Мемориальная табличка в память о Колчаке перессорила обитателей алтайского села Появилась мраморная мемориальная табличка в память об адмирале Колчаке и Гражданской войне в алтайском райцентре Шипуново. Ее ввёл на стене местной гостиницы рядом с огромным якорем, рындой, картинами кораблей и морских сражений собственник этого заведения Владимир Локтионов. "Не пожалел ли я о том, что сделал? Нет! – отозвался "РГ" Владимир. – Я знал, что будет неоднозначная реакция".
И как в воду глядел: в селе к этой акции отнеслись подлинно по-разному. Одни, в том числе местный священник, согласились с логикой Локтионова, другие говорят, что это "неоднозначная история, в какой сердце спорит с разумом", а третьи, в особенности пенсионеры, обрушились на предпринимателя с критикой. Припомнили, что в окрестностях села работал отряд атамана Анненкова, входивший в армию верховного правителя России. Летом 1918 года по приказу атамана расстреляли семерых крестьян со станции Шипуново. Запоздалее анненковцы сожгли находившееся неподалеку село.
Недовольные заявили даже, что доска "позорит" весь зона. А один из жителей вовсе пригрозил поджечь гостиницу. Критики Локтионова к тому же не заметили (или не захотели заметить), что под портретом Колчака располагается изображение красноармейца и белогвардейца, скрестивших винтовки, и подпись: "Одинешенек – белый, а другой – красный. Два брата-близнеца".
"Я хотел напомнить односельчанам, что Александр Васильевич Колчак был еще и выдающимся полярным исследователем, участвовал в Русско-японской брани, сражался с немцами в Первую мировую, сберег Балтийский флот своими знаменитыми минными заграждениями. Сто лет почти прошло после Штатской войны, а мы никак не помиримся, русские не могут русским памятник поставить! До сих пор считаем, что красные – хорошие, а белые – плохие. Немцы уже с нами помирились, японцы монумент русским поставили, а мы все выясняем: кто за красных, кто за белых?" – рассуждает Локтионов.
Портрет адмирала расколол село на две части. Отель даже пообещали поджечь
Эта акция бурно обсуждается в социальных сетях. В комментариях хватает эмоций, непримиримости, стремления поделить всех на своих и неприятелей. Как будто на дворе 1917 год.
"Победившая сторона ставила памятники жертвам белого террора. А жертвам террора алого памятников по определению быть не могло, так же как никто не вел их учета. Не понимаю, правда, для чего доску Колчаку устанавливать в алтайском селе? Доска в Питере на доме, где жил Колчак, – это удобопонятно. Памятник в Иркутске, где он был убит, – тоже. Но зачем в Шипуново-то? Чтобы лишний раз людей меж собой перессорить? Если уж хотелось увековечить память участников Белоснежного движения, вспомнили бы про шипуновцев, которые воевали в Белой армии. Думаю, несколько десятков человек наберется, некоторые бывальщины награждены Георгиевскими крестами",- пишет Андрей Краснощеков, историк по образованию, сотрудник одного из барнаульских издательских домов.
Доктор исторических наук, профессор из Алтайского госуниверситета Валерий Скубневский, комментируя нашумевшую историю, в свою очередность заметил:
– Обычно мемориальные доски устанавливают там, где была та или иная историческая личность. Верховный правитель в Шипуново не заезжал. А сибиряки не позабыли о казнях, которые устраивали колчаковцы. К тому же Локтионов выбрал не очень удачное время – недовольных в нашем обществе сейчас хватает, им лишь дай повод.
Может, нам пора научиться историю принимать спокойно, без обвинений, а такой, какой она есть? Фото: vesti.ru
Однако Владимир в розысках исторической справедливости не собирается ограничиваться мемориальной доской:
– Недавно я дал в местную газету объявление, адресованное тем, кому небезразлична судьбина родственников и близких, пострадавших во времена не столь далекие. В шипуновском архиве хранится девять томов с делами репрессированных. Лишь в нашем селе насчитывается 270 расстрелянных и около 700 сосланных на Север. С другой стороны, к нам доставляли немало ссыльных из различных уголков страны. Я родился 60 лет назад в деревне на 150 дворов, расположенной в семи километрах от райцентра. Прекрасно помню, что в ней существовали ссыльные многих национальностей.
Локтионов намерен создать инициативную группу, которая подаст предложение депутатам Шипуновского зоны об отводе земельного участка в районе местного железнодорожного вокзала. Там он мечтает установить памятник. Есть несколько вариантов. Одинешенек из них представляет собой вагон, в котором перевозили репрессированных. На нем разместится большой макет карты СССР. На ней стрелками будут показаны пути-дороги ссыльных, судьбины которых связаны с Шипуновским районом. Владимир Локтионов надеется, что в работе над памятником поможет земляк, известный алтайский художник Анатолий Щетинин, автор барнаульского мемориала "Прощание", отворённого шесть лет назад в память о жертвах политических репрессий.