Чжурчжэнь
В 20-х гг. Х в. край киданей, Ляо, захватило часть племён чжурчжэней и расселило их в районе г. Ляоян, назвав «покорными», но два племени, под предводительством Ханьпу и Баохоли из семейства Ши, удалились от киданей, одни – на северо-запад, иные – на северо-восток.
Нюйчжэни
Чжурчжэней (нюйчжэней) связывают с племенами легендарных сушеней, обитавших на юге Маньчжурии. Это племена тунгусской языковой группы, они же деды маньчжуров. В Х в. эти племена были на родоплеменной стадии развития.
Внешний вид и обычаи их удивлял китайцев из империи династии Сун. Они делились на кочевые и на оседлые племена, какие занимались землепашеством и разведением домашних животных, а также охотой. Кочевые перемещали свои палатки из кожи на коровах. Оседлые существовали в утеплённых полуземлянках, учитывая суровый климат их пунктов обитания от границ Кореи до устья Амура. Это было абсолютно натуральное хозяйство, где всё необходимое производилось в рамках рода, а затем – большенный семейства.
Конь был неотъемлемой частью жизни мужчины, а любимым времяпровождением были конные соревнования, а потом возлияния и обсуждения скачек. Конь был лучшим приданным. Наилучший конь, совместно с рабами, приносился в жертву при похоронах знатных лиц.
Рядовые члены общины зимой носили кафтаны из шкур, родовитые – шубы из лисиц или соболей, нательная одежда была из шкур или из холста белого цвета. Мужчины носили бороды и долгие волосы, которые они не заплетали в кривые, а в волосы вплетали лоскуты материи, с жемчугом или драгоценными камнями.
Волосы поддерживались перстнем, у знати кольцо было из золота.
Их наружность казалась крайне отталкивающей, а действия лживыми, жестокими и коварными. Простоватые, но презирающие кончина, выносливые и воинственные. В то же время об их военных качествах противники были самого высокого мнения.
У воинов было защитное вооружение, панцири, отличавшиеся от места в построению. Основная масса сражалась с помощью луков, имея на вооружении мечи. Командиры, в зависимости от ранга, имели знаки отличия: колотушку, флажок, тамбур, стяг и золотой барабан.
Вооружение чжурчжэней. Из раскопок В.Е. Медведева
Передовой отряд состоял из защищённых панцирями всадников и коней, копьеносцев. Их было двадцать, «стоических», за ними галопировали 50 стрелков из луков, защищённых лёгкими панцирями, далее шли 30 всадников-стрелков без защиты.
Впоследствии в империи Цзинь вечно наращивалось снаряжение панцирных войск, это вооружение позднее использовали и монголы, и перешедшие на их сторону чжурчжэни, с ними оно дошло и на заход, в Среднюю Азию и далее.
Конница чжурчжэней, летящая конница, совершала длительные походы, а огромные реки, Амур или Хуанхэ, они форсировали вплавь, держась за коней.
Корейцы и кидани считали, что основа их жизни – война. Что вполне соответствует ситуации, когда происходил распад или начин распада родоплеменных касательств и переход к соседской общине. Главу рода и племени (бойциле или цзедуши) выбирали на собрании всех родичей, желая эта место к XI в. и сделалась наследственной, точнее будет сказать – выборы происходили из одного знатного рода. Все вопросы войны и вселенной, переговоров, ведения военных действий обсуждались на собрании, где каждый мог выступить со своим мнением. Все участники садились в очерченный сферы и высказывались по стоящим на повестке проблемам от «низшего» к высшему, а глава рода выбирал «лучшее», при этом автор предложения должен был его и исполнять.
Такая ситуация сохранялась ещё и после создания империи чжурчжэней.
Взаимоотношения между родами и племенами регулировались неписанными законами, первоначальный из которых была «кровная месть». Именно так в коренных пунктах своего обитания жили «дикие», по мнению киданей, чжурчжэни и «нюйчжи Восточного моря». Они существовали в Приморье, Приамурье (РФ) и нордовой Маньчжурии (КНР).
Создание племенного союза
В конце Х в. началась война между чжурчжэнями и киданями в зоне р. Яла, в эту распрю против первых вступили и корейцы. Схватки и вторжение шли сплошной чередой, наконец, перевес оказался на стороне Ляо и Корё. В таких условиях, под воздействием внешних факторов, у чжурчжэней начинается консолидация племён для отражения внешней агрессии.
Племена, возглавляемые семейством Ши, сделались объединять иные племена. К власти пришёл Шулу, сын Суйкэ, из рода ваньян, который и явился тем вождём, который сделался основателем «варварского» потестарного образования чжурчжэней. Условившись о мире с империей Ляо и Корё, он начал проводить «реформы» среди своих племён, что не могло не потребовать реакцию родоплеменной верхушки. Племена нюйчжэней вступили в этап перехода к территориальной общине, что в кочевых обществах часто связано с усилением целого вождя как проводника идей всех общин:
«Так как прочие поколения по-прежнему не вытекали постановлениям и учению, Шуру выставил против них армия до гор Циньлин и Бошань (Белая гора). Успокаивая покорных и смиряя непослушливых, он входил в Субинь и Елань и покорил все места, коих достигал.»
Его политику продолжил и его сын Угунай, он же сделался активно вооружать армия, приобретая доспехи и железо. Он же формально получил власть от императора Ляо над дикими чжурчжэнями, но отказался получать «пресса», тем самым не сделавшись официальным вассалом императора киданей. При его преемниках борьба с племенной самостоятельностью вылилась в длительные войны и сражения. Исподволь «законы» племени ваньян распространялись на всех чжурчжэней, а племенных вождей сделались заменять наместниками:
«Отсюда-то произошла пеня в тридцать коней и тридцать коров, платимая в княжестве Нюй-чжи по учинении кем-либо смертоубийства.»
В начале XII в. борьба за «законы ваньян» продолжилась, участвовали в этих распрях и соседние кидани, и это было их большенный ошибкой:
«Тут народ княжества Нюй-чжи, – записано в «Цзинь ши», – узнал слабость войска дайляосского.»
Это случилось в правление Ингэ (Енгэ), у какого было уже 1000 всадников в доспехах:
«С таким войском, – написано в «Истории Золотой империи», – чего невозможно предпринять!»
Чжурчжэни разрешили тотчас же воспользоваться слабостью Ляо. Но их опередило государство Корё, в котором также понимали, что ослабевшая Ляо подаёт шанс корейцам сделаться гегемоном в регионе. Они в 1108 г. одновременно нанесли удар по приморским чжурчжэням посуху и высадили десант с моря – в плен потрафило 5000 чжурчжэней, столько же их погибло. На их землях были построены крепости и создавались колонии корейцев. Вождь племенного альянса Уясу скопил совет, где было принято решение начать войну, на которую были призваны ополчения всех племён. После упорных схваток и осад Приморье было отпущено от корейцев.
Реконструкция Л.А. Бобров из статьи «Латники «Золотой империи» в журнале «PARA BELLVM»
Золото побеждает железо
Ругань консолидировала силы, а победа дала возможность начать войну с южными соседями, империей киданей. В 1114 г. к власти пришагал Тай-цзу Агуду, какой начал войну с Ляо. На р. Янцзы они встретились со стотысячной армией киданей. Скорее всего, как это бывает в истории, число противника было мощно завышено, так как Агуду форсировал реку с 3,5 тыс. всадников. Кидане бежали, а атаковавшим досталась вящая добыча. В 1115 г. Тай-цзу огласил себя императором, а империю назвал Золотой, в противовес Железной империи киданей.
Железо империи Ляо заржавело, император скопил 270 тысячную армию из своих подданных китайцев, но потерпел разгром от чжурчжэней: с этого момента войска Ляо не могли противостоять нордовым всадникам. В 1120 г. Ляо признали за Тай-цзу ханом императорское совершенство, но было поздно, чжурчжэни брали киданьские столицы и подавляли бесчисленные выступления завоёванных. Большая часть киданей неслась на запад и восток, многие остались под новой властью, на службу новоиспеченным хозяевам переходят целые провинции и «генералы» (цзянцзюнь). «Генералами» ставятся и перебежавшие на службу к чжурчжэням, такие как китайцы Ли Чэн и Кун Янъ-джоу или главарь огромной банды Ван Болун, ну и кидане, такие как принц Юлюй Юйду.
Одновременно Тай-цзу хан влёкся обеспечить легитимность своей власти, спрашивал не беспокоить новых подданных и обеспечивал безопасность во всех завоёванных землях.
В 1125 г. император Железной империи был захвачен и низложен, о чём была оповещена союзная империя Сун, ругань с которой чжурчжэни начали тотчас же.
Надежда Сун на то, что северные варвары, разгромив Ляо, остановятся, не оправдалась.
В это же время на северной границе монгольские племена, несмотря на недурное отношение с родственным им государством Ляо, вели с империей Цзинь торговлю, которая рассматривалась как дань.
А над Сун нависла угроза разгрома. Первоначальный штурм столицы был отколот полководцем Ли Ганом, организовавшим надёжную оборону. Но после того, как он интригами был снят с должности, новоиспеченные завоеватели быстро захватили столицу Сун – Кайфын. Тут завоеватели создали марионеточное государство, империю Чу, но после их ухода сунцы захватили территорию назад, казнив императора китайца Чжан Бан-чана.
В 1127 г. император империи Сун, Цинь-Цзун (1100–1161 гг.), был захвачен и отвезён на норд. Представлялось, Сун пришёл конец, чжурчжэни двигались вглубь страны. Но брат императора, Чжао Гоу, возродил династию под названием Полуденная Сун, столицей сделался г. Линьань (Ханчжоу).
В 1130 г. принц Ушу с огромной армией разграбил земли Сун за Хуанхэ, но не смог вернуться назад, так как перевоз была заблокирована флотом. В таких условиях Ушу был атакован небольшим элитным армией (8 тыс.) Сун. Жена полководца, Лян Хунъю, возглавила отряд, какой усиленно стучал в барабаны. Чжурчжэни приняли их за барабанщиков огромного армии и пошли на переговоры, оставив добычу. Но редкие победы Сун не меняли ситуации.
В условиях коллапса воли в борьбу вступали здешние ополчения: в районе хребта Тайханьшань действовала «Армия красных повязок», на территории Хэбэя, Шанси – «Армия восьми слов», а на лике у бойцов было выбито:
«Всем сердцем служим родине, клянёмся уничтожить цзиньских бандитов.»
Такое сопротивление возбуждало озлобление со сторонки чжурчжэней и массовые казни.
В 1134–1140 гг. войну со стороны Сун возглавил популярный и опытный полководец, национальный герой Китая, Юэ Фэй:
«Легче сдвинуть гору, чем подвинуть бойцов Юэ Фэй.»
Выходец из несложный семьи общинника, а не из военной знати, он уже в 14 лет стал знаменитым стрелком из лука, овладел боевым искусством сражения с копьём. Он воевал ещё против киданей и достиг успехов в сражениях с чжурчжэнями, захватив плацдарм на севере Хуанхэ. Но при сунском дворе возобладали приверженцы примирения с непобедимыми чжурчжэнями. Юэ Фэй был предательски подхвачен и казнён. У его современной могилы находятся четыре связанные фигуры чиновников, изменивших Сун и уложивших полководца.
Памятник связанным предателям у могилы Юэ Фэй, КНР
В 1141 г. рубежом между Золотой империей и китайским государством была введена:
«Из царства Сунского прибыл послом вельможа Цао-сюнь, – сообщает «Цзинь ши», – с словом ежегодно представлять 250 тысяч лан серебра и 250 тысяч кусов шелковых тканей, сделать границею реку Хуай-хэ и непреходяще из рода в род хранить нерушимые клятвенные обещания. В третий месяц император Си-цзун, вследствие примирения с царством Сунским, отправил в оное амбаня Лю-сянь с императорской одеждой и короной, с яшмовою бланкой и грамотой о возведении на престол; сделал сунского Кан-ван-гэу императором.»
Так и китайское край Сун, и Корё стали вассальными по отношению к цзиньской империи. Можно было бы употребить к этой империи прилагательное «могущественной», но ближайшие события покажут, что это не так.
Герой китайского народа, полководец Юэ Фэй. Позднее изображение, XVII в.
В 40-х годах началась война на северных рубежах Золотой империи, велась она против монгольских племён, и в ней, как ни удивительно, победили последние. Конечно, это было связано с тем, что войска чжурчжэней воевали с Сун, тем не менее в 1147 г. был заключён мир, монголам были уступлены 17 укреплений к норду от р. Сининхэ (Хуаншуй). Империя признала за Хабул-ханом (Аоло боцзиле) звание государя монгольского страны.
Создание новой империи
В то же пора началось создание нового государства или, точнее сказать, раннего государства. Чжурчжэни, используя китайский и киданьский эксперимент, основывают собственные властные атрибуты. В 1125 г. был создан государственный чжурчжэньский язык, а в 1137 г. киданьский и китайский языки признаны государственными. Принимались внешние атрибуты воли: парадные платья, церемониал, ордена. Чжурчжэни разом же начали использовать китайскую систему управления и идеологию: астрологи, гадание, использование стихотворства при дворцовых церемониях, упор на наставительные истории из прошлой китайской истории, чему и завоеватели были не чужды. Наконец, написание всекитайской истории. Одновременно учреждались государственные высшие заведения и Академия наук.
Карта империи Цзинь. Ключ: Города средневековых империй Далекого Востока / отв. ред. Н.Н. Крадин. М., 2018
Надо понимать, что для такой огромной, разноплеменной территории, с плотным оседлым народонаселением в центре и на юге, у племенного альянса чжурчжэней никаких механизмом и систем не было, и они были вынуждены их заимствовать. В 30-х гг. вводится единая китайская система управления, но при этом высшая воля есть в руках аристократии чжурчжэней. Несмотря на административное деление по китайскому образцу, чжурчжэньские территориальные общины остаются значительной составляющей потестарной системы Золотой «империи» и есть параллельно с местными властями, подчинёнными столице. А в 1200 г. были заведены экзамены для чиновников по китайскому образцу, по священным книжкам и истории. Так, «История Золотой империи» сообщает под 1180 г., что общины чжурчжэней мэнъань и моукэ запали в роскошь и пьянство. А между тем, несмотря на то, что все китайцы, кидани, бохане, тибетцы, тангуты и иные этносы империи обязаны бывальщины служить в армии, основой войска оставалась конница чжурчжэней. Император Ши-Цзу подчёркивал, что традиционные обыкновения нюнчей забываются. И подлинно, под воздействием более высокой культуры китайской цивилизации, его материального и духовного, чиновники, и не только они, как сообщал тот же император, принимают китайские обыкновения, китайский язык, одежду и даже имена и фамилии. Как обязательный атрибут чиновничества, не поставленного под реальный контроль, процветало взяточничество и непомерные затраты на чиновников и армию, не соответственные ни потребностям страны, ни экономики.
То есть для сознания человека периода распада родовой общины и натурального хозяйства чжурчжэней, попадание в «роскошный» мир оседлой цивилизации было гибельно. Итого за какие-то 50 лет суровые и грозные воины под воздействием материальных благ превращаются или в чиновников, похожих на китайцев, или в несложных крестьян. В 1185 г. случился эпизод, когда император увидел, что и его гвардия, и войско разучилось стрелять из лука – а ведь совершенно недавно они были отчаянными всадниками-стрелками. А в 1188 г. было запрещено тянуть вино чиновникам, надо думать – на рабочих пунктах, и военным – в карауле.
Безусловно, такова судьба большинства этносов-завоевателей этапа территориально-соседской общины, если они уступали по численности оседлому народонаселению. Так, те же булгары растворились в славянской среде на Балканах.
А любые кочевые этносы, приобщившись к плодам цивилизации, утрачивают свою воинственность. Территориальная община, на той или иной её стадии, господствовала на всей территории современного Китая в XII в.
Развитие таких обществ возможно исключительно за счёт внешней агрессии, а такие возможности у Золотой империи бывальщины ограничены, как и ранее, между тремя империями Цзинь, Сун и Си Ся уложился паритет. Контроль северо-западных степей не приносил таких физических благ, как война с Сун. Чжурчжэни успешно обменивали рабов-китайцев на коней. Безусловно, монголы рассматривали чжурчжэней как неприятелей, те же, в свою очередность, поддерживали в степи столкновения между племенами. Племя татар выступало на их стороне, они даже захватили сына монгольского Хабул-хана, Амбагай-кагана, и передали его Золотой империи, где он был бессердечно казнён, его преемником сделался брат, Хутула-хан, который совершил поход против Золотой империи, но совместное войско чжурчжэней и татар расшибло его, и монгольский племенной альянс распался в 1160 г. Тем не менее чжурчжэни периодически совершали набеги на племена Монголии с целью регулирования народонаселения посредством меча:
«…в Шаньдуне и Хэбэе, в чьем бы доме ни бывальщины татарские [дети], купленные и превращенные в маленьких рабов, — все они бывальщины захвачены и приведены войсками.»
Слово «татары» использовалось для обозначения всех нордовых варваров из монгольских племён.
А монголы совершали ответные набеги на них, так работал Есугэй-бахадур – отец Чингиз-хана.
Черепаха с могилы чжурчжэньского полководца. Уссурийск, РФ
В то же пора империя Южная Сун не оставляла попыток вернуть свои земли, но, несмотря на вышеприведённую информацию, чжурчжэни превосходили их в военном касательстве. После очередного схватки, в 1164 г. Сун запросила мира:
«В сем листе сунский государь, называя себя по имени, писал, что он, как племянник своему дяде, униженно подносит доклад императору великого царства Цзинь, и обещался каждогодне воображать двести тысяч концов шелковых тканей и двести тысяч лан серебра.»
В 1204 г. начался новый поход Сун на норд. Цзинь, скопив сборные войска, разгромили атакующих. Уже в это время войска чжурчжэней состояли из сил различных этносов, включая тибетские племена с захода империи.
Сун потерпели поражение и вынуждены были выдать головы командующих, инициаторов войны с Золотой империей, Хань-то-чжоу и Суши-дана.
Такая ситуация складывалась у империи Цзинь накануне монгольского вторжения.
Ключи и литература:
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Кн.2. М., 1952.
Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия: взаимоотношения между империями Цзинь и Сун 1127–1142. М., 1986.
История Восхода. Т.III. М., 1993.
История золотой империи/ Пер. Г. М. Розова, коммент. А. Г. Малявкина. Новосибирск. 1998.
Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых краёв (от гуннов до маньчжуров). СПб., 2010.
Прокопец С.Д. Местные традиции производства и эволюции чжурженьских панцирных пластинок// Вестник ДВО. №3. 2013.
Крадин Н.Н. Ивлеев А.Л. История киданьской империи Ляо (907 -1125 гг.). М., 2014.
Продолжение вытекает…