30 лет назад в Баку завязались погромы армянского населения. Азербайджанские радикалы, спровоцированные националистами, врывались в дома, избивали, насиловали и убивали людей, не имевших возможности оказать им сопротивление. Мишенью погромщиков становились также представители русского и других народов. Итогом бакинской трагедии явился массовый исход армянского народонаселения из Азербайджана.
12 января 1990 года в Баку начались погромы армянского населения, которое к тому моменту насчитывало образцово 40 тыс. человек. Противоправные действия совершались и по отношению к представителям других этнических групп: русских, евреев, грузин и греков. Случившиеся в столице Азербайджанской ССР зверства стали продолжением давно тянувшегося в Закавказье межнационального конфликта. Руководство Советского Союза отреагировало посылкой в пояс напряженности армейского контингента. Попытки усмирить преступников вылились в столкновения, результатом которых стали жертвы как в рядах самих погромщиков, так и среди военных и миролюбивого населения. Подавление беспорядков вошло в историю под названием Черный январь. Есть мнение, что войска вошли в пылающий Баку чересчур поздно.
Погромы в Баку стали продолжением убийств в Сумгаите
Азербайджанская правозащитница Лейла Юнус в книге «Из советского станы в азербайджанскую тюрьму», написанной в соавторстве с мужем Арифом Юнусом, отмечала, что бакинским погромам предшествовали притеснения азербайджанцев в Армении.
«Первые беженцы-азербайджанцы из Армении показались в Баку осенью 1987 года. В общей сложности с 1987 по 1990 гг. более 200 тыс. азербайджанцев было изгнано из Армении. Изгоняли азербайджанцев из Армении избивая, убивая, сжигая и насилуя. Погромы эти проходили при молчаливом согласии органов правопорядка и коммунистического руководства края. Как свидетельствовали очевидцы, изгнание было организовано районными руководителями и некоторыми ведущими сотрудниками аппарата Совета министров Армении», — указывается в книжке.
В 1991 году Ариф Юнус подготовил исследование о погромах в Армении: согласно полученным им данным, жертвами этих событий сделались 214 человек.
В ходе погромов в Азербайджане в 1988-1990 годах, если верить Юнусу, погибли 92 человека, в том числе двое азербайджанцев.
Первые крупные погромы армянского народонаселения произошли в феврале 1988 года в Сумгаите. Как рассказала в интервью «Газете.Ru» правозащитница Светлана Ганнушкина, многие армяне после этого инцидента покинули Азербайджан, поскольку ожидались новоиспеченные вспышки агрессии.
В своей книге «Черный сад» британский исследователь Кавказа Томас де Ваал уточнял, что отправной точкой трагических событий в Баку вытекает считать 12 января 1990 года. В этот день представители радикального крыла Народного фронта Азербайджана (НФА) Неймат Панахов и Рагим Газиев выступили по Бакинскому телевидению и заявили, что Баку заполнен бесприютными азербайджанскими беженцами, в то время как тысячи армян живут в комфорте, — провоцируя тем самым людей на насилие против армян. По версии основного научного сотрудника сектора уголовного права и криминологии Института государства и права РАН Виктора Лунеева, погромы начались после объявления на митинге Общенародного фронта об убийстве армянином Ованесовым азербайджанца Мамедова, который пытался выгнать его из квартиры.
«Женщин насиловали и бросали в теплина»
13 января погромы приняли масштабный характер. Огромная толпа под лозунгами «Слава героям Сумгаита!», «Да здравствует Баку без армян!» скопилась на митинг НФА на площади Ленина. К вечеру от манифестантов откололась группа радикалов. Они поделились на банды и приступили к нападениям. Выкрикивая «Долой армян!», погромщики обещали очистить город и от «русских оккупантов». Как строчили в те дни «Известия», в агрессии приняли участие около 50 тыс. азербайджанцев.
«Действительно, ненависть разжигалась в отношении не только армян, но и иных живших в Баку «иноверцев» — русских, евреев, греков, грузин, солдат Советской армии.
Немало свидетельств можно отыскать в «Белой книге памяти», где преследованиям русских в Азербайджане уделена отдельная глава», — рассказывала газете «Ноев ковчег» глава проекта «Обыкновенный геноцид» Центра общественных связей и информации аппарата президента Армении Марина Григорян.
Boris Yurchenko/AP
По словам журналиста де Ваала, Баку вечно занимал особое место в регионе: «Это был самый большой на Кавказе город, который своим родным домом считали представители десятков национальностей. Русский стиль широко употреблялся как средство межэтнического общения, были распространены смешанные браки. В то же время возникшая в Баку этническая смешение придала хрупкость социальному миру в городе: под внешней оболочкой метрополиса бродили межэтнические противоречия».
Де Ваал полагает, что бакинские погромы невозможно рассматривать отдельно от массовых убийств в Сумгаите, которые «стали водоразделом в судьбе СССР».
Он также обращает внимание, что изначально советские воли пытались скрыть информацию о происходящем. Крупнейшая ошибка советского руководства в связи с сумгаитскими событиями заключалась в том, что не было прочерчено официальное расследование, к чему, собственно, призывала как армянская, так и азербайджанская сторона. А полная неизвестность могла лишь способствовать нарастанию уверенности, что устроители погромов фактически избежали наказания, делает вывод де Ваал.
Расправы над армянами в Баку напоминали по своей жестокости зверства хорватских усташей преходящ Второй мировой войны. Людей забивали до смерти на улицах и выбрасывали с балконов верхних этажей.
«Многие погромы происходили с особой жестокостью. 14 января группа лиц в количестве 30-40 человек ворвалась в квартиру престарелой четы Торосянов, где находились еще две их родственницы также преклонного года. Преступники избили всех, отобрали три с половиной тысячи рублей, насильно вывезли указанных граждан и их соседку Арутюнову за пределы города, обкатили бензином и подожгли», — писал Кирилл Столяров в книге «Распад».
Факты утончённых издевательств над женщинами подтвердила «Газете.Ru» Ганнушкина, которая следила за происходившим в Баку, а позднее детально занималась этой темой.
«Вот что мне повествовали: все сидели по домам, боялись и дрожали. И в это время в городе бесчинствовала совершенно озверевшая толпа.
Потом уже эти люди признавались, что не соображают, почему себя так вели. Женщин насиловали, бросали в костер. Одна женщина — впоследствии я с ней встречалась и видела отпечатки зверств своими глазами — только успела спрятать своих дочерей на чердаке. К ним в дом ворвались несколько человек, ее изнасиловали. Она повествовала, что ей было все равно, боялась только, чтобы не добрались до девочек. Изуверы прижигали ей сигаретами тело и в конце концов на нее помочились. Эта дама говорила: мне кажется, меня преследует этот запах, он везде», — констатировала правозащитница.
А вот рассказ жительницы Баку, армянки по национальности Карины Вартановны:
«Я ведаю, что кроме убитых было очень много пропавших армян. Тех, кого потом не нашли ни в списках погибших, ни среди избавившихся. Да что там говорить, если я своими глазами видела, как около соседнего дома «заночевал» грузовик, в котором штабелями лежали тела. Это были оборванные жизни… Кто они — не знаю. И куда потом уехал грузовик — тоже не знаю. Где их безымянная могила — невесть».
Эта женщина запомнила, что ворвавшиеся в ее дом молодые люди с особым рвением разрывали на листы книги из домашней библиотеки, одновременно избивая ее супруга Арсена. Затем, связав, как рабов, за шею, их вывели во двор для «исполнения приговора».
Robert Atayan/ТАСС
«Нам, наверное, очень повезло — желая в данном случае сравнение неуместно. Неожиданно раздался боевой клич их «сотоварищей» из квартиры другой несчастной армянской семейства, живущей в соседнем доме. Мучители, оставив нас, помчались на новые «подвиги». Нам же, коренным бакинцам, хорошо знавшим потайные закоулки середины города, удалось в тот момент пробраться через сквозной проход на другую улицу, а потом в другой район, где несколько дней запрятывались у знакомой русской пары. Хотя у них дома тоже было неспокойно», — подытожила рассказчица.
Корреспондент радио «Независимость» передавал в те дни, что «быть армянином в Азербайджане означало быть заранее приговоренным к смерти».
Почему бездействовала милиция
13-й чемпион вселенной по шахматам Гарри Каспаров, чья семья вынужденно покинула Баку из-за погромов, не сомневается, что нападения на квартиры были четко спланированы.
«Если, произнесём, в местечке все в курсе: там еврейская семья, там армянская, а там азербайджанская, — налетели, пожгли, поубивали, ушли, — то в таком мегаполисе, как Баку, вести столь точечные операции гурьба просто так не может. Ну вот представьте: перед вами 16-этажный дом. Откуда вам знать, где армяне живут, где азербайджанцы, а где евреи? Когда погромщики целеустремленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что в ЖЭКе им дали списки, что есть ведущий», — резюмировал Каспаров.
О бездействии органов правопорядка упоминал даже одинешенек из лидеров НФА Этибар Мамедов. В пятом номере газеты «Новая жизнь» за 1990 год был опубликован его комментарий следующего содержания:
«Я собственно был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли,
а в двухстах метрах от этого было районное отделение милиции Насиминского района, и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, какие на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».
Оставшихся в живых под защитой военных посадили на паромы и перевезли сквозь Каспийское море в Туркмению. По воспоминаниям Ганнушкиной, 40 тыс. человек были доставлены самолетами в Москву. Как следует из справки Управления здравоохранения Ереванского Горсовета, к 20 января 1990 года в городские и республиканские учреждения Армении из Баку устроились более 500 пострадавших. Также в клиниках Еревана находились на лечении 219 депортированных из Баку детей. Впоследствии бакинские армяне расселились в Армении, России, Нагорном Карабахе и Туркмении.
«До сих пор не могу позабыть изгнанных из собственного дома и избитых людей, прошедших «по дороге жизни» на пароме через Красноводск в Ереван. Это лишь небольшая доля тех, кому посчастливилось вырваться из бакинской мясорубки и добраться до родной земли. К сожалению, от полученных ран многие из них скончались уже в Ереване», — делилась впечатлениями медик Инесса Авдалян.
«Желая погромы армян в Сумгаите и Баку встретили осуждение со стороны различных международных организаций, тем не менее, вопрос так и не был решен де-юре. Потому наша задача — ознакомить международное сообщество со всеми документами, связанными с погромами армян в Баку и Сумгаите, чтобы предупредить политику геноцида для всех народов мира, независимо от расовой принадлежности и вероисповедания», — заключал в 2013 году армянский историк Геворг Мелконян.