Окружной суд Амстердама начал рассмотрение вопроса возвращения музеям Крыма экспонатов выставки археологических артефактов.
Уже больше двух с половиной лет сотни ценных археологических находок из музеев Крыма удерживают в Нидерландах. 6 февраля 2014 года в Музее Алларда Пирсона в Амстердаме открылась выставка “Крым — золотой остров в Чёрном море”.
В экспозицию вошли экспонаты античной эпохи и средневекового периода из крупнейших музеев Крыма: Керченского историко-культурного заповедника (сейчас — Восточно-Крымский историко-культурный заповедник), Национального заповедника “Херсонес Таврический”, Бахчисарайского заповедника, Центрального музея Тавриды. Ещё часть предметов предоставил Киевский музей исторических драгоценностей.
31 августа 2014 года срок выставки истёк, но Музей Алларда Пирсона решил не возвращать экспонаты крымским музеям, перешедшим к тому моменту в юрисдикцию России, сославшись на претензии Министерства культуры Украины.
Музей Алларда Пирсона впервые в истории международного межмузейного сотрудничества не только не вернул экспонаты в указанные в договорах сроки, но и провёл демонтаж экспозиции без личного участия хранителей музеев, предоставивших ценности. Без них витрины были открыты, ценности сложены в ящики и перемещены.
Сейчас крымские музейщики точно не знают, где и в каких условиях хранятся экспонаты. Музей Алларда Пирсона заявил, что передаст экспонаты на основании решения суда, чтобы избежать последующих претензий какой-либо из сторон. Окружной суд Амстердама намерен вынести решение до 14 декабря.
СМИ прозвали задержанную коллекцию “золотом скифов”. Но на самом деле в Нидерланды отвезли не только золото. Другие артефакты выполнены не из драгоценных металлов, но ценность некоторых из них выше, чем у золота.
Дважды захваченный сосуд
Один из удерживаемых в Нидерландах экспонатов имеет непростую судьбу. Это керамический сосуд периода Боспорского царства. Во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты выкрали его вместе с другими археологическими ценностями из Керченского музея.
Казалось, найти и вернуть эти вещи практически невозможно. Но однажды, когда советские войска вошли в Южную Баварию, на территории старинного замка Хохштадт солдаты обнаружили десятки деревянных ящиков, многие из которых были уже опустошены. В Восточно-Крымском музее-заповеднике до сих пор хранится копия записки, написанной советским солдатом и помещённой им на дно одного из ящиков.
“Внимание. Важно! Сообщаем для сведения, что все археологические коллекции из Крыма, Киева, Полтавы, Львова, Новгорода и других городов Советского Союза всё время войны находились в замке Höchstadt в Южной Баварии. Всё было в образцовом порядке. После оккупации Баварии американцами замок был взят под американскую военную охрану, и доступ туда запрещён с 22 апреля 1945 года. Много вещей было разграблено американскими солдатами. То, что находится в этом и других ящиках, собрано нами на полу в мусоре” — Привет Родине. 3 октября 1945
Копия записки советского солдата. Фото: © Пресс-служба Восточно-Крымского историко-культурного заповедника
Сначала найденные экспонаты перевезли в Ленинградскую область в Пушкино, где собирались перемещённые ценности. Потом, когда выявили их происхождение, разослали по городам СССР. В Керченский музей вернули больше сорока ящиков. В числе лежащих там экспонатов был и тот самый керамический сосуд. Теперь ценность снова оказалась в плену, на этот раз — в Амстердаме.
Змееногая богиня
В Амстердаме решается судьба уникальной Змееногой богини из известняка I—II века н.э., которая для Восточно-Крымского историко-культурного заповедника имеет особое значение. Эта двусторонняя скульптура с женской фигурой, вырастающей из растительных побегов, не имеет аналогов в Северном Причерноморье.
На голове богини корона в виде листьев, плода и бутона. Согласно греческому мифу, сын Змееногой богини и Геракла являлся родоначальником скифских царей. Но исследователи трактуют её образ глубже, видя в “Прорастающей деве” символ древа жизни.
Змееногую богиню нашли во время раскопок под руководством директора Керченского музея Степана Веребрюсова 1882—1883 годов на северном склоне горы Митридат. Статуя была без головы, но в последующие годы в результате раскопок при участии председателя Императорской археологической комиссии графа Алексея Бобринского удалось обнаружить другие фрагменты скульптуры: голову вместе с нижней частью головного убора в виде цветочного бутона, вырастающего из листьев лотоса, а также руку, держащую побег растения, и несколько других фрагментов. Эти детали воспроизведены в рисунках керченского археолога-любителя и художника Фёдора Гросса.
Силуэт “Прорастающей девы” изображён на эмблеме Восточно-Крымского заповедника. Главный архитектор заповедника Роза Синенко создала графическую реконструкцию Змееногой богини, которую учёные признали научно достоверной. Эта реконструкция стала визитной карточкой керченского Историко-археологического музея.
Автор реконструкции скульптуры: главный архитектор Восточно-Крымского заповедника Роза Синенко
По словам директора Восточно-Крымского заповедника Татьяны Умрихиной, был разработан подробный проект реставрации Змееногой богини, который предполагал восполнение ряда деталей. До того как стало известно о задержании коллекции в Нидерландах, в залах Историко-археологического музея стоял кубик для благотворительных взносов: жители Керчи сами предложили начать сбор денег на реставрацию богини, которую в городе все знают и ласково называют “змееножкой”.
Но, когда стало ясно, что коллекция останется в Амстердаме на неопределённое время, кубик убрали, как и постамент, на котором раньше стояла богиня. Сейчас в Керчи остались только фрагменты скульптуры.
Сосуд для благовоний с двумя лицами
Сенсацией полевого сезона 2009 года в Керчи стало открытие двух кладов на территории цитадели городища Артезиан археологической экспедицией под руководством Николая Винокурова. Все находки были переданы в Керченский историко-археологический музей. Это оказались не просто спрятанные сокровища, а клады-жертвоприношения: жители крепости находились в осаде.
Защитники цитадели понимали, что после их гибели враги не станут совершать погребальный ритуал, из-за чего души погибших окажутся обречены на вечное скитание, так и не достигнув царства мёртвых. Они надеялись, что щедрые приношения подземным богам станут гарантией лучшей доли в потустороннем мире. Поэтому дары были столь богатыми: в кладах были собраны монеты, украшения, дорогие стеклянные сосуды.
Всего в двух кладах обнаружили 255 монет. В первом кладе также были найдены золотые перстни со вставками из граната и агата, бронзовое зеркало, круглая брошь с изображением богини Афродиты. Во втором кроме монет находились небольшие стеклянные сосуды с благовониями, браслеты и ожерелья.
Один из сосудов для хранения благовоний оказался уникальным. На нём можно различить два лица, расположенных по обеим сторонам: одно из них грустное, другое — весёлое. Как рассказал Лайфу археолог Николай Винокуров, всего таких сосудов в мире не более нескольких десятков, причём найденный в цитадели Артезиана является самым древним из них.
Эта находка датируется периодом не позже середины I века н.э. Кроме того, сосуд, обнаруженный экспедицией под руководством Винокурова, стал первой такой находкой как минимум за последние 30 лет. Поскольку теперь клад, обнаруженный в 2009 году, оказался разделён, его значимость резко уменьшилась.
Золото из склепа
В Амстердаме находится два золотых комплекса из Восточно-Крымского историко-культурного заповедника. Как рассказала заместитель директора заповедника по научно-фондовой работе Наталья Быковская, всего в двух комплектах 153 предмета.
Они имеют отношение к сармато-аланской культуре периода эпохи великого переселения народов (330—400 годы н.э.). Это роскошные гарнитуры двух женщин, когда-то живших на территории Боспоро-Киммерийского полуострова (нынешнего Керченского полуострова). Из этих вещей следует, что женщины занимали достаточно высокий социальный статус.
Найдены эти два комплекса были в очень глубоких склепах, давно разграбленных. Но гарнитуры уцелели, потому что провожавшие женщину в последний путь самые дорогие её украшения — серьги, браслеты, перстни — спрятали у неё под головой. Там археологи их и нашли.
Видимо, на одежде были также золотые фибулы (застёжки), имелись богато украшенные нижние щитки, по всей видимости, с золотыми накладками. Но грабители выломали их и забрали. Были унесены и ножны какого-то острого предмета.
Гарнитуры были найдены в определённом археологическом контексте с другими вещами, которые хранятся в Восточно-Крымском заповеднике. Вместе эти вещи дают богатейшую научную информацию для исследователей.
“Это великолепные гарнитуры, которыми могут гордиться музеи самого высокого уровня. Один из комплексов я сама приняла из земли, когда его нашли. Эти находки принимаешь, как новорождённого ребёнка. Сейчас в нашей золотой кладовой мы держим незанятой витрину, где эти комплексы хранились. Мы ждём, когда гарнитуры вернутся и займут своё законное место. Мы не теряем надежды” — Наталья Быковская
Музей романтика Грина Сюда приходят и приезжают многочисленные поклонники творчества писателя, а затем приводят своих детей и внуков, чтобы вновь пережить пленительные минуты своей юности. Частный гид по Крыму индивидуальные экскурсии с профессиональным экскурсоводом.