О штрафниках и штурмовиках
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

О штрафниках и штурмовиках

Аббревиатура ШИСБр РВГК РККА зачастую используется «специалистами истории» Великой Отечественной Войны для различного рода фальсификаций о том, что «кровавый злодей» Сталин в 1943 году приказал создать штрафные инженерно-сапёрные бригады и кинуть их под дулами заградительных отрядов НКВД в «мясорубку» штурма мощных оборонительных укреплений противника.

Однако бойцы и командиры 1-ой Смоленской Краснознамённой орденов Кутузова и Суворова штурмовой инженерно-сапёрной комсомольской бригады, запечатлённые на этом снимке, как-то не вмещаются в привычный киношный манер замордованного сталинским режимом штрафника, лишённого элементарных человеческих прав, питания, погон, наград, оружия и снаряжения (ЗЕКА).

В плане энциклопедического познания военной истории штурмовые инженерно-сапёрные бригады (ШИСБр) – универсальный продукт Великой Отечественной брани. По своей боевой мощи они сопоставимы с ударными общевойсковыми армиями. Их создание было следствием возрастающей роли техники и вооружения сухопутных армий в ходе войны, а их дальнейшее совершенствование было обусловлено широким размахом наступательных действий советских войск. 

Кто такие штрафники пор Великой Отечественной войны и в какие подразделения, части и соединения они были объединены? Что есть что штурмовые инженерно-сапёрные части и соединения Алой Армии? Почему о советском спецназе времён Великой Отечественной Войны известно так мало?

О штрафниках и штрафных подразделениях Другой мировой войны

О такой категории военнослужащих как штрафники и таких воинских подразделениях как штрафные батальоны и роты нашим современникам популярно в основном по таким кинопрозведения как «Гу-Га» и «Штрафбат». С точки зрения художественного вымысла, актёрского исполнения и коммерческого решения, кинофильмы замечательные. С точки зрения исторической правды – полнейший бред похмельного синдрома.

Поскольку тема настоящей работы отмечена как информации о штурмовых инженерно-сапёрных частях и соединениях РВГК, подробно разбирать данную галиматью нет смысла. И поэтому ограничимся коротким справочным материалом.

Действительно, штрафные батальоны и роты были созданы в Красной Армии в соответствии со знаменитым приказом Сталина № 227 от 28 июля 1942 г., немало известным как «Ни шагу назад!». 

О штрафниках и штурмовиках

Но не РККА и не Сталин были инициаторами в деле создания штрафных подразделений.   

Уже в самом начине войны, столкнувшись с ожесточённо яростным, буквально свирепым сопротивлением советских войск, солдаты вермахта все чаще стали вести себя неадекватно этой присяге и уставам. Многие из них справедливо посчитали, что лучшее средство спасти себе жизнь – это тюремная камера.

Но не тут то было! Уже на двадцатый день брани с санкции Гитлера в вермахте стали активно функционировать штрафные батальоны. Только в ходе зимней кампании 1941/42 г. военные трибуналы вермахта осудили за дезертирство, самовольное отступление, неповиновение и т.п. правонарушения с направлением в штрафные части, примерно 62 тысячи солдат и офицеров!

Следует иметь в виду, что, в отличие от наших штрафных подразделений, в вермахте срок пребывания штрафников в таких долях заранее не устанавливался, хотя и возможность реабилитации по ранении формально не исключалась.

К концу войны отдельные немецкие штрафные формирования по своей численности доходили до воинских соединений. Там была даже особая штрафная дивизия № 999, которую нередко бросали на штурм на самых опасных, с точки зрения германского командования, курсах.

Именно данный факт видимо вдохновляет многих либеральных «историков» на клевету: «У немцев были штрафные соединения, значит и у нас бывальщины!”

О штрафниках и штурмовиках

В РККА штрафные подразделения были созданы лишь после 28 июля 1942 г. Их формировали как в виде штрафных батальонов, так и штрафных рот.   

Сообразно приказам Сталина № 227 от 28 июля и № 298 от 28 сентября 1942 г. штрафные батальоны формировались в пределах фронта в числе от одного до трех по 800 человек в каждом, куда направлялись разжалованные в рядовые средние и старшие командиры и политработники всех родов армий, провинившиеся в нарушениях дисциплины по трусости или неустойчивости. Этим документом приказывалось ставить их на наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность загладить кровью свои преступления против Родины. 

Штрафбаты находились в ведении командования и военных советов фронтов и придавались стрелковым дивизиям (стрелковым бригадам), на участок каких они ставились.

Штрафные батальоны отличались высокой боеспособностью. Их не нужно было насильно гнать в бой пулемётами заградительных отрядов, ибо жажда вернуть офицерские погоны и реабилитироваться перед Родиной было крайне велико.

В имевшие аналогичные задачи и функции штрафные роты направлялись рядовые бойцы и меньшие командиры всех родов войск. Они находились в ведении военных советов армий и придавались полкам (дивизиям, бригадам), на участок каких ставились распоряжением военного совета армии. До 1944 года позади данных участков в ряде случаев (но не системно) располагались заградительные отряды СМЕРШ.

Братков-уголовников в ровном смысле данного слова в штрафных подразделениях РККА не было. Хотя по мимо осуждённых военнослужащих рядового и сержантского состава, штрафные роты также формировались и соответствии с распоряжением № 004/0073/006/23 от 26 января 1944 г. «О порядке применения примечания 2 к статье 28 УК РСФСР (и соответствующих статей УК союзных республик) и курсах осуждённых в действующую армию» из числа осуждённых судебными органами лиц. 

Правда, это не распространялось на лиц, осуждённых за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабительства, воров-рецидивистов, а также уже имевших судимости за перечисленные преступления и не­однократно дезертировавших из Красной Армии.

Общие сведения о штурмовых инженерно-сапёрных соединениях РВГК РККА

Одномоментно в составе штрафных подразделений РККА было от 40 000 до 65 000 военнослужащих переменного состава (осуждённых) или менее 1% от всего состава действующий армии (7-8млн). Однако тема «штрафников» популярна и коммерчески доходна и в исторической науке, и в литературе, и в кинопроизведениях. Чего к сожалению невозможно сказать о штурмовых инженерно-сапёрных частях и соединениях.

Более или менее известны следующие исторические исследования мемуарного характера: И.Мощанского «Инженерно-штурмовые доли РВГК» и Н. Никифорова «Штурмовые бригады Красной Армии».

О штрафниках и штурмовиках

Энциклопедически известны ниже следующие сведения:

Штурмовые инженерно-сапёрные бригады (ШИСБр) РВГК РККА – формирование инженерных армий Резерва Верховного Главнокомандования в Красной Армии, существовавшее во время Великой Отечественной войны. Были предназначены для штурма приспособленных к обороне заселенных пунктов и прорыва сильно укреплённых рубежей обороны. Создавались путём переформирования инженерно-сапёрных бригад.

Первые штурмовые инженерно-сапёрные бригады бывальщины сформированы в мае – июле 1943 года. В состав каждой из них входили:

  • управление бригады – 40 человек (штат № 012/88);
  • рота управления – 87 человек (штат № 012/89);
  • моторизованная инженерно-разведывательная рота – 101 человек (штат № 012/126);
  • 5 штурмовых инженерно-сапёрных батальонов по 388 человек в любом (штат № 012/127);
  • легкопереправочный парк – 36 человек (штат № 012/90);

Общая численность бригады составляла 2204 человек.

В октябре 1943 года в состав бригады был заведён медико-санитарный взвод, численностью 16 человек (штат № 012/152) и рота собак-миноискателей численностью 90 человек и 72 собаки (штат № 012/110). В 1944 году роты собак-миноискателей сделались выводить из состава бригады.

Интересный и достоверный факт. Псу по кличке «Джульбарс», командиром одной из бригад было присвоено воинское звание «сержант». На момент проведения Парада Победы Джульбарс в итоге ранения не мог передвигаться. Когда об этом стало известно Верховному Главнокомандующему, то он приказал перенести заслуженного пса на своём старом мундире. Этот момент запечатлён в кадрах кинохроники.

Всего было сформировано 20 ШИСБр по 2 250 военнослужащих каждая и 68 отдельных штурмовых инженерно-сапёрных батальонов (дальше ОШИСБ) по 400 военнослужащих каждый. Одномоментно в штурмовых инженерно-сапёрных соединения РВГК РККА служило от 45 000 до 50 000 собственного состава. В ОШИСБ создаваемых по решению военных советов фронтов одномоментно служило от 24 000 до 30 000 сапёров.

Именно штурмовые инженерно-сапёрные бригады резерва Верховного Главнокомандующего и отдельные инженерно-сапёрные батальоны фронтового подчинения бывальщины самыми многочисленными и сильными среди советских частей специального назначения во время Второй мировой войны.

Вполне заслуженно любая из ШИСБр получило почётное наименование (см сведения о 1-ой Смоленской ШИСБР). По числу боевых наград общевойсковым и танковым соединением РККА перед ШИСБр РВГК тянутся и тянутся. В посредственном на каждое ШИСБр приходится по три боевых ордена.

Самые краткие исторические сведения

Большинство воюющих сторон в ещё ходе Первой всемирный войны начали осознавать, что классическая пехота выполнять многие специфические боевые задачи попросту неспособна.

В 1916 году германская армия во пора сражения за Верден использовала специальные саперно-штурмовые группы, которые имели особое вооружение (ранцевые огнеметы и ручные пулемёты) и миновавшие спецкурс подготовки. В Российской императорской армии также были созданы подобные подразделения.

О штрафниках и штурмовиках

Рассчитывая на «блицкриг», о своём эксперименте сами немцы основательно подзабыли и потому значительное время «топтались» под Севастополем и в Сталинграде. Но уже в 1941 году часть мотопехоты Вермахта была реформирована «панцергренадеров».

Собственно это послужило толчком к созданию в Британии батальонов «коммандос», в Соединённых Штатах – отрядов армейских рейнджеров. Красная Армия деятельно взяла на вооружение и немецкий опыт «панцирной пехоты» и свои наработки по созданию отрядов специального назначения и штурмовых групп.

В ноябре 1942 года. в самый пыл ожесточённых уличных боёв в Сталинграде, журнал «Военный вестник» публикует статью командующего 62 армии генерал-лейтенанта В.И.Чуйкова «О поступках штурмовых групп в уличных боях». И статьи на данную тему не были единичны.

Генеральный штаб РККА (начальник маршал Советского Альянса А.М. Василевский) уже в то время целенаправленно готовился к наступательным операция по освобождению страны и окончательному разгрому противника. В 1943 году советскому командованию сделалось окончательно ясно о свершившемся переломе в ходе войны.

Подробный анализ наглядно показывал, что тем дальше тем больше боевые поступки сведутся к операция по взлому мощных немецких укрепрайонов (УР) и в конечном итоге к уличным боям в крупных населённых пунктах.

Вся оставшаяся доля боевых действий должна была состоять в основном из наступлений, причём в перспективе ведение войны переходило на территорию Германии. Было совсем понятно то, что просто так нацисты не отступят и будут зубами держаться за каждый метр завоёванной земли и уж тем более за каждый метр родимого фатерланда. 

Немцы умели и могли грамотно организовать оборону, их военные инженеры заслужили репутацию больших искусников по части создания укреплений. Долговременные огневые точки, зачастую выполненные из стали или бетона, прикрывали друг друга, за ними стояли самоходки или батареи противотанковых орудий. Все подходы к ДОТам опутывались колче проволокой и густо минировались. В городах в такие огневые точки превращался каждый канализационный люк или подвал. Даже руины превращались в неприступные форты.

Разумеется, для взятия подобных укреплений можно было использовать штрафников, что демонстрирует в своём коммерчески успешном фильме «Утомлённые солнцем -2» Никита Михалков. Но даже художественный вымысел штурма цитадели многотысячной безоружной гурьбой зеков, доставил подлинную радость обличителям злодейств сталинизма: «Ваш же Михалков признал людоедство бездарного Сталина!».

О штрафниках и штурмовиках

Общеизвестен и массовый геройство советской пехоты. Но постоянно бросаться грудью на амбразуру для одержания победы бесперспективно. Для прорыва обороны и разрушения долговременных оборонительных укреплений необходимы были солдаты, обладающие необходимым и познаниями в военно-инженерном деле – использования взрывчатых веществ, огнемётного оружия и т.д. А самое основное индивидуально подготовленные, индивидуально мыслящие и способные на инициативные самостоятельные действия. Штрафники априори на это не способны.

Настоятельно была востребована принципиально новоиспеченная организация мощных оперативно- стратегических соединений ударно-наступательного типа, способных обеспечить прорыв и штурм укреплений противника, причём эта новинка должна:

  • а) быть внезапной для противника;
  • б) применятся в решающий момент и на решающем участке фронта;
  • в) применятся компактно и массово.

Верховный Главнокомандующий потребовал от Ставки создать универсальное ударно- наступательное соединение и до поры до поре усиленно готовить его до тех пор, пока таких соединений не будет в достаточном количестве, хорошо вооружённых и снаряжённых.

Данные соединения разрешили создавать на базе инженерно-сапёрных частей, которые обладали необходимыми техническими знаниями и высокой сплочённостью, обусловленной совместной деятельностью под пламенем противника. Офицеры этих инженерно-сапёрных частей были более грамотными в общей и тактической подготовке, а главное – дорожили житиями своих подчинённых специалистов.

К 30 мая 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования приказала сформировать первые штурмовые инженерно-сапёрные бригады, какие создали путём переформирования инженерно-сапёрных соединений в штурмовые. Универсальность же таких соединение была изначально заложена в самом наименованье – штурмовая инженерно-сапёрная бригада. Вторая часть предопределяла инженерное обеспечение штурма, а первая – непосредственное участие в нем.

Таким манером переформировали 15 бригад. Эти бригады (в начале 1944 года в действующей армии их было 20), являясь соединениями РВГК, использовались на значительнейших направлениях и сыграли значительную роль в достижении успеха в наступательных операциях.

Кадры решают все: крепки телом. сильны духом, пять вооружены и подготовлены.

Бойцы для ШИСБр отбирались особенно тщательно. Тугодумы, физически слабые и солдаты старше 40 лет в бригаду угодить не могли. Высокие требования к кандидатам пояснялись просто: боец-штурмовик нёс на себе груз, в несколько раз превосходящий груз простого пехотинца – возле 62 кг.

О штрафниках и штурмовиках

В стандартный набор солдата входили стальной нагрудник, обеспечивающий защиту от мелких осколков, а также пистолетных (автоматных) пуль, и мешок в каком находился «набор взрывника». Подсумки использовались для переноски увеличенного боекомплекта гранат, а также бутылок с «коктейлем Молотова», метавшиеся в оконные проёмы или бойницы. С конца 1943 года штурмовые инженерно-сапёрные бригады начали использовать ранцевые огнемёты.

Волевые качества бойцов ШИБСБр проверялись самым жёстким способом. К образцу 13-ой ШИСБр, 62-м штурмовом батальоне, его командир капитан М. Цун использовал боевые патроны на тактических занятиях с личным составом, пообещав «отстрелить задницу» нерадивыми в два счёта. Несмотря на то, что он содержал ствол пулемёта довольно высоко, по воспоминаниям очевидцев, «красноармейцы ползли так, как ползают только инструкторы-пластуны на показных занятиях в наличье самого высокого начальства”. Таким образом, солдат учили «не высовываться» ещё до первого боя и закрепить это умение на уровне инстинкта

Вооружение и оснащение качественно изменилось: любой солдат-штурмовик имел автомат (сначала ППШ, позже—ППС) и финский нож. К тому же на батальоны довольно щедро выделялись снайперские винтовки, противотанковые ружья и ручные пулемёты (ДП), не находя различного вида гранат: противотанковых (РПГ-43), противопехотных (Ф-1, РГД-33) и специальных зажигательных (бутылки КС), предназначенных для уничтожения пламенем оборонительных сооружений противника. 

Соответствующим образом строилась и подготовка: наибольшее время уходило на изучение приёмов рукопашного боя и метания гранат. Бойцы обучались преодолевать штурмовые заборы, проволочные и деревянные препятствия, вести ближний бой с использованием носимого шанцевого инструмента. С этой мишенью командиры учили бойцов использовать малые сапёрные лопаты, отточенные на три канта.

Почему бойцов ШИСБр называли «раками»?

Военное снаряжение солдат штурмовых подразделений состояло из обычной стальной каски и стального нагрудника, не пробиваемого пулями и мелкими осколками. Этот «панцирь» бойцы обычно надевали на ватник с оторванными рукавами, который служил дополнительным амортизатором, несмотря на то, что у нагрудника с внутренней стороны была специальная подкладка. Со стороны бойцы ШИСБр и в самом деле напоминали раков.

По отзывам фронтовиков оценка подобного нагрудника была самая разноречивая – от лестных отзывов до полного неприятия. Но проанализировав боевой путь «экспертов», приходишь к следующему парадоксу: нагрудник был ценен в штурмовых долях, которые «брали» крупные города, а отрицательные отзывы шли в основном из частей, которые захватывали полевые укрепления.

О штрафниках и штурмовиках

«Панцирь» предохранял бюст от пуль и осколков, пока солдат шёл или бежал, а также в рукопашной схватке, поэтому он был больше необходим в уличных боях. Однако в полевых условиях сапёры-штурмовики вяще передвигались по-пластунски, и тогда стальной нагрудник становился абсолютно ненужной помехой. В частях, которые вели бои на слабозаселённой места эти нагрудники перекочевали сначала на батальонные, а потом и на бригадные склады.

Об особенностях тактики боевых действий ШИСБр

Рота инженерной рекогносцировки в первую очередь исследовала вражеские укрепления. Бойцы определяли огневую мощь и «архитектурную прочность» укреплений. После этого составлялся детальный план, с указанием расположения ДОТов и других огневых точек, что из себя они представляют (бетонные, земляные или иные), какое есть вооружение. Также указывается наличие прикрытия, расположение заграждений и минных полей. Используя эти данные, разрабатывали план штурма.

После этого в бой вступали штурмовые батальоны. Бой начинался вдруг, довольно часто даже без артподготовки и тем более криков «ура!». Отряды автоматчиков и пулемётчиков, главной целью которых являлось отхватить от поддержки пехоты немецкие ДОТы, тихо проходили через заранее подготовленные проходы в минных полях. Огнемётчики или взрывники разбирались с самим вражьим бункером.

Заложенный в вентиляционное отверстие заряд позволял вывести из строя даже самое мощное укрепление. Там, где решётка преграждала линия, поступали остроумно и безжалостно: внутрь выливали несколько канистр керосина, после чего бросали спичку.

Бойцы ШИСБр в городских условиях выделялись умением появиться внезапно с неожиданной для немецких солдат стороны. Все было очень просто: штурмовые инженерно-сапёрные бригады буквально проходили сквозь стены, используя тротил для прокладки линии. Например, немцы превратили подвал дома в ДОТ. Наши бойцы заходили сбоку или сзади, взрывали стенку подвала (а в кое-каких случаях пол первого этажа) после чего выпускали туда несколько струй из огнемётов.

Однако при взаимодействии с другими родами армий и особенно стрелковыми частями бои были не такими успешными.

Опыт применения ШИСБр показал, что их зачастую использовали неправильно. Вместо поступков в составе групп и отрядов при штурме особенно сильно укреплённых позиций противника они использовались как обычные стрелковые части, получая самостоятельную полосу наступления. А поскольку штурмовые инженерно-сапёрные бригады не имели тяжкого стрелкового оружия и артиллерии, то несли при этом большие потери. 

О штрафниках и штурмовиках

Случалось, что ШИСБр выполняли и другие задачи, не связанные с обеспечением штурмовых поступков.

Только в декабре 1943 года был наконец чётко определён порядок использования таких соединений. Бригады вводились в поступок для инженерного обеспечения прорыва сильно укреплённых позиций в тактической зоне обороны противника. 

После выполнения своих задач доли бригады следовало немедленно выводить в резерв для приведения в порядок и боевой учёбы. Их разрешалось также использовать на разминировании маршрутов, на непрерывном разминировании местности или дорожно-мостовых работах. Боевой опыт показал, что ШИСБр успешно выполняли задачи лишь при чётком взаимодействии их подразделений со стрелками, артиллерией и танками.

Дальнейшее развитие ударно-наступательной мощи ШИСБр

Весной 1944 года в состав штурмовых инженерно-сапёрных бригад бывальщины введены батальоны ранцевых огнемётов РОКС-3. В это же время были сформированы пять моторизованных инженерно-сапёрных бригады (2,22-я гвардейские, 20, 21, 23-я моторизованные штурмовые инженерно-сапёрные бригады), имевшие несколько меньшую численность, но превосходившие обыкновенные ШИСБр в подвижности за счёт увеличения автотранспорта.

В 1, 2, 4, 10, а также во 2-ю гвардейскую штурмовую инженерно-сапёрную бригаду были введены инженерно-танковые полки с тралами ПТ-3 (танки Т-34/76, Т-34/85) и полки огнемётных танков ТО-34, трёхротного состава с всеобщим числом машин 20 в полку.

В отдельных случаях в состав ШИСБр включались отдельные батальоны особого назначения (ОБОН), оснащённые плавающими автомашинами американского производства типа Ford GPA (лёгкие) или DUKW (тяжёлые).

Фаустпатрон – наше оружие 

С конца 1944 года в немецкую армию в вящих количествах стали поступать чрезвычайно эффективные индивидуальные противотанковые средства: «Фаустпатрон», и реактивное ружьё «Панцершрек». Данные образчики вооружения не остались незамеченными и в Красной Армии.

О штрафниках и штурмовиках

Трофейные «Фаустпатроны» было приказано собирать и передавать в распоряжение инженерных служб фронтов, какие распределяли последние исходя из собственных задач. Большинство фаустпатронов поступало в распоряжение штурмовых инженерно-сапёрных бригад, 

Бойцы ШИСБра им разом нашли применение, ведь фаустпатрон можно было использовать для пробития не только брони, но и стен. Интересно, что советские бойцы придумали особую переносную стойку, которая позволяла вести залповый огонь из 6 – 10 фаустпатронов одновременно.

Также хитроумные переносные рамы использовались для запуска советских тяжких 300-миллиметровых реактивных снарядов М-31. Они подносились на позицию, укладывались и выпускались прямой наводкой. Так, например, во время боя на Линденштрассе (Берлин) по укреплённому дому запустили три таких снаряда. Оставшиеся от дома дымящиеся руины погребли всех находившихся внутри.

Апофеоз боевых действий ШИСБр 

Вершиной использования ударно-наступательного потенциала инженерно-штурмовых долей стали бои за Восточную Пруссию. В этом немецком регионе вермахт тщательно подготовился к встрече с Красной Армией. По-сути почти вся территория вотчины Геринга была обращена в одно большое оборонительное сооружение. 

Единым комплексом оборонительных сооружений являлась и столица региона – город твердыня Кенигсберг (нынешний Калининград). Неизвестно, насколько бы затянулся штурм этого города и сколько бы ещё голов сложили бы советские бойцы в боях за него, не будь в рядах атакующих бойцов ШИСБр. Специально для штурма города командованием РККА была разработана особая тактика, основой которой являлось широкое использование штурмовых частей.

Перед штурмом наступающие части были расшиблены на штурмовые группы. В состав каждой группы входили три-четыре сапёра, отвечающие за инженерное сопровождение (разминирование и установку мин, преодоление заграждений), один-два автоматчика, зачищавшие труднодоступные пункты, танк для подавления огневых точек и десяток автоматчиков для прикрытия действий группы.

Штурм здания выглядел следующим манером: при выдвижении автоматчики вели огонь по верхним этажам здания, не давая высунуться немецким бойцам с противотанковыми гранатомётами. Под заслоном танковой брони к зданию выдвигались сапёры и огнемётчики.

Сапёры закладывали взрывчатку для обрушения стены здания, а огнемётчики вычищали бойницы на первом этаже. После подрыва зарядов в здание через пролом входили автоматчики и добивали оставшихся немцев.

Николай Никифоров в книжке «Штурмовые бригады Красной Армии в бою» привёл следующий пример: «…для подрыва железобетонного убежища в районе Паршау потребовался заряд в 800 кг ВВ. Гарнизон в числе 120 человек после взрыва сдался в плен».

О штрафниках и штурмовиках

Вот ещё одна цитата из этой же книги: «В боях за Берлин 41-й сжёг 103 дома. Опыт применения ранцевых огнемётов ещё раз дал основания утверждать, что они являются одним из эффективных средств борьбы в городе, благодаря их лёгкости, возможности приблизиться к атакуемым объектам по скрытым доступам и рослой действенности огнеметания». 

И на Тихом океане свой закончили поход

После окончания Великой Отечественной войны четыре ШИСБр перекинули на Дальний Восток. С началом боевых действий сапёры-штурмовики стали активно участвовать в боях. Наиболее упорно противник противился в Хайларском укреплённом районе.

Атака началась после изучения объектов штурма и необходимой подготовки. Под прикрытием группы обеспечения, обыкновенно занимавшей все подступы к доту, сапёры приближались к огневой точке и взрывом сосредоточенных зарядов уничтожали её. При блокировании пулемётных дотов группа обеспечения влеклась закрыть амбразуру танком, чтобы обеспечить сапёрам возможность выдвижения к огневой точке. 

В крупных дотах гарнизоны укрывались в казематах. Гарнизон выводился из построения взрывами зарядов, опускаемых в вентиляционные отверстия. Всего в Хайларском укреплённом районе сапёрами было уничтожено 50 дотов и 8 иных оборонительных сооружений. 

На других участках фронта также шли ожесточённые бои. Столкнувшись с фанатичными японцами, продолжавшими борьбу и укрывавшимися в убежищах, сапёры сделались применять новое средство штурма, заливая в укрепления противника керосин или бензин. 

Штурмовые инженерно-сапёрные части возрождаются

Ставка и Верховный главнокомандующий находила инженерно-сапёрные штурмовые бригады элитой РККА. Однако по окончании войны ШИСБр были полностью расформированы. 

Печально то, что накопленный позитивный опыт создания, организации боевой подготовки и боевого применения штурмовых инженерно-сапёрных частей и соединений в годы войны был утилитарны не востребован.

«Безусловно, за прошедшие годы после 2-й мировой войны произошли существенные изменения в организации соединений и частей инженерных армий, их вооружения и экипировке, боевой подготовке и тактике действий, но бесценный опыт ШИСБР может и должен быть использован в нынешних условиях в Вооружённых силах РФ» утверждает начальник инженерных войск МО РФ генерал – лейтенант Юрий Ставицкий. 

Современные военные действия – это массовое применение взрывных устройств, мин разного типа и прочих средств. Также очень широко сегодня военные действия ведутся в городской застройке с применением ДОТов и иных фортификационных укреплений. Все это ставит вопрос развития полноценных штурмовых инженерно-сапёрных долей и подразделений в качестве первостепенного в повестку повседневной деятельности Генерального Штаба ВС РФ.

Роль и значение штурмовых инженерно-сапёрных подразделений была осознана нашим командованием уже довольно давно. В 2014 году в составе 1-ой гвардейской инженерной бригады был создан первый в новейшей истории российской армии штурмовой инженерно-сапёрный батальон. На сегодняшний день их уже не немного пяти.

Были приняты соответствующие решения и меры в части возрождения специальных инженерных бригад, и по созданию Международного минно-сапёрного Середины, бойцы которого сейчас и действуют в Сирийской Арабской Республике.

О штрафниках и штурмовиках

Командир роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады  

Заточение

09 мая сего года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О подготовке к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне». Тем самым на государственном степени закрепляется лемма о том, что история Великой Отечественной войны – бесценное национальное достояние России и её фальсификация является преступлением перед священной памятью наших предков.

Однако утилитарных мер по пресечению явной клеветы на подвиг советского народа в самой кровавой войне в истории человечества недостаточно.

В то же время под вопли «штрафники избавили Россию» чуть была не стерта славная страница истории Великой Отечественной войны – история ударно-наступательных соединения РККА-штурмовых инженерно-сапёрных бригад Резерва Верховного Главнокомандования. 

Дай Бог здоровья начальнику инженерных армий министерства обороны РФ генерал-лейтенанту Ю.С. Ставицкому и его штабу, которые уберегают историю нашей родины от подобного исторического кощунства.

>