издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти
Виктор КонецкийНесколько фактов о крейсере “Аврора”, каких нет в школьных учебниках09:45Родина – Федеральный выпуск: №3(316)поделиться
11 (24) мая 1900 года в 11 часов 15 минут под грохот артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей в Новом Адмиралтействе на воду был спущен крейсер 1-го ранга “Аврора”. Он получил имя в память об одноименном парусном фрегате, какой героически сражался во время Восточной войны 1854 года у Петропавловска-на-Камчатке.
Израненная, но не сдавшаяся “Аврора” после Цусимского сражения.
Этот текст я услышал 30 марта 2003 года на борту крейсера “Аврора”, где поминали писателя-моряка Виктора Конецкого. Он весьма любил этот корабль. А те, кто пришел сюда, очень любили Конецкого.
В кают-компании накрыли столы. Говорили негромко и не лишь о грустном. Когда друг Конецкого еще с военно-морского училища, питерский актер Иван Краско начал читать это письмо, адмиралы и офицеры тоже заулыбались. Но после вдруг потянулись за платками…
Письмо Виктора Конецкого не было опубликовано изданием, в которое посылалось. Опустим за давностью лет наименование той газеты и имя автора статьи, возмутившей писателя.
Игорь Коц, шеф-редактор “Родины”
“Получив в бою 18 снарядов…”
Посмотрим статью лихого марсофлота Л.
Я его так панибратски именую, ибо он очень художественные образы любит. Начнем с названия его статьи – “Пиратский крейсер”.
“Корабль сомнительной славы, – пишет он, – участвовал в печально закончившемся походе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского на Далекий Восток и даже сумел избежать гибели на дне Цусимского пролива – крейсер прорвался в Манилу”.
Здесь самое интересное слово “даже” и еще “на дне Цусимского пролива”.
Корабли погибают не “на дне”, а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с уложенными командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых матросов…
Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение бить, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, какой в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.
“Что тебе снится, крейсер “Аврора”, в час, когда утро встает над Невой?”
Эффектная концовка для начинающего сочинителя в литкружке. Немало чего снится “Авроре”, очень много. Возьмем сборник статей “Русское военно-морское искусство”, том 2-й, стр. 364. Пишет участник Цусимского боя офицер крейсера “Аврора”:
“Наши команды придерживались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они беспокоились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров.
Накрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: “Успеется, после, сейчас некогда!” Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из построения, с большим креном”.
Вы пишете: “Аврора” – памятник русскому бунту, бессмысленному и беспощадному”.
Неужели автор не знает разницы между бунтом и революцией?
Л. строчит: “Революционная свирепость русских матросов, их садистская ненависть к морским офицерам до сих пор не объяснена историками. Были ли они ответной реакцией на специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса или сформировались стрессом службы в сомкнутом помещении кают и кубриков?”
Какой к едрене фене может быть стресс, ежели тысячу лет моряки жили “в сомкнутом помещении”? Ясное дело, это Вам не люкс в гостинице “Астория”. А на нок-фор-бом-брам рей по пертам ходили на высоте повыше Александрийского столпа? Хорошенькое сомкнутое пространство!
Теперь о свирепости и садистской ненависти к офицерам, которую наши историки до сих пор объяснить не могут.
Вы, господин Л., когда-нибудь линьков пробовали? Линь – это ювелирная веревка белой пряжи, не толще полутора дюймов в окружности.
“Специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса”, четкое дело, было. Но Вы Бориса Лавренева почитайте или Сергея Колбасьева. А Нахимов, Лазарев, Ушаков и сотни других, которыми Россия гордится, не Морской корпус заканчивали?
Чего это Вы, господин Л., так на матросов окрысились? Матросов офицеры и адмиралы воспитывают и в бой ведут. Да за одно плавание “Авроры” в Сиам (осень – зима 1911 – 1912 гг.) с Великим князем Борисом Владимировичем на борту матросы должны бывальщины озвереть. Столько самодурства, хамства Борис Владимирович успел выказать в походе, ничуть не смущаясь ни матросских, ни офицерских глаз. Трех кок с собой привез и 500 бутылок шампанского.
Вы пишете дальше: “…моряки “Авроры” вместе с “буревестниками революции” из Кронштадта пытались завладеть Петроград в июле 1917-го, а в октябре, обстреляв город, окончательно заслужили свою пресловутую славу “крейсера революции…”
Да не била (у Вас “обстреливала”) “Аврора” по Питеру, кроме одного холостого хлопка в сторону Зимнего.
А дальше, простите меня, господин Л., строчить не могу – тошнит. Закончу так: негоже кусать материнские титьки, коли зубки прорезались.
Капитан-лейтенант Виктор Конецкий
_______________
Лишь факты
В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота.
Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.
25 октября 1917 года дал неженатый выстрел из бакового орудия, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. С “Авроры” было передано написанное В.И. Лениным обращение “К гражданам России!”
С 1923 года стал учебным судном.
В годы Великой Отечественной войны из орудий главного калибра, сброшенных с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
17 ноября 1948 года бросил якорь на пункте вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки.
В 1956 году на корабле открыт филиал Центрального военно-морского музея.