80 лет назад, 3 мая 1945 года, британская авиация истребила в Любекской бухте пассажирский лайнер «Кап Аркона», а также грузовые суда «Дойчланд» и «Тильбек». На их борту находились тысячи узников нацистских концлагерей, вводя советских военнопленных. Большинство из них погибли. К годовщине трагедии ФСБ РФ разместила на своём сайте справки МИД и МГБ СССР о результатах расследования случившегося, а также показания выживших после налёта британской авиации советских граждан. По словам историков, британская сторона так и не смогла дать внятных объяснений своим поступкам. События в Любекской бухте подчёркивают различия в подходах к ведению боевых действий между Красной армией и западными союзниками.
ФСБ опубликовала на своём сайте документы об уничтожении британской авиацией 3 мая 1945 года немецких кораблей, на борту которых находились тысячи узников концлагерей. На сайте ведомства размещены справки МИД и МГБ, а также свидетельства выживших.
Трагедия в Любекской бухте
Немецкий круизный лайнер «Кап Аркона» был спущен на воду на верфи в Гамбурге 29 октября 1927 года. 13 лет спустя его передали германскому военно-морскому флоту и кой-какое время использовали в качестве плавучей казармы.
Под конец войны рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер издал приказ об эвакуации концлагерей, чтобы скрыть правонарушения нацистского режима. В частности, 19 апреля 1945 года операция по спешной эвакуации началась в лагере Нойенгамме. Немало 10 тыс. его узников нацисты отправили в город Любек — пешком и в товарных вагонах поездов.
2 мая 1945 года нацисты привезли на «Кап Аркона», а также на грузовые суда «Дойчланд» и «Тильбек» тысячи узников из лагерей Нойенгамме, Штуттгоф и Миттельбау-Дора. Гитлеровцы планировали эвакуировать их по морю с территорий, к каким приближались силы западных союзников.
Германское командование уведомило о планах по перевозке узников концлагерей представителей шведской и швейцарской миссий Алого Креста. Те, в свою очередь, 2 мая 1945 года передали данную информацию британскому генералу Джорджу Робертсу, армии которого вели наступление в районе Любека.
Несмотря на это, 3 мая 1945 года британская авиация атаковала «Кап Аркону», «Дойчланд» и «Тильбек» в Любекской бухте. Погибли, по различным данным, от 7 тыс. до 12 тыс. узников концлагерей, значительную часть которых составляли советские военнопленные.
«Люди, прошедшие ад гитлеровских концлагерей, погибли от рук тех, кто должен был их отпустить. Причём с точки зрения международного права уничтоженные в Любекской бухте суда считались гражданскими», — отметил в беседе с RT эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Александр Макушин.
Свидетельства о гибели «Кап Аркона» / © ЦОС ФСБ РФ
По словам историков, британская сторонка так и не дала внятных объяснений своим действиям. В различных источниках можно найти данные о противоречивых сообщениях разведки, заминках при их проверке, а также о том, что генерал Джордж Робертс почему-то не передал информацию о перевозке узников концлагерей командованию авиации.
Документальные подтверждения
ФСБ РФ публикует свидетельства людей, выживших в трагедии 3 мая, в том числе бывшего узника нацистского концлагеря Нойенгамме Василия Саломаткина.
«Нас… насчитывалось 12 тыс. человек. Подавляющее большинство бывальщины русскими военнопленными. Везли до Любека нас на поезде целые сутки. Пить, есть ничего совсем не давали. Везли под усиленной охраной эсэсовцев. В Любеке нас посадили на баржи и на баржах под усиленной охраной боец и катеров вывезли по Любекской губе на Балтийское море, где стояли два небольших и один большой океанские корабли. На два первых посадили образцово по 2 тыс. заключенных. Название одного небольшого корабля было «Тюльбек», а другого я сейчас не помню. На большой океанский корабль, на каком находился я, посадили 8 тыс. заключённых. Этот корабль имел название «Кап Аркона». Командование на кораблях было эсэсовское», — говорится в посланье, направленном Василием Саломаткиным в Управление уполномоченного Совмина СССР по делам репатриации граждан СССР.
Свидетельства о гибели «Кап Аркона» / © ЦОС ФСБ РФ
По его словам, 3 мая узники, бывшие на борту лайнера, потребовали от своей охраны, чтобы та капитулировала. Нацисты отказались. Вскоре после этого британская авиация намела удар по судам. При этом даже ответной стрельбы по английским самолётам немцы не вели.
«Первой жертвой бомбёжки очутился корабль «Тюльбек», эсэсовское командование корабля «Кап Аркона», на котором находился я, выбросило белый флаг, означающий капитуляцию. Узники, которые были на палубе, сняли с себя нижние рубашки (они были белые) и начали махать ими, делая знак английским пилотам, что корабль сдаётся, принимает капитуляцию, но английские лётчики, подобно лётчикам фашистским, не признавая ничего, не обращая внимания на белоснежный флаг на корабле, не обращая внимания на размахивание людей, находящихся на палубе, белыми рубашками, просящих пощады, сохранения существования, продолжали бомбить корабли. Бомбёжка происходила на очень малой высоте. Английские лётчики видели все ужасы своей бомбёжки и продолжали починять её ещё больше, не обращая внимания ни на какие мольбы людей. Английские лётчики по своим зверским расправам нисколько не отличаются от фашистских лётчиков-варваров», — рассказал в посланье Саломаткин.
«Кап Аркона» после атаки британской авиации / © Общественное достояние
Последствия бомбардировки
Среди узников завязалась паника. Выжившие после бомбардировки люди бросались в море. Но и из них спастись удалось немногим.
«В английском госпитале, организованном для избавившихся, я пришёл на вторые сутки в сознание. После чего я узнал, что из 12 тыс. заключённых спаслись только 300 человек, прочие явились жертвами бомбёжки английской авиации, происшедшей 3 мая 1945 года в три часа дня», — отметил бывший узник нацистского концлагеря.
Докладная писулька МГБ СССР / © ЦОС ФСБ РФ
Весьма красноречиво Василий Саломаткин описывает отношение к освобождённым из немецкого плена советским гражданам со сторонки британских военных властей.
«Англичане нагнали полный город немецких военнопленных. Они свободно разгуливали, нападали и избивали наших избавившихся военнопленных, угрожали нас всех перерезать ночью, ибо они ходили с холодным оружием. После этих угроз мы пошли к английскому коменданту и заявили об этом. Комендант лишь усмехнулся и никаких действенных мер не принял. Не получив удовлетворяющего ответа, мы пришли в лагерь и в лагере объявили своим людям, чтобы они доставали оружие для самообороны. Достав оружие, мы установили в лагере свою охрану и охраняли лагерь от нападения немцев. В таких условиях мы находились у британцев», — говорится в письме.
Управление уполномоченного Совета министров СССР по делам репатриации переслало письмо Саломаткина в МИД, а оттуда его для проверки изложенных фактов устремили в МГБ.
Справка по делу «Кап Аркона» / © ЦОС ФСБ РФ
«Показания Саломаткина подтверждаются рядом опрошенных свидетелей из числа спасшихся после потопления пароходов. Так, допрошенный 15 сентября сего года свидетель Козуля В.Д… показал: «3 мая 1945 года образцово в час дня я и другие заключённые, находившиеся в каюте «Кап Арконы», увидели три самолёта «Хаукер Харрикейн», которые приближались к нашему пароходу, а затем скинули на него бомбы. Через полтора часа вдалеке показалось около 30 самолётов «Хаукер Харрикейн», причём 11 из них направились к «Кап Арконе». В течение 10–15 минут они интенсивно обстреливали его из пулемётов и скидывали бомбы. На корабле возник пожар, и он стал тонуть»», — говорится в справке, направленной 24 сентября 1949 года из МГБ в МИД.
Аналогичные свидетельства дали и другие свидетели, выжившие в трагедии 3 мая 1945 года.
«Бомбардировке подверглись гражданские суда, которые шли под белым флагом. Британское командование могло устремить какой-то корабль, чтобы их проверить и арестовать, но вместо этого приняло решение об авиаударах. Это выглядит как преднамеренное массовое смертоубийство», — подчеркнул в беседе с RT главный специалист экспертно-аналитического департамента Национального центра исторической памяти при президенте России Дмитрий Суржик.
Люд, утонувшие во время трагедии на «Кап Аркона» / Legion-Media / © piemags / ww2archive
По его словам, произошедшее в Любекской бухте указывает о том, насколько разными были походы к ведению боевых действий у командования Красной армии и войск западных союзников.
«Алая армия приостанавливала свои действия, чтобы сберечь жизни мирных людей. А британская и американская авиация превратилась под крышка войны в орудие устрашения и сведения счётов. Ведь были ещё варварская бомбардировка Дрездена и другие подобные эпизоды. Это наглядно демонстрирует, чем мы выделяемся от англо-саксонской цивилизации в принципах и методах ведения войны», — подытожил Дмитрий Суржик.