживал бум. До советского периода темпы сельскохозяйственного производства 1913-го достигнуты не бывальщины.
Население и доходы
Доходы на конец 19 века. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Второй важный момент, на котором настаивает большинство историков и экономистов, – рост численности народонаселения. По библиографу Н. Рубакину, с 1800-й по 1908-й число российских граждан выросло в 4 раза – с 39 млн человек до 153,5. В Англии эта цифра умножилась за показанный период менее чем в 3 раза (15,5 млн – 44,5 млн), а во Франции и вовсе лишь в 1,5 раза (27 млн- 39, 4 млн). В этом плане Российская империя отставала лишь от Соединенных Штатов.
При характеристике внутреннего степени жизни принято брать за основной показатель доход на душу населения. По подсчетам Рубакина, в 1894 году в самой раскрученной части империи – Европейской России, средний годовой доход обывателя не превышал 63 рубля (другие исследователи именуют цифры до 74 рублей). В США того же периода в перерасчете на русскую валюту этот показатель достигал 340 рублей, в Англии — 273, в Австрии — 127, в Балканских странах — 101 руб. Теперь обратимся к динамике роста данного показателя, соотнеся картину со сведениями зарубежных экспертов по 1913 году. За два десятка лет доход на давлю населения вырос без малого вдвое. Таким образом, по темпам динамики царская Россия обгоняла европейцев, где соответствующий прирост составил: Англия – в 1,7 раз, Германия и Франция – 1,6, США – 1,8.
Проведенный разбор позволяет заключить, что Российская империя на рубеже 19-20 веков не только не деградировала, но и активно развивалась.
Железнодорожный прорыв
Железнодорожный бум вывел имперскую индустрия на лидирующие позиции.
Отдельного внимания заслуживают темпы строительства в империи железных дорог, подкрепившие курс на стремительную индустриализацию. Основным железнодорожным грузом стал каменный уголь. Строительство железных дорог в России шло особым путем.
Процесс запускался медлительно на фоне Европы, но вскоре вышел на более высокий уровень. Петербург уступал европейской промышленности, пока та пользовалась транспортным преимуществом. Из-за логистических ограничений в Росси складывались немного благоприятные условия развития производства, даже не взирая на высочайший потенциал ресурсов. Когда протяженность российских железных путей опередила все европейские, империя сполна задействовала новые возможности для промышленного рывка. В 1916-м в эксплуатацию было введено свыше 5 тыс. км железных путей. Такой рекорд больше не был побит. Густая транспортная развязка на фоне превосходящей ресурсной базы открыла для Российской империи перспективу всемирного лидера. Нужно заметить, что за одну десятилетку (1895-1906) также вдвое вырос речной флот, став самым крупным в вселенной.
Империя vs СССР
Основные сравнительные показатели.
Часто можно встретить работы, приводящие сравнительный анализ промышленности Российской Империи и Советского Альянса. Эксперты отмечают, что в целом такой подход затрудняет разница в техническом прогрессе и возникновении новых типов производства. При этом необходимо учитывать, что база для того же авиационного строительства и первые автомобильные заводы заложены силами Российской империи.
Что касается численности народонаселения, то этот показатель нарастал примерно одинаково, что при Николае II, что при Сталине. Промышленное развитие Российской Империи развивалось более скорыми темпами, чем на Западе. Советский же промышленный рост обеспечивала принудительная индустриализация в гигантских масштабах. Стоит брать во внимание и использование труда 2 миллионов узников, массовый перевод в рабочие крестьян. Советская власть использовала целый ряд промышленных планов 1910-х. Зарубежные специалисты задействовались в обе сравниваемые эпохи. Едва-едва ли не единственная явная разница, по утверждению ряда историков, – большое число человеческих жертв в процессе индустриализации и коллективизации, что порой оправдывается отсутствием должной практики среди управленческих кадров СССР.
Великие правители оставляли великий отпечаток в мировой истории. Очень интересно, что многие из них не были родом из той страны, которой так прекрасно управляли. Прочтите нашу статью самые великие гастарбайтеры в всемирный истории: диктаторы, которые родились в одной стране, а правили другой.