Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Окружной суд Амстердама начал рассмотрение вопроса возвращения музеям Крыма экспонатов выставки археологических артефактов.

Уже больше двух с половиной лет сотни ценных археологических находок из музеев Крыма удерживают в Нидерландах. 6 февраля 2014 года в Музее Алларда Пирсона в Амстердаме открылась выставка “Крым — золотой остров в Чёрном море”.
В экспозицию вошли экспонаты античной эпохи и средневекового периода из крупнейших музеев Крыма: Керченского историко-культурного заповедника (сейчас — Восточно-Крымский историко-культурный заповедник), Национального заповедника “Херсонес Таврический”, Бахчисарайского заповедника, Центрального музея Тавриды. Ещё часть предметов предоставил Киевский музей исторических драгоценностей.

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

31 августа 2014 года срок выставки истёк, но Музей Алларда Пирсона решил не возвращать экспонаты крымским музеям, перешедшим к тому моменту в юрисдикцию России, сославшись на претензии Министерства культуры Украины.

Музей Алларда Пирсона впервые в истории международного межмузейного сотрудничества не только не вернул экспонаты в указанные в договорах сроки, но и провёл демонтаж экспозиции без личного участия хранителей музеев, предоставивших ценности. Без них витрины были открыты, ценности сложены в ящики и перемещены.

Сейчас крымские музейщики точно не знают, где и в каких условиях хранятся экспонаты. Музей Алларда Пирсона заявил, что передаст экспонаты на основании решения суда, чтобы избежать последующих претензий какой-либо из сторон. Окружной суд Амстердама намерен вынести решение до 14 декабря.

СМИ прозвали задержанную коллекцию “золотом скифов”. Но на самом деле в Нидерланды отвезли не только золото. Другие артефакты выполнены не из драгоценных металлов, но ценность некоторых из них выше, чем у золота.

Дважды захваченный сосуд

Один из удерживаемых в Нидерландах экспонатов имеет непростую судьбу. Это керамический сосуд периода Боспорского царства. Во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты выкрали его вместе с другими археологическими ценностями из Керченского музея.

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

Казалось, найти и вернуть эти вещи практически невозможно. Но однажды, когда советские войска вошли в Южную Баварию, на территории старинного замка Хохштадт солдаты обнаружили десятки деревянных ящиков, многие из которых были уже опустошены. В Восточно-Крымском музее-заповеднике до сих пор хранится копия записки, написанной советским солдатом и помещённой им на дно одного из ящиков.

 “Внимание. Важно! Сообщаем для сведения, что все археологические коллекции из Крыма, Киева, Полтавы, Львова, Новгорода и других городов Советского Союза всё время войны находились в замке Höchstadt в Южной Баварии. Всё было в образцовом порядке. После оккупации Баварии американцами замок был взят под американскую военную охрану, и доступ туда запрещён с 22 апреля 1945 года. Много вещей было разграблено американскими солдатами. То, что находится в этом и других ящиках, собрано нами на полу в мусоре” — Привет Родине. 3 октября 1945

Копия записки советского солдата. Фото: © Пресс-служба Восточно-Крымского историко-культурного заповедника

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

Сначала найденные экспонаты перевезли в Ленинградскую область в Пушкино, где собирались перемещённые ценности. Потом, когда выявили их происхождение, разослали по городам СССР. В Керченский музей вернули больше сорока ящиков. В числе лежащих там экспонатов был и тот самый керамический сосуд. Теперь ценность снова оказалась в плену, на этот раз — в Амстердаме.

Змееногая богиня

В Амстердаме решается судьба уникальной Змееногой богини из известняка I—II века н.э., которая для Восточно-Крымского историко-культурного заповедника имеет особое значение. Эта двусторонняя скульптура с женской фигурой, вырастающей из растительных побегов, не имеет аналогов в Северном Причерноморье.

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

На голове богини корона в виде листьев, плода и бутона. Согласно греческому мифу, сын Змееногой богини и Геракла являлся родоначальником скифских царей. Но исследователи трактуют её образ глубже, видя в “Прорастающей деве” символ древа жизни.

Змееногую богиню нашли во время раскопок под руководством директора Керченского музея Степана Веребрюсова 1882—1883 годов на северном склоне горы Митридат. Статуя была без головы, но в последующие годы в результате раскопок при участии председателя Императорской археологической комиссии графа Алексея Бобринского удалось обнаружить другие фрагменты скульптуры: голову вместе с нижней частью головного убора в виде цветочного бутона, вырастающего из листьев лотоса, а также руку, держащую побег растения, и несколько других фрагментов. Эти детали воспроизведены в рисунках керченского археолога-любителя и художника Фёдора Гросса.

Силуэт “Прорастающей девы” изображён на эмблеме Восточно-Крымского заповедника. Главный архитектор заповедника Роза Синенко создала графическую реконструкцию Змееногой богини, которую учёные признали научно достоверной. Эта реконструкция стала визитной карточкой керченского Историко-археологического музея.

Автор реконструкции скульптуры: главный архитектор Восточно-Крымского заповедника  Роза Синенко

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

По словам директора Восточно-Крымского заповедника Татьяны Умрихиной, был разработан подробный проект реставрации Змееногой богини, который предполагал восполнение ряда деталей. До того как стало известно о задержании коллекции в Нидерландах, в залах Историко-археологического музея стоял кубик для благотворительных взносов: жители Керчи сами предложили начать сбор денег на реставрацию богини, которую в городе все знают и ласково называют “змееножкой”.

Но, когда стало ясно, что коллекция останется в Амстердаме на неопределённое время, кубик убрали, как и постамент, на котором раньше стояла богиня. Сейчас в Керчи остались только фрагменты скульптуры.

Сосуд для благовоний с двумя лицами

Сенсацией полевого сезона 2009 года в Керчи стало открытие двух кладов на территории цитадели городища Артезиан археологической экспедицией под руководством Николая Винокурова. Все находки были переданы в Керченский историко-археологический музей. Это оказались не просто спрятанные сокровища, а клады-жертвоприношения: жители крепости находились в осаде.

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

Защитники цитадели понимали, что после их гибели враги не станут совершать погребальный ритуал, из-за чего души погибших окажутся обречены на вечное скитание, так и не достигнув царства мёртвых. Они надеялись, что щедрые приношения подземным богам станут гарантией лучшей доли в потустороннем мире. Поэтому дары были столь богатыми: в кладах были собраны монеты, украшения, дорогие стеклянные сосуды.

Всего в двух кладах обнаружили 255 монет. В первом кладе также были найдены золотые перстни со вставками из граната и агата, бронзовое зеркало, круглая брошь с изображением богини Афродиты. Во втором кроме монет находились небольшие стеклянные сосуды с благовониями, браслеты и ожерелья.

Один из сосудов для хранения благовоний оказался уникальным. На нём можно различить два лица, расположенных по обеим сторонам: одно из них грустное, другое — весёлое. Как рассказал Лайфу археолог Николай Винокуров, всего таких сосудов в мире не более нескольких десятков, причём найденный в цитадели Артезиана является самым древним из них.

Эта находка датируется периодом не позже середины I века н.э. Кроме того, сосуд, обнаруженный экспедицией под руководством Винокурова, стал первой такой находкой как минимум за последние 30 лет. Поскольку теперь клад, обнаруженный в 2009 году, оказался разделён, его значимость резко уменьшилась.

Золото из склепа

В Амстердаме находится два золотых комплекса из Восточно-Крымского историко-культурного заповедника. Как рассказала заместитель директора заповедника по научно-фондовой работе Наталья Быковская, всего в двух комплектах 153 предмета.

Они имеют отношение к сармато-аланской культуре периода эпохи великого переселения народов (330—400 годы н.э.). Это роскошные гарнитуры двух женщин, когда-то живших на территории Боспоро-Киммерийского полуострова (нынешнего Керченского полуострова). Из этих вещей следует, что женщины занимали достаточно высокий социальный статус.

Найдены эти два комплекса были в очень глубоких склепах, давно разграбленных. Но гарнитуры уцелели, потому что провожавшие женщину в последний путь самые дорогие её украшения — серьги, браслеты, перстни — спрятали у неё под головой. Там археологи их и нашли.

Крым и Нидерланды: Проблема возврата музейных ценностей

Видимо, на одежде были также золотые фибулы (застёжки), имелись богато украшенные нижние щитки, по всей видимости, с золотыми накладками. Но грабители выломали их и забрали. Были унесены и ножны какого-то острого предмета.

Гарнитуры были найдены в определённом археологическом контексте с другими вещами, которые хранятся в Восточно-Крымском заповеднике. Вместе эти вещи дают богатейшую научную информацию для исследователей.

 “Это великолепные гарнитуры, которыми могут гордиться музеи самого высокого уровня. Один из комплексов я сама приняла из земли, когда его нашли. Эти находки принимаешь, как новорождённого ребёнка. Сейчас в нашей золотой кладовой мы держим незанятой витрину, где эти комплексы хранились. Мы ждём, когда гарнитуры вернутся и займут своё законное место. Мы не теряем надежды” — Наталья Быковская

Музей романтика Грина Сюда приходят и приезжают многочисленные поклонники творчества писателя, а затем приводят своих детей и внуков, чтобы вновь пережить пленительные минуты своей юности. Частный гид по Крыму индивидуальные экскурсии с профессиональным экскурсоводом.

  • Они бы лучше не претензии писали, а заботились о сохранности артефактов сообща.

  • >