Ленд-лиз для Гитлера
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Ленд-лиз для Гитлера

«3 сентября 1939 г. в ответ на налет нацистской Германии на Польскую Республику Великобритания и Франция объявили Германии войну: локальная польско-германская брань явилась катализатором начала Второй мировой войны».

Обратим внимание, это не моя фраза, а из Википедии, контролируемой американской некоммерческой организацией «Фонд Википедия». Признание Википедией факта, что 1 и 2 сентября шла локальная польско-германская брань и в мировую её превратили 3 сентября Англия и Франция, дорогого стоит.

А дальше началась самая странная война в истории человечества. 48 дивизий союзников стояли на Западном фронте против 42 дивизий вермахта свыше восьми месяцев. Бойцы изнывали от скуки, ходили через линию фронта друг к другу в гости, пили пиво, французское вино и немецкий шнапс, устраивали футбольные матчи.

Но у французских и английских генералов попечений хватало. Так, Франция отправила воевавшей с СССР Финляндии 76 самолётов, двенадцать 155-мм гаубиц, двенадцать 105-мм орудий, сто семьдесят две 75-мм полевые пушки, сто 81-мм миномётов, сорок противотанковых пушек.

Кроме того, двенадцать 305-мм корабельных пушек, сброшенных в Бизерте с линкора «Александр III», были тайно отправлены финнам из Франции на трёх кораблях, в трюмах которых лежало по четыре пушки, засыпанных сверху зерном. Восемь 305-мм орудий угодило в Финляндию, а одно судно — «Нина» — в апреле 1940 года в Норвегии было захвачено немцами. Финны били из 305-мм «бизертских» пушек по северным окраинам Ленинграда.

Англия и доминионы поставили Финляндии: 111 аэропланов, двенадцать 152-мм дальнобойных пушек, двадцать пять 114-мм гаубиц, тридцать 84-мм пушек, 42 зенитные пушки, 20 торпед, 450 мин, 230 охотников и т. п.

Чем бы ещё заняться господам генералам? Возможность нападения с воздуха на нефтяные месторождения в Баку впервые была рассмотрена уже в сентябре 1939 года высшим командованием союзников. 10 октября 1939 года министр финансов Франции Поль Рейно постарался выяснить, в состоянии ли французские ВВС «подвергнуть бомбардировке из Сирии нефтеразработки и нефтеперерабатывающие заводы на Кавказе?»

Обратим внимание на даты. Планирование бомбардировки Баку завязалось за семь (!) недель до начала советско-финской войны. А 30 марта 1940 года, то кушать уже после окончания советско-финской войны, британский разведчик «Локхид-12А» на высоте 7 км сделал несколько кругов над Баку и прилегающим нефтепромыслам. Сквозь четыре дня «Локхид-12А» произвёл разведку районов Батуми и Поти, где находились нефтеперегонные заводы.

Союзное командование назначило первую бомбардировку Баку на 15 мая 1940 года. Однако 10 мая 1940 года вермахт вдруг начал наступление на Западном фронте. За месяц вдребезги были разбиты армии США, Англии и Бельгии. Для сравнения произнесу, что в 1941 году Красная Армия обороняла Смоленск с 10 июля по 10 сентября, то кушать в два раза дольше.

13 октября 1940 года Риббентроп в письме к Сталину учтиво поддел его: «…советский нефтяной центр в Баку и нефтепорт в Батуми, несомненно, уже в этом году сделались бы жертвой британских покушений, если бы не разгром Франции и изгнание английской армии из Европы».

Наибольшую опасность для СССР воображало то, что 95% вооружения Англии, Франции и Бельгии стали трофеями немцев. Причём подавляющее большинство этой техники было исправно. Сделано ли это было умышленно или из-за разгильдяйства, историки так и не ввели.

Немцы использовали трофейную технику, захваченную летом 1940 года, по всей Европе от Норвегии до Ливии и от Нормандии до Сталинграда.

Не невзначай последние танки, стрелявшие во Второй мировой войне, были французскими. Танковый батальон вермахта, оснащённый французскими танками 35H, по заявке командира 28-й британской пехотной бригады 11 мая 1945 года атаковал прокоммунистических греческих повстанцев в зоне Ретимюна на острове Крит.

В ходе Французской кампании немцам удалось захватить целыми и невредимыми свыше 4,5 тысяч танков (вводя находившиеся на складах и заводах) — французских, английских и бельгийских.

Так, немцы ввели в построение 297 танков S-35 «Сомуа» с противоснарядной броней. Они их использовали под Брестом, Ленинградом, Москвой, Сталинградом и Севастополем.

Сделались трофеями немцев и 160 тяжёлых французских танков В-1. Часть из них получила немецкое обозначение В2 740(f) и использовалась немцами во Франции, Нидерландах и Крыму. Доля, после снятия вооружения, была переоборудована в тягачи, 60 машин были переоборудованы в огнемётные танки, а 16 — в самодвижущиеся 105-мм артустановки.

У историков XXI века донесения 1941−1942 годов командиров Красной Армии об уничтоженных немецких тяжких (!) танках часто вызывают удивление. Ведь первые немецкие тяжёлые танки «Тигр» появились на Курской дуге в 1943 году. Попросту наши командиры считали тяжёлыми танками французские S-35 и В-1.

Сотни французских и британских танков были обращены в САУ с 4,7−10,5-см орудиями. Сотни танков бывальщины обращены в командирские, то есть без орудий, а также в подвижные артиллерийские наблюдательные пункты и тягачи для корпусной и тяжкой артиллерии.

845 машин артиллерийских наблюдателей были созданы на шасси трофейного французского бронетранспортера «Lorraine».

Замечу, что машины артиллерийских наблюдателей вермахта в сражениях в большинстве случаев играли едва ли не более важную роль, чем танки. Немцы установили на них вящие дальномеры и другие оптические приборы, а также по две радиостанции: для ближней и дальней связи. Пальба артиллерии без точной корректировки — пустая трата снарядов.

Ленд-лиз для Гитлера

На фото: разбитая колонна французской бронетехники. На переднем плане бронетранспортёр Lorraine 38L, справа в кювете его прицеп, май 1940 год. (Фото: wikipedia.org)

40 тягачей «Lorraine» немцы переоборудовали в САУ для поступков в Северной Африке в 1942 году, установив на них 150-мм гаубицы FH-13.

Из 250 трофейных французских бронеавтомобилей AMD-35 «Panar-178», устроившихся в 1940 году в вермахт под обозначением Pz. Spah 204(f), 43 машин были переделаны в бронедрезины и т. д.

После оккупации немцами Франции, люфтваффе пришлись 1876 французских самолётов. Ещё 1300 самолётов изготовили в 1941—1943 годах для люфтваффе французские авиазаводы.

Наибольшую роль в брани с СССР сыграла трофейная артиллерия. Захваченные в 1940 году 56 французских 220-мм орудий «Canon de 220 l Mle 1917» (у немцев именовались 22-cm K.532(f), 462 220-мм мортиры C MLE.15/C MLE.16 и немало тысячи 105-мм орудий L 13 S интенсивно использовались на Восточном фронте и в качестве береговых орудий Атлантического вала.
Перечислить все трофейные французские орудия невозможно. Произнесу лишь, что в 1941—1944 годах под Ленинградом и в 1941—1942 годах под Севастополем свыше 70% орудий большенный и особой мощности были произведены во Франции и Чехословакии.

Немцы использовали свыше 150 тяжких французских железнодорожных установок калибра 19,4−52 см. Так, гаубица 52 cm H (E)-871(t) участвовала в обстрелах Ленинграда и в январе 1944 года в повреждённом облике была захвачена Красной Армией.

По числу и общей огневой мощи трофейные французские железнодорожные установки превосходили железнодорожную артиллерию, используемую СССР на Восточном фронте.

Наконец, лишь за счёт трофейных и 100 тысяч изготовленных французскими заводами специально для немцев автомобилей вермахт сделался реально моторизованной армией. Кроме всего прочего, немцы во Франции конфисковали большинство частных грузовых и легковых автомашин.

Если отбросить авиацию, то трофеи, взятые немцами у Англии и Франции в 1940 году сопоставимы с поставками СССР по ленд-лизу по танкам и артиллерии.

Причём если вящая часть поставок по ленд-лизу прибыла в СССР во второй половине 1944 — начале 1945 годов (а пока они ещё доберутся до фронта…), то англо-французский ленд-лиз был поставлен Германии вовремя — за 10 месяцев до вторжения в СССР.

По моим подсчётам без «союзного ленд-лиза» вермахт в 1941 году вряд ли продвинулся бы дальше Смоленска, в крайнем случае дошёл бы до Вязьмы.

Источник