Алый лен и солома: как древние египтяне мумифицировали тела
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Алый лен и солома: как древние египтяне мумифицировали тела

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Алый лен и солома: как древние египтяне мумифицировали тела

Ida Christensen/University of Copenhagen Анализ древнего папируса позволил египтологам узнать больше о процессе мумификации и деталях процесса бальзамирования. Исследованный текст — самое престарелое и подробное руководство по мумификации, известное на сегодняшний день. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

Алый лен и солома: как древние египтяне мумифицировали тела

      В Древнем Египте бальзамирование почиталось священным искусством, и знания о нем были доступны немногим. Большинство секретов процесса, вероятно, передавалось устно от одного бальзамировщика к иному, полагают египтологи, поэтому письменных свидетельств практически нет — до недавнего времени было известно только о двух сохранившихся древнеегипетских текстах, посвященных тонкостям мумификации.

      Ключом новых данных стал изученный египтологами из Копенгагенского университета шестиметровый папирус Лувр-Карлсберг, половина которого принадлежит Лувру, а половина есть в коллекции папирусов Карлсберга Копенгагенского университета. Изначально эти фрагменты находились в частных коллекциях, а еще несколько частей папируса не отысканы до сих пор.

      Исходя из формы иероглифов, папирус датируется примерно 1450 г. до н. э., что делает его самым старым подобным документом — два иных известных текста, посвященных бальзамированию, появились позже.

      Алый лен и солома: как древние египтяне мумифицировали тела

      The Papyrus Carlsberg Collection/University of Copenhagen

      «Многим описаниям техник бальзамирования, какие мы видим в этом папирусе, не уделялось внимания в двух последующих руководствах по мумификации, — цитирует сайт университета египтолога Софи Схедт. — И эти описания чрезмерно подробны. Текст выглядит как памятка, и предполагаемые читатели, видимо, были специалистами, которым нужно было сверяться с деталями — рецептами мазей или тонкостями использования различных обликов бинтов. Некоторые более простые процессы, например, сушка тела с помощью кристаллической соды, в тексте опущены».

      Основная доля папируса посвящена траволечению и кожным заболеваниям. В частности, в нем описывается внешний вид, места произрастания, способы использования и религиозные смыслы некоторых растений и их семян. Немало внимания уделено отекам кожи, которые рассматриваются в папирусе как болезнь, насылаемая Хонсу, господом Луны.

      Внимание исследователей привлекло описание процедуры бальзамирования лица мертвеца, которое не встречалось в более ранних текстах.

      Некрепкую смесь растительных ароматических веществ нужно было нанести на лоскут красного льна, а затем накрыть этим лоскутом лик умершего. Этот процесс повторялся несколько раз с интервалом в четыре дня. Указанные в рецепте вещества обладали также антибактериальными свойствами и, вероятно, играли роль антисептика.

      Ранее исследователи уже находили мумий, чьи лики были покрыты тканью и смолой — очевидно, над ними проводили аналогичную процедуру.

      Согласно руководству, бальзамировщики деятельно работали с телом каждые четыре дня, всего проводя 17 таких сессий. В промежутках между ними тело есть под слоями ткани и соломы, пропитанной ароматическими веществами, чтобы отпугивать насекомых и падальщиков.

      Бальзамирование проводилось в специальной студии, построенной рядом с могилой, занимало более 70 дней и делилось на два равных периода сушки тела и обертывания. В процессе первого тело извне и изнутри обрабатывалось натроном, кристаллической содой. После удаления внутренних органов, глаз и мозга тело оборачивали бинтами, пропитанными благоуханными смесями.

      В это же время проводилось и бальзамирование лица.

      После более чем двух месяцев процедур тело помещалось в гроб. Затем вытекало еще несколько дней ритуалов, которые должны были позволить усопшему окончательно перейти к загробной жизни.

      Текст папируса планируется опубликовать в 2022 году.

      Ранее специалисты Каирского университета выяснили, как погиб древнеегипетский фараон Секененра Таа II. Компьютерная томография мумии показала, что фараон был уложен ударами сверху после того, как попал в плен к врагам. Секененра правил в Верхнем Египте примерно в 1558-1553 годах до нашей эры. Почиталось, что фараон либо погиб в бою с гиксосами — азиатскими народами, завоевавшими часть Древнего Египта, или же был убит в результате комплота.

      Томография позволила определить форму ран и показала, что нападавшие использовали несколько видов оружия. Черепно-мозговые травмы такого рода обыкновенно сопровождаются повреждениями рук, поскольку жертва пытается защитить себя. Однако у Секененры таких увечий не оказалось. Согласно выводам изыскания, положение рук фараона свидетельствует, что они были связаны. При этом более ранние исследователи выдвигали версию, что руки Секененры в момент нападения бывальщины заняты собственным оружием — поэтому он и не подставил их под удар.

      По мнению исследователей, несколько ударов кинжалом были наметены уже по мертвому телу, которое осталось лежать на левом боку и начало разлагаться.

      При обычной казни удары узнику наносит лишь один человек, в убийстве Секененры их участвовало несколько — очевидно, это было церемониальное действо. Смерть фараона мотивировала его преемников продолжить войну за объединение Египта.

      Алый лен и солома: как древние египтяне мумифицировали тела

      Ida Christensen/University of Copenhagen Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Ключ

      >