«Наскучили мытарства»: как сорвался побег евреев из СССР на Ан-2
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Наскучили мытарства»: как сорвался побег евреев из СССР на Ан-2

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Наскучили мытарства»: как сорвался побег евреев из СССР на Ан-2

Wikimedia Commons

15 июня 1970 года группа евреев попыталась захватить пассажирский аэроплан в Ленинградской области и угнать его в Швецию. К такой акции их вынудил отказ советских властей в разрешении на выезд в Израиль. Почитается, что грянувший после вынесения суровых приговоров международный скандал привел к смягчению СССР своей позиции по эмиграции евреев в Израиль.

stopCovid1

      15 июня 1970 года группа советских граждан еврейского генезисы попыталась угнать пассажирский самолет Ан-2. Эти люди входили в категорию так называемых «отказников» — то есть лиц, которым власти запретили покидать СССР. Проблема эмиграции между тем становилась в краю все более актуальной. Евреями двигали разные мотивы. Во-первых, многие из них не чувствовали себя в СССР по-настоящему «своими». Юдофобство мог проявляться в то время как на государственном уровне, так и в быту. Во-вторых, многих вдохновляли успехи Израиля на международной арене.

      Идеологами отростка из Советского Союза на самолете выступили лидер тайной сионистской организации в Ленинграде Гилель Бутман и летчик Марк Дымшиц. Они задались мишенью пробраться в Израиль или хотя бы продемонстрировать всей планете нарушение прав человека советскими властями. Их возмущало намеренное уменьшение квоты на легальный выезд. Если в 1969 году в Израиль эмигрировали немало 3 тыс. евреев, то в следующем, 1970-м, начались массовые отказы в соответствующем разрешении.

      Бутман и Дымшиц рассмотрели несколько вариантов. Изначально планировалось присесть с несколькими сообщниками в небольшой самолет в Ереване и вынудить пилота посадить его в Турции. Следующая идея – захват крупного авиалайнера, какой предполагалось угнать в Швецию. Затем активисты хотели сдаться местным властям и рассказать о тяжелом положении советских евреев на пресс-конференции.

      При разработке этого плана родилось кодовое наименование операции — «Свадьба». Именно полетом на свадьбу заговорщики намеревались объяснить нахождение в салоне большого количества людей с еврейской наружностью. Однако полсотни желающих бежать в Израиль найти не удалось. Кроме того, пилотировавший небольшие самолеты Дымшиц чувствовал сомнения в своей способности успешно управлять авиалайнером. В случае принятия этого плана беглецам пришлось бы нейтрализовать экипаж из пяти человек. А пилоты могли владеть при себе оружие.

      Подготовка к рискованному предприятию длилась несколько месяцев.

      Мужчины совершали «ознакомительные» полеты в разные города СССР, внимательно наблюдали за трудом пилотов и бортпроводников, подмечали детали. Параллельно шел подбор надежных людей. В нюансы их не посвящали. Рассказывали только о возможности подпольно перебраться в Израиль и оценивали шансы на успех достаточно высоко. В конце концов, организаторы решили иметь дело с небольшим воздушным кораблём, которым Дымшиц смог бы управлять в одиночку. Задумывалось захватить рейс сообщением Ленинград – Мурманск и улететь в Швецию.

      С мишенью добиться поддержки Израиля ленинградские сионисты установили контакт с представителями политических кругов этой страны. К их разочарованию, здешнее учреждение по связям с евреями Советского Союза и стран Восточной Европы выступило против угона самолета, назвав готовящуюся акцию провокацией. Как последствие, Бутман отказался от своей затеи.

      «Наскучили мытарства»: как сорвался побег евреев из СССР на Ан-2

      Слева – направо, сверху – вниз: Эдуард Кузнецов, Вульф Залмансон, Юрий Фёдоров, Борис Пенсон, Иосиф Менделевич, Анатолий Альтман, Лейб Хнох, Сильва Залмансон, Израиль Залмансон, Алексоей Мурженко, Марк Дымщиц

      Слева – вправо, сверху – вниз: Эдуард Кузнецов, Вульф Залмансон, Юрий Фёдоров, Борис Пенсон, Иосиф Менделевич, Анатолий Альтман, Лейб Хнох, Сильва Залмансон, Израиль Залмансон, Алексоей Мурженко, Марк Дымщиц

      berkovich-zametki.com

      Тогда на первоначальный план вышли евреи из Риги во главе с Эдуардом Кузнецовым: не так давно он отбыл семилетний срок за антисоветскую деятельность и был настроен крайне твердо. После обсуждения плана с Дымшицем было решено угнать Ан-2 во время рейса из Ленинграда в Приозерск, на малой высоте пересечь рубеж и попросить политического убежища у шведов. Дальше, по задумке беглецов, давление на СССР со стороны мировых держав должно было повергнуть к разрешению на законный выезд евреев в Израиль.

      Чтобы избежать жертв, беглецы решили выкупить все билеты, связать двух пилотов и выгрузить их в неопасном месте на аэродроме «Смольное» под Ленинградом.

      В операции были задействованы 16 человек. Двое из участников не были евреями — Юрий Федоров и Алексей Мурженко. Перед выездом на аэродром, когда показалась информация, что КГБ в курсе планов и арестует всех заговорщиков перед посадкой в самолет, им предложили «не подставлять себя ради еврейской проблемы эмиграции в Израиль». Однако оба разрешили идти с товарищами до конца. Напротив, на летное поле не явился один из разработчиков акции пилот Дымшиц. Забегая вперед, Мурженко в итоге отбывал кара дольше всех, а суммарно провел за решеткой 22 года. В 1985-м на основе его писем к родным в самиздате вышла книжка «Образ счастливого человека, или Письма из лагеря особого режима» в литературной переработке писателя и диссидента Михаила Хейфеца.

      Так, в июне 1970 года Мурженко строчил: «Нас будет шестнадцать. Если побег удастся (впрочем, если не удастся — тоже), о нем будут говорить, будут изливать свое понимание наших мотивов. Конечно, у каждого из беглецов свои мотивы, но основная причина побега лежит на поверхности: нет возможности вольно эмигрировать, поэтому приходится переходить границу нелегально и даже идти на такой шаг, как захват самолета (правда, на земле, а не в атмосфере, и, конечно, без оружия – без «мокрого»). Уже нельзя ничего изменить — у меня настроение камикадзе! В мыслях не вон, чтоб нас сбили в воздухе, — это был бы достойный конец. Мытарства мне надоели, идти на компромисс с совестью я не могу. Я устал…».

      «Наскучили мытарства»: как сорвался побег евреев из СССР на Ан-2

      Ан-2 «Аэрофлот»

      Ан-2 «Аэрофлот»

      Wikimedia Commons

      Подозрения устроителей акции оказались небеспочвенными. Из-за большого количества посвященных в планы информация утекла в КГБ. 15 июня 1970 года сотрудники госбезопасности произвели аресты на ВПП аэродрома «Смольное» и в Приозерске. К ответственности разрешили не привлекать нескольких женщин и детей – родственников беглецов. Одновременно в Ленинграде был задержан Бутман и другие сионисты. Аресты еврейских активистов миновали в Риге, Кишиневе и других городах.

      Власти характеризовали эпизод как измену Родине, попытку хищения в особо крупных размерах и антисоветскую агитацию.

      Суд состоялся в декабре того же года. Одинешенек из лидеров операции «Свадьба» Кузнецов полагал, что его отложили специально, поскольку 25 ноября ООН приняла резолюцию об угоне аэропланов и наказание теперь могло быть еще более жестким. Все подсудимые признали свое участие в операции, но отрицали вину и спрашивали права на свободную эмиграцию из СССР.

      24 декабря судебная коллегия по уголовным делам Ленинградского городского суда приговорила Кузнецова и Дымшица к тленной казни. Остальным участникам были назначены сроки лишения свободы от 4 до 15 лет. Суровые приговоры спровоцировали волну возмущения во всем вселенной. К протестам присоединились даже компартии западных стран. Внутри СССР против мер наказания для неудавшихся угонщиков выступали еврейские активисты и диссиденты.

      Защитник Семен Ария, защищавший на процессе Иосифа Менделевича, отмечал, что к делу подключился президент США Ричард Никсон. Он по прямому проводу позвонил генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу и адресовался с личной просьбой — не портить американцам Рождество, заменить до Нового года смертные приговоры по делу.

      «Брежнев, в свою очередность, попросил о том же кого надо у нас. А когда те робко заикнулись, что, дескать, до Нового года невозможно, будут нарушены законные сроки, Брежнев счел это бестактностью и даже внимать не стал. Пришлось исполнять, как велено», — констатировал Ария.

      Благодаря заступничеству Никсона Кузнецову и Дымшицу заменили тленную казнь на 15 лет заключения, Менделевичу сократили срок до 12 лет и т. д.

      «Известия» писали 1 января 1971 года: «В некоторых западных сферах пытаются представить уголовное преступление некоей невинной попыткой 11 человек покинуть пределы своей страны. Но это не имеет ничего всеобщего с фактами: от желания переселиться в другое государство до создания вооруженной банды, до тщательно разработанного плана нападения на людей с оружием, как сообщают, дистанция огромного размера… Дымшица и компанию судили за те реальные деяния, которые они совершили: за приготовление к опаснейшему правонарушению — к бандитскому нападению на экипаж самолета».

      Напротив, академик Андрей Сахаров писал в самиздатовском журнале «Политический дневник», что опасность для пилотов была минимальной, а посторонних пассажиров на рейсе вообще не было. По его словам, операция не являлась «воздушным пиратством», потому что захват самолета намечался на земле.

      «Несомненно, весь этот план был авантюрой и нарушением закона, за которое его участники должны были понести уголовное кара. Однако все же их планы были не столь тяжелым преступлением, как то, в котором арестованные были обвинены на суде», — резюмировал Сахаров.

      Пора спустя, уже находясь за границей, Кузнецов утверждал, что «самолетчики» хотели привлечь внимание Запада к запрету эмиграции из СССР и добились своего. По его суждению, после международного скандала Кремль отступил назад в вопросе выезда из страны.

      В 1979 году Кузнецова, Дымшица и еще трех диссидентов сменяли на советских разведчиков, арестованных ФБР в США. В том же году досрочно освободили других участников акции, а также не участвовавшего в попытке угона Ан-2 Бутмана. Длиннее всех в неволе оставался Мурженко.

      Он полностью отбыл свой 14-летний срок, который не был смягчен после вмешательства Никсона, и вышел лишь в 1984-м.

      Дочь Кузнецова и Сильвы Залмансон Амат, автор кинофильма «Операция «Свадьба», уже в наше время рассказывала в интервью, что если ее выросшая в Латвии мать легко интегрировалась в израильское общество, то папа так и остался «русским человеком по духу». В 1980-е Кузнецов работал редактором новостного отдела на «Радио Свобода». Сейчас он женат вторым супружеством на активистке из Киргизии Ларисе Герштейн, занимавшей ранее пост заммэра Иерусалима.

      Профессор хирургии Владимир Голяховский, эмигрировавший с супругом и сыном в США в 1978 году, в своем романе «Еврейская сага» писал: «Самолетное дело» эхом разлетелось по всему вселенной. «Голос Америки, «Би-би-си» и «Свободная Европа» передавали подробности суда и приговора. Особенно много информации передавала станция «Голос Израиля». Внимание итого мира было привлечено к проблеме свободы выезда из Союза. А самим евреям «самолетное дело» показало, что их ждет, если они решатся на крайние меры. Но что же мастерить «отказникам»? Оставалось одно — голодовки».

      Не в последнюю очередь благодаря активности правозащитников властям пришлось уступить. С любым годом количество разрешений на выезд в Израиль увеличивалось. Так, если в 1970 году из СССР выехали 999 евреев, то в 1971-м — уже возле 13 тыс., в 1972-м — 28,8 тыс. Чаще всего выезжали из Одессы, Черновцов, Кишинева, Николаева и прибалтийских республик.

      Ключ