В 1991 году, когда всем было безотносительно ясно, что дни КПСС были почти сочтены, в партию решил вступить очень неожиданный соискатель. Им оказался девяностопятилетний учёный, человек по имени Лев Термен, постигнувший на своём веку несправедливость и несовершенство советской политической системы, отсидевший в лагерях по надуманному обвинению. Когда его спросили о том, что сподвигло его к вступлению в умирающую партию, он беспорочно ответил: «Я обещал Ленину».
Молодые годы. Изобретение терменвокса
Лев Сергеевич Термен родился в 1896 году в дворянской семейству с французскими корнями. Его родители уделяли много внимания всестороннему воспитанию сына-первенца, поэтому уже в детские годы он начал проявлять заинтересованность к музыке и точным наукам, в частности – к физике. Будучи человеком одаренным, он равно преуспел и искусстве, и в науке. Параллельно обучаясь в консерватории по курсу виолончели, он занимался в Петроградском университете, где входил в число ускоренных студентов выдающегося ученого Абрама Федоровича Иоффе.
Началась первая мировая война, и в 1916 году молодого ученого призвали в работающую армию. Зарево октябрьской революции застало его в чине младшего офицера запасного электротехнического батальона. Любопытно, что на излете своих студенческих лет Лев Термен изобрел одинешенек из прототипов телевидения. Впрочем, эти исследованиям не суждено было уйти далеко.
Расцвет карьеры ученого пришелся на первые годы существования советской воли. Культурная жизнь в стране советов менялась с головокружительной скоростью. В 20-е годы в моде было все новое, необычное, прогрессивное. И это удивительное, наполненное ветром свобод время породило уникальное музыкальное изобретение Льва Термена – терменвокс.
Во время своих экспериментов в лаборатории, ученый заметил, что при приближении рук к пластинам конденсатора рождаются чарующие, неземные и невероятно пронзительные звуки. Соединив воедино талант физика и лирика, Лев Термен создал самый первоначальный в мире электронный бесконтактный музыкальный инструмент.
Злопыхатели зашептались, мол, молодой ученый играет на вольтметре, но в скором времени сделалось ясно, что новый музыкальный инструмент – самостоятельное, яркое и самобытное явление в мировой культуре.
В скором времени к изобретателю пришагала первая большая известность: в 1922 году ученого позвали на персональную аудиенцию в Кремль. Лично Владимир Ильич росло оценил новый музыкальный инструмент, вождь даже попытался сыграть на нем несложную мелодию, но у него ничего не вышло. Впрочем, Льву Сергеевичу была дарована возможность всемерно употреблять поддержкой молодого социалистического государства. Уже в скором времени началась череда невероятно успешных гастрольных туров по странам Европы.
Уникальный музыкант и его лукавый инструмент собирали полные залы в Дрездене, Нюрнберге, Гамбурге и Берлине. Иностранная пресса именовала это «музыкой воздуха», «музыкой эфирных валов» и «музыкой сфер». Известно, что терменвокс был высоко оценен Альбертом Эйнштейном, в частности он писал, что «свободно извлекаемый из пространства звук — это совсем новое явление».
Жизнь в США
В конце 20-х годов Лев Термен перебирается в Соединенные Штаты Америки. Причин для есть переезда было немало: в первую очередность, разумеется, это популяризация терменовокса и вообще наглядная демонстрация достижений в культуре и технике молодого социалистического государства, во-вторую же – это бесспорные цели шпионажа. Термен был советским агентом, внедренным в капиталистический мир.
В американский период жизни Термену повсеместно сопутствует успех: он знакомится с выступающими людьми своей эпохи. В круг американских приятелей Термена входили политики, актеры, режиссеры. Среди его знакомых Чарли Чаплин, Джордж Гершвин, Морис Равель и даже с грядущий президент США — Дуайт Эйзенхауэр.
Молодой ученый из Советского Союза создает ряд невероятно успешных предприятий по изготовлению инновационных музыкальных инструментов, но не останавливается на достигнутом: в скором поре Термен создает бесконтактную ударную установку и даже некое подобие электронной виолончели. Периодически отвлекаясь от музыкальной деятельности, он проектирует и претворяет в существование ряд других новшеств – сверхсовременные сигнализации для тюрем, музеев и иных особо охраняемых объектов.
Именно в США изобретатель находит свою первую вящую любовь – он женится на одной из первых в стране чернокожих балерин. Впрочем, его браку не суждено было продлиться долго. В 1938 году ученому пришлось спешно и в атмосфере строжайшей секретности покинуть заокеанскую край и вернуться на родину. Первоначально ему было заявлено, что супруга сможет воссоединиться с ним в СССР через короткое время, но, как выяснилось, ученого провели, и в родной стране его ожидала не слава, а неволя.
Возвращение в Союз. Арест и заключение
Сложно сказать наверняка, по какому собственно формальному поводу осудили гениального ученого. В исторической науке есть две точки зрения, отвечающие на этот вопрос. Сообразно одной точке зрения его обвинили в участии в фашистском движении, согласно другой – он якобы был каким-то образом причастен к смертоубийству товарища Кирова. Вопреки абсурдности обвинений (действительно – зачем бы фашисту жениться на негритянке, да и как бы он из США убивал Кирова тоже сложно представить), Льва Сергеевича приговорили к восьми годам станов.
Первоначально оказавшись в типичном стройотряде, в скором времени он привлек к себе внимание лагерных властей и был определен на работу в «туполевскую шарашку». Это было экспериментальное конструкторское бюро, где сидели осужденные по различным статьям ученые. Их разработкам было суждено внести свой колоссальный вклад не только в успехи Советского Альянса, но и в значительной мере приблизить полет первого человека в космос. Как явствует из простонародного названия, руководителем рабочей группы был Андрей Николаевич Туполев, обвиненный в принадлежности к контрреволюционной организации.
Ассистентом Льва Сергеевича Термена, его меньшим коллегой был сам Сергей Королев. Вместе они разрабатывали концепцию дистанционно управляемых при помощи радиосигнала ракет.
Работу на советскую рекогносцировку
В 1947 Лев Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых структурах НКВД. Основным полем его деятельности оказалась разработка подслушивающих конструкций.
Самые известные его разработки – подслушивающие устройства «Буран» и «Златоуст».
Система «Буран» была невероятно передовой для своего поре: она считывала голоса при помощи микроколебания стекол, установленных в здании американского посольства. «Златоуст» же оказался еще эффективней и хитрей.
На двадцатилетие пионерского станы «Артек» советские власти вручили действующему американскому послу роскошный подарок — масштабную копию одного из главных символов американской государственности, большенный печати Конгресса. Макет был сделан только из элитных сортов древесины, был вручен в трогательной обстановке – его подарили послу несложные советские пионеры во время исполнения американского гимна, церемония сопровождалась торжественными речами о дружбе и сотрудничестве… Однако внутри был лукаво спрятан крошечный жучок слежения, разработанный Львом Терменом, называемый «Златоустом». Это был так называемый эндовибратор, т.е. устройство без элементов столы и электроники на основе высокочастотного резонанса.
Вопреки тому, что американские спецслужбы вдоль и поперек изучили подарок советских пионеров, они не сумели заподозрить в нем чего-либо неожиданного. И это неудивительно, так как жучок трудился только на прием и сам по себе не излучал никаких радиоволн. Тайна большой печати вскрылась только через семь длинных лет, но и последующие годы американские ученые так и не могли осознать принципа действия устройства, разработанного гениальным Терменом.
Заключительные годы
Великий ученый покинул наш мир в преклонном возрасте 97 лет, последние десятилетия своей жизни он старался посвятить тому своему изобретению, какое считал самым важным – музыкальному инструменту терменвокс.
И, спустя много лет со дня смерти ученого, его главное детище продолжает существовать – во всем мире есть общества любителей этого загадочного музыкального инструмента, а его звучание можно оценить по достоинству во массе кинофильмов. Как правило, к нему прибегают для озвучивания научно-фантастических лент.
Автор: Павел Каменев
Заглавное фото: sobaka.ru