Крушение «Максима Горестного»: что случилось с АНТ-20 в 1935 году

Крушение «Максима Горестного»: что случилось с АНТ-20 в 1935 году

В мае 1935 года недалеко от Москвы упал самолет АНТ-20 «Максим Горестный». Виновником трагедии назвали пилота другого самолета Николая Благина, который совершил мертвую петлю слишком вблизи от «Горького». Все казалось понятным. Однако после крушения стали выясняться странные подробности этого крушения.

Чудо техники

Стройка самолета было приурочено к 40-летию творчества Максима Горького. Именно поэтому машина и была названа в честь беллетриста. Для создания самолета организовали фонд, который занимался сбором денег. Скоро внушительная сумма – более 5 миллионов рублей – была в дланях руководителей проекта.

Самолет соорудили всего за несколько месяцев. По тем временам это было настоящее чудо техники. АНТ-20 имел 8 моторов, всеобщей мощностью 7200 лошадиных сил. Несмотря на внушительные размеры, «Максим Горький» имел длину разбега 300-400 метров и мог подыматься даже с самых скромных по размерам аэродромов.

Кроме того, самолет и внутри блистал роскошью. Там располагались буфет, телефонная станция, киноустановка, фотолаборатория, пневмопочта, радиостудия, библиотека и даже типография. Были и отдельные каюты с двухъярусными кроватями и прозрачными полами.

Катастрофа

Самолет «Максим Горький» успешно прошел все испытания. А 18 мая 1935 года под управлением многоопытных пилотов совершал показательный полет над Москвой. На торжественное мероприятие пригласили передовиков самолетостроения и членов их семей. Сопровождали «Горестного» два самолета Р-5 и И-5, за штурвалом первого находился пилот по фамилии Рыбушкин, за штурвалом второго – Благин. Участникам события и наблюдателям с земли сделалось ясно, что дело идет к трагической развязке, когда Благин начал совершать маневры в опасной близости к АНТ-20. Выполняя мертвую петлю, И-5 рухнул на «Горестного». Самолет Благина выбил из гиганта двигатель и буквально воткнулся в образовавшееся от потерянного мотора отверстие. Потом от истребителя откололся хвост, который нанес АНТ-20 последний сокрушительный удар. «Горький» перевернулся и рухнул в районе селения Сокол. Все члены экипажа и пассажиры (48 человек) погибли.

Отчего Благин не мог совершить ошибку?

Сразу после катастрофы ее виновником объявили Николая Благина. Как сообщило ТАСС, Благин вопреки распоряжению руководства начал выполнять запрещенные фигуры высшего пилотажа, что и привело к трагедии. Все решили, что опытный пилот переоценил свои мочи, за что и поплатился. Однако товарищи Благина в один голос заявляли, что тот был очень дисциплинированным сотрудником и никогда бы не ослушался приказа начальства. Невыполнение распоряжения не сулило пилоту ничего хорошего. Скорее всего, при успешном выполнении трюка его бы с позором уволили. К тому же в салоне «Максима Горестного» находились сослуживцы Благина и их дети. А рисковать жизнями своих коллег и тем более детей он вряд ли бы стал.

Версию о несчастливом случае поставила под сомнение и статья в польском издании «Меч». В газете было напечатано якобы подлинное письмо пилота, какое тот написал незадолго до гибели. В нем Благин заявлял о том, что он ненавидит советскую власть, и что таран «Максима Горького» он спланировал. Таким манером, по словам пилота, он собирался расправиться хотя бы с несколькими коммунистами. Вот только жена Благина, прочитав заметку, искренне удивилась, так как ни о каком посланье она не знала, да и стиль изложения абсолютно не согласовывался со стилем, присущим ее мужу.

Странным кажется и то, что пилота, которого признали виновным в крахи нескольких десятков человек, похоронили вместе с погибшими. Расходы на погребение взяло на себя государство. Причем, семьям пострадавших было выплачено по 10 тысяч рублей. Порядочную помощь оказали власти и вдове Благина.

Вам также может понравиться