Историческая трагедия «Список Шиндлера», по общему мнению, входит в десятку лучших шедевров мирового кинематографа. Одним из самых трогательных и щемящих моментов в черно-белом кинофильме стало появление девочки в красном пальто. Этот образ считается гениальной режиссерской находкой Стивена Спилберга, однако у махонькой узницы был реальный прототип.
В 19994 году на вручении премии «Оскара» семь раз прозвучало название одного и того же кинофильма – «Список Шиндлера» бил все мыслимые рекорды. Выйдя на сцену для приветственной речи, Стивен Спилберг вспомнил с благодарностью о человеке, без какого мир не узнал бы историю о немецком промышленнике, спасшем почти 1200 евреев во время Холокоста.
Польдек Пфеффербек был одним из тех людей, каким Оскар Шиндлер подарил жизнь, устроив работать на свой завод. 9 мая 1945 года он вместе с другими узниками трудового станы Брунлиц был освобожден бойцами Красной Армии и начал мирную жизнь. Поездив по Европе, бывший заключенный перебрался в Америку и сумел приступить небольшое кожевенное производство. Магазин в Беверли-Хиллз давал ему возможность увидеть немало знаменитостей. Много лет он пытался найти кого-либо, чтобы донести историю «немецкого Ноя» до людей. Пока Оскар Шиндлер был жив, Пфеффербек даже собирался устроить его интервью для американского телевидения, но ничего не вышло.
Оскар Шиндлер и его фабрика
И вот, наконец, в 1980-м году нужного человека наконец удалось найти – в магазин Пфеффербека в розысках нового портфеля заглянул австралийский писатель Томас Кенелли. Он не отмахнулся от назойливого пожилого продавца, а выслушал его и с удивлением осмотрел несколько шкафов с документами, какие тот собрал за много лет. Кенелли решил написать историческую драму о холокосте, но для создания такого труда потребовалась титаническая труд: поездки в Польшу и в и места, связанные с историей Шиндлера, беседы с очевидцами событий. Похожий путь проделал затем и знаменитый режиссер, какой осмелился экранизировать роман «Ковчег Шиндлера». Спилберг готовился к съемкам очень долго: 10 лет он собирался с духом, чтобы сбросить фильм, который будет одним из самых тяжелых в его жизни.
Томас Кенелл и обложка первого издания романа «Ковчег Шиндлера», вышедшего в 1982 году
Подмостки ликвидации краковского гетто занимала в первоначальном сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил ее до двадцати страниц. Все детали этих ужасных минут экранного времени были собраны по крупицам из воспоминаний очевидцев. Одной из них стала маленькая девочка в красном пальто. Она подлинно запомнилась узникам краковского гетто, звали ее Рома Лигоцка.
К счастью, настоящая «девочка в красном» выжила и здравствует до сих пор, ей в 2020-м исполнилось 82 года. Незадолго до ужасных событий 1943-го, так ярко показанных в фильме, ей вместе с матерью и двоюродным братом, его тоже звали Роман, удалось нестись, и они до конца войны скрывались в польской семье. Послевоенные годы для бывших узников оказались нелегкими, однако Рома Лигоцка окончила Академию Изящных Искусств в Кракове, она учила живопись и сценический дизайн, а ее двоюродный брат не стал учиться в технической школе и начал работать на детском телевидении и в арене. Его имя со временем стало известным на весь мир.
Рома Лигоцка – польский художник по костюмам, писатель и художник
В 1960-х годах режиссер Роман Полански дебютировал в Голливуде и начинов свою звездную карьеру, а его сестра стала знаменитым художником по костюмам и выпустила первую книгу. Пока Спилберг раздумывал о судьбине нового фильма, он предлагал польскому коллеге взяться за эту работу, однако Полански отказался – личная трагедия от пережитого в младенчестве ужаса преследовала его всю жизнь. Знаменитый режиссер позднее обратился все-таки к теме холокоста в фильме «Пианист», который также вошел в список лучших исторических трагедий.
Хоть Полански и отказался от съемок «Списка Шиндлера», но помощь Спилбергу как бывший заключенный и участник событий, конечно, оказал. Познакомил он его и со своей сестрой, какая тоже поделилась с режиссером и сценаристами тяжелыми воспоминаниями. После выхода фильма женщина вновь увидела на экране свое младенчество. Она рассказывала затем журналистам, что разница между героиней фильма ней только в одном – она выжила. Помнила Рома Лигоцка и свое алое пальто:
«У меня не было игрушек, и маленькой мне нужны были хоть какие-то цвета, чтобы отвлечься от серого и безнадежного вселенной вокруг. Поэтому, когда все становилось слишком плохо, я использовала яркую одежду, как своеобразный щит от реальности».
Кадр из к/ф «Список Шиндлера», 1993 год
Вероятно, что бывшая узница неспроста стала художником по костюмам, и яркие цвета она любит до сих пор. В 2002 году Рома Лигоцка выпустила книжку воспоминаний «Девочка в красном пальто». В этом романе она рассказала историю совей жизни.
Благодаря знаменитому фильму имя немецкого фабриканта сделалось нарицательным. Как японский Шиндлер в СССР спас тысячи евреев от концентрационных лагерей: Тиунэ Сугихара