С тех пор амазонки, в описаниях народов существующих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами.
Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый заинтересованность, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Геродот именовал сарматов «ящероголовыми». До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические подтверждения подтверждают их движение с южного Урала.
В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее поза, вытеснив оттуда других кочевников. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV столетиях нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. И если для большинства западноевропейских краёв общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.
В Польше это повергло к созданию целой идеологии сарматизма – своего рода генетичского мифа. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – вящие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. После наступает перерыв, и вновь удлиненные черепа начинают находить с III столетия до нашей эры. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. К сожалению, римляне и греки, из созданий которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут отозваться на все вопросы.
Кокошники
В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Их наименование переводится из иранских языков как белые аланы. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
В I столетье до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Сарматы, вероятно, не бывальщины никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен.
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие наименования даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. Промах ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали померших. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают башку повязкой. Вероятно, в действительности, матриархат у сарматов в то время проявлялся в счете родства по женской линии, а позднее и этот обыкновение был изменен.
Конные воины
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была малочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Это пора совпадает с активностью сарматов в регионе, однако неясно, связаны ли эти факты между собой.
Соседи амазонок
Греческий историк Геродот строчил, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, выгибающихся позах. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь конника с таким копьем была чрезвычайно велика. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько столетий спустя.
Сарматизм
В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских беллетристов сильно вырос. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и хватался за меч. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она весьма способствовала его распространению. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
На исторической арене сарматы являются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа подобный обычай наблюдался с XXII по VII – VI века до нашей эры.
«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в общенародном костюме, в частности, в кокошнике. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники сделались элитой византийской армии – катафрактариями.
Сарматские курганы и золото
На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы покинули много следов. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.
Ящероголовые или промах?
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к восходу от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.
Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Также в курганах можно было отыскать оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их искусника владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжкое копье и длинный меч. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под напором с востока и севера на юг, на Балканы. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного вселенной и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).
Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная влюбленность к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. Ломоносов считал, что от них случились славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками.