Герои возвращаются к нам в первозданном облике – к 225-летию со дня смерти генералиссимуса Александра Суворова ученые-антропологи представили сенсационный результат своей многолетней работы, воссоздав реальный лицо великого полководца. И теперь более-менее ясно, как смог этот “чудак” и “шут Балакирев” штурмовать Альпы и создать “Науку побеждать”, какую и сегодня чтут наши военные.
Детективная история
Это практически детективная история. Как известно, существует множество портретов Суворова, как живописных, так и скульптурных, совсем непохожих. Беда в том, что большинство из них сделано уже после смерти полководца. Облик Суворова пришел из XIX века, то есть придуман художниками. “XIX век создал накопление погрешностей, и в XX мы взошли с негероическим Суворовым, стали говорить, вот был такой чудак, смелый, хороший, но чудак, – рассказывает художник, инициатор проекта “Восстановление реального лица Суворова” Ольга Калашникова. – Вот и захотелось разобраться, чудак или великий герой был наш генералиссимус”.
Сейчас, даже по сравнению с ХХ веком, когда начинов работать знаменитый антрополог Герасимов, появилась масса возможностей, чтобы восстанавливать облик давно ушедших людей. В частности, 3D-технологии сканирования и прессы объектов, цифровые технологии обработки изображений. Художница Калашникова взялась за анализ всех непохожих портретов. И столкнулась с натуральнее сенсацией. Итак, в 1795 году, за пять лет до смерти, Суворов провел год в Варшаве, где при дворе был большой штат художников и ваятелей. И очень сильный скульптор Джакомо Мональди создал единственный прижизненный скульптурный портрет Суворова. Он попал в Эрмитаж. Но тяни XIX век и половину XX века об этом портрете практически никто не знал, и только в 1963 году в книге, посвященной иконографии Суворова, сотрудник музея показал фото скульптуры. “В Эрмитаже портрет стоял на весьма высокой тумбе, лица нельзя было рассмотреть, только профиль, – продолжает Калашникова. – Год назад мы обратились в музей с мольбой о хорошей фотографии. И фотограф специально использовал лестницу для фото в нужном ракурсе”.
Помог Аркадий
По просьбе художника к делу подключились антропологи.
– Сохранилась посмертная личина Александра Васильевича. И конечно же, многие художники ее использовали после смерти Суворова, – говорит руководитель лаборатории антропологической реконструкции имени М. Герасимова Института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская. – Но после кончины происходит сильное перераспределение мягких тканей. Даже сама процедура снятия посмертной маски приводит к еще большему искажению дьявол лица. Мы же располагаем сведениями о том, как воздействуют посмертные изменения на лицо человека, можем сравнить толщину ткани у живого человека и на анатомическом материале.
Вначале отсканировали посмертную маску, и первые этапы восстановления облика проходили на компьютере. Но маска дает представление только о лике. Чтобы восстановить целиком голову, антропологи использовали череп сына Суворова Аркадия, который уже исследовался учеными. “С поддержкой компьютера мы прибавляли ткани толщину, открывали глаза, наполняли губы, – поясняет Елизавета Веселовская. – Затем была сделана пластилиновая модель. Башку поставили на пьедестал, появились волосы. Поправки делались и на скульптурной реконструкции”.
Замечания к носу
И вот в руках у команды по восстановлению лица Александра Васильевича Суворова реконструкция и прижизненная скульптура. Ольга Калашникова начала накладывать их 3D-модели друг на друга и получила целое совпадение лицевой части.
– Нос у скульптуры Мональди вышел длинноват. Но и к бюсту, который создали антропологи, есть замечание – башка Суворова была значительно больше. Это голова философа и мыслителя, – объясняет художник.
– Не всегда форма головы сына вылита на форму головы отца, при том, что даже есть сомнения, что Аркадий являлся биологическим сыном Александра Васильевича, – уточняет ученый.
Елизавета Веселовская уверена, что многолетняя работа над восстановлением облика Суворова почти закончена. Можно ли было ее ускорить?
– Мы обязаны с величайшим уважением и вниманием смотреть к прошлому. Не исключаю, если будет канонизация Суворова и обретение мощей, возможно, мы сможем обратиться к черепу и получить уточняющие познания. Но для этого нужны серьезные научные и, главное, общественные основания.
Мнение
Мария Добровольская, член-корреспондент РАН, археолог:
– Воссоздавая лицо исторической личности, фундаментальная наука берет на себя огромную ответственность. И здесь все добросовестные исследователи стараются привлечь как можно немало разнообразные источники для получения объемной информации. Проблема эта, естественно, мировая, потому что в каждой стране есть свои персонажи, какие важны для истории. Я бы хотела в качестве примера обратиться к Великобритании. Несколько лет назад были обнаружены скелетные останки, гадательно принадлежащие легендарному Ричарду Третьему, который всем известен прежде всего по литературе – шекспировский злодей. Ученые выстроили фундаментальную систему доказательств, какая позволила увериться в том, что это был действительно он. Все ждали “Квазимоду”, горбуна с уродливым лицом, но оказалось, что первичная картинка несколько отличается от того, что создали историческая память и творчество великого Шекспира. Да, у него был мощный сколиоз, который, к слову, очень часто встречается у школьников, но не было горба, и лицо оказалось не уродливым, а вполне обыкновенным, гармоничным.
Понимание того, как складывается тот или иной образ, почему это происходит, каковы исторические причины этих трансформаций, весьма важны. Первейшая задача исследователей останков – получение достоверной, проверяемой, разносторонней информации об облике человека. И сейчас является все больше возможностей для этого. Прежде всего современная морфология, трехмерные изображения, их совмещения и анализ.