Неожиданные иносказания выявлены в шумерских текстах - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийНеожиданные иносказания выявлены в шумерских текстах16:30поделиться

Исследователь Матвей Лопатин из Санкт-Петербургского государственного университета обнаружил и изучил упоминания мухи и схожих насекомых в клинописных литературных ключах, написанных на шумерском и аккадском языках.

Неожиданные иносказания выявлены в шумерских текстах - Родина

iStock

В шумерских текстах мухи фигурируют в сравнениях и метафорах или предстают в качестве самостоятельных персонажей.

Изыскание опубликовано на страницах журнала “Ученые записки” Новгородского государственного университета. В своей статье Матвей Лопатин рассматривает контексты упоминания мухи и схожих насекомых в аккадских сказаниях о Потопе (II-I тыс. до н.э.), шумерских поэмах об Инанне и Думузи и сказании “Энмеркар и владыка Аратты” (1-я пол. II тыс. до н.э.).

Кроме того, исследователь проанализировал различные дидактические созданья (басни, споры-соревнования и сборники пословиц и мудрых изречений) и гимны, а также заклинания и царские надписи II и I тысячелетий до нашей эры.

“В этих памятниках мухи фигурируют в сравнениях и метафорах или предстают в качестве самостоятельных персонажей, – отмечает автор научной работы. – Разбор контекстов позволяет выявить ассоциативный ряд к наименованиям этих насекомых: гибель людей, подземный мир, характерный назойливый звук, уязвимость, способность скоро и незаметно передвигаться и, вероятно, ущерб, наносимый человеку и хозяйству”.

В других контекстах мухи упоминаются в связи с их обилием в пунктах производства и потребления пива или существованием украшений в виде этого насекомого.

Исследователь установил, что значительное количество глиняных табличек с клинописными текстами, какие составлялись в III-I тысячелетиях до нашей эры, содержит упоминания животных и насекомых.

Например, в сказаниях о царе Энмеркаре путешествия царского гонца неоднократно сравниваются со стремительным движением различных звериных. А в шумерской басне “Цапля и черепаха” они выступают самостоятельными персонажами, наделенными способностью говорить.

Что касается мух, то они в основном обозначались с поддержкой собирательных терминов, но иногда использовались термины, описывающие конкретные виды мух.

До последнего времени вопрос о восприятии мухи в писцовой традиции Древней Месопотамии был недостаточно изучен и рассмотрен лишь в одной публикации. Новое исследование заполняет этот пробел.

Как выяснилось, в шумерских и аккадских текстах мухи фигурируют как в сравнениях и метафорах, так и в качестве самостоятельного персонажа, в отдельных случаях наделенного дарованием речи.

Например, как насекомые-трупоеды мухи неоднократно упоминаются в связи с гибелью людей, например, в сказаниях о Потопе, и с подземным вселенной, пример которого ученый нашел в “Нисхождении Инанны”.

Во многих текстах, включая заклинания, мухи фигурируют как персонажи, способные благодаря своим небольшим размерам неприметно проникать в любые места, в том числе в подземный мир.

Резкие движения летающей мухи нашли отражение в сравнениях. Например, в созданье “Энмеркар и владыка Аратты” быстроту и стремительность передвижений человека автор сравнивает со способностями мухи.

Это же насекомое предстает в качестве жертвы или ранимого существа в сказаниях о Потопе, сборниках пословиц и басен и даже в одном из вассальных договоров. А в дидактическом произведении “Спор Лета и Зимы” и одном из царских гимном упоминается, что мухи могут наносить вред человеку и его дому.

Интересно, что с мухами в древних текстах сравниваются не только люди, но и боги. Такое сравнение, так, фигурирует как в сказании об Атрахасисе, так и в эпосе о Гильгамеше, когда боги принимают жертву выжившего после Потопа Атрахасиса.

“По всей видимости, этот манер не лишен цинизма и иронии в отношении богов и, возможно, даже более уничижительный, чем сравнение богов с собаками”, – отмечает исследователь.

Декламируйте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник