Кто такие чумаки и отчего их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Кто такие чумаки и отчего их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества

Со преходящ Киевской Руси одним из основных занятий населения современной Украины было чумачество. Корнями это ремесло уходит еще в эпоху Киевской Руси. Особенности деятельности чумаков-торговцев заключались в том, что при перевозке товаров на большие расстояния приходилось параллельно отбиваться от странствующих разбойников. Желающих поживиться чужим имуществом хватало, потому чумак должен был воспитываться воином. Благодаря такой специфике бывалые чумаки сформировали казачий классовый фундамент.

Откуда пришагали первые чумацкие обозы

Кто такие чумаки и отчего их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Обоз на привале. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Странствующие купцы и воины упоминаются киевским князем Мстиславом еще в летописях 1170 года. В своих обращениях он призывал их отстаивать пути от Киева до моря. Путешественник Рубриквис в 1352-м свидетельствовал в своих записках о русичах, прибывавших на запряженных волами телегах, целых куниц, соболей и других мехов. Основным доходом для крымских татар была соль. Именно с соли чумачество и зарождалось, поскольку эта ценнейшая по тем порам пищевая добавка-консервант почиталась в любой семье. В центральной Украине солевые залежи еще не были открыты, поэтому чумаки и ездили за добытым из соленых озер продуктом к Азовскому и Черноволосому побережьям.

Поначалу перевозчиков соли называли «соленики», и только потом торговцы стали чумаками. Наибольшего развития чумачество достигло к крышке XVIII – началу XIX в. В средние века чумаки торговали обычно солью и рыбой, помимо украинских территорий транспортируя товары в Польшу, Литву и ближнюю Европу. Соль доставали в Крыму и Прикарпатье, а рыбу – в Крыму, Днепре и на Дону. С развитием индустрии и товарно-денежных отношений расширялся и чумацкий ассортимент, а маршруты сконцентрировались на южном направлении. В морские порты большими партиями завозилось семя, ткани, стройматериалы и т.п.

Версии о происхождении названия

Кто такие чумаки и отчего их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Чумаки развивали внешнюю торговлю. /Фото: cdn.gdz4you.com

Мнения филологов по поводу генезисы слова «чумаки» на сегодняшний день разнятся. По одной научной версии слово происходит от «чум» в значении «ковш», при помощи какого путники во время долгого пути пили дефицитную воду. Другие источники видят связь с татарским словом «чумак», что переводится как «извозчик». Третья группа лингвистов утверждает, что чумаков прозвали по названию болезни – чумы. В период чумной лихорадки в Европе украинские торговцы привозили из рейдов заразу, какая разгуливалась по Запорожской Сечи и всей Украине.

К слову, даже когда случались вспышки эпидемии, чумаки свое дело не оставляли, а в качестве профилактики странствовали с ног до головы измазанные дегтем. Если проводить параллели с персидским языком, то в переводе на русский «чумак» – дубина с набалдашником (украинцы именовали такой инструмент кийком). Исходя из этой логики, чумаков так назвали потому, что в поездках они вооружались дубинами для защиты от разбойников.

Чумацкий кодекс чести

Кто такие чумаки и отчего их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Чумаки в Мариуполе. /Фото: pbs.twimg.com

Чумацкий обоз заключался из нескольких сотен телег и даже единиц военно-оборонительной техники. Каждый чумак вооружался копьем, ружьем, имел резерв пуль с порохом. Обозом руководили атаман и замещающий его есаул, отвечавший за снабжение, организацию маршрута и оборону. В ходе особо опасных переездов телеги сцеплялись между собой цепями, формируя цельные фортификационные сооружения. В одном обозе могли ходить сразу несколько торговых объединений – купеческих ассоциаций. Купцы оставались устойчивым странствующим классом столетиями.

В конце 19 века об устройстве общества чумаков писал историк И. Рудченко. По его свидетельствам чумаки жили по укоренившимся традициям, имели свои вековые обыкновения. Свод жизненных правил назывался законом. По закону чумак покидал дом, выбирал тот или иной «шлях», по закону пас в пути волов. И нарушение суровых правил не приветствовалось старшими чумаками. Наполовину оседлое, наполовину кочевое существование чумака накладывало отпечаток на весь житейский устрой, внешность и повадки. Очевидцы описывали чумаков, как замкнутых, молчаливых мужчин с подозрительным взглядом исподлобья и недоверчивым касательством к окружающим. При этом в привычном кругу это были компанейские люди, умевшие иронично подшутить друг над другом.

Для чумака, коротавшего львиную долю жизни в пути с собратьями, большую роль играли узы товарищества. Священным долгом считалась взаимовыручка, а предательство своим называли самым позорным проступком. Чумак, поступивший против совести и навредивший своим действием товарищу, обрекался на социальное игнорирование. Путь в новый обоз ему был заказан, потому как принимать чумака после преступления никто не хотел. Похороны помершего или погибшего чумака происходили с особыми почестями и музыкальным сопровождением, как у военных.

Поверья и приметы

Кто такие чумаки и отчего их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Тематическая открытка. /Фото: picua.org

На базе векового эксперимента у чумаков выработался целый свод профессиональных примет и поверий. Встреча в пути с представительницами женской половины, по убеждению странствующих торговцев, не сулила ничего симпатичного. Зная о существовании такого суеверия, женщины по возможности обходили чумацкие пути стороной, а случайно завидев на горизонте обоз, запрятывались. Проезжая по сельским населенным пунктам, чумаки старались угостить вкусностями и всяческими гостинцами детей. Бедным семьям, в каких не было представителей чумацких объединений, бесплатно вручались соль и рыба. Чумаки, люди в большинстве своем грамотные, традиционно декламировали в пути, играли в изготовленные из деревянных палочек шахматы, раскрашивали узорами телеги, пересказывали народные сказки. Своим ближним торговцы привозили из поездок личные подарки. Женщины получали отрезы ткани для головных уборов и одежды. Мужчинам надеялись в дар пояса с брюками. Для дома и на продажу привозились ладан, гвоздика, изюм, перец.

Состоятельные чумаки-предприниматели со временем обзаводились десятками телег и крупными воловьими табунами. Одним из таких был купец Харитоненко, на чумацкий капитал купивший нескольких сахарных фабрик в Харьковской губернии и прослывший популярным филантропом. Со временем весь чумацкий класс трансформировался в малороссийское купечество.

Ну а вообще купцы очень много делали для края. Некоторые даже создавали новые направления в искусстве.

>