издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийОбнародованы сенсационные эти о создателе Царь-пушки12:09поделиться

Журнал “Вспомогательные исторические дисциплины” опубликовал новые данные о биографии Андрея Чохова, созидателя не менее чем 32 орудий, в том числе знаменитой Царь-пушки, а также восьми колоколов.

Автор исследования, научный сотрудник Северо-Западного института управления РАНХиГС Никита Белов помечает, что Андрей Чохов на протяжении почти 60 лет был главным специалистом Пушечного двора, при пяти царях.

Известно, что свой пост он занимал с рубежа 1560-1570-х годов вплоть до своей кончины в 1629 году. Однако сведения о его биографии довольно скудны. В частности, до сих пор неясным остается происхождение Чохова.

Известные биографические сведения бывальщины обобщены в монографии Немировского, который лишь предполагал, что Чохов вышел из трудовой незнатной семьи. Также лишь намечается, что его предками могли быть посадские люди, ремесленники или оружейники.

Более того, предполагалось, что и Чохов – не фамилия мастера, а его отчество. Немировский объяснял, что имена Чох, Чех и Чешко бывальщины достаточно распространены в русском народе. Вот мастера и могли называть по отчеству – Чохов, то есть сын Чоха.

Белов же в своем изысканье подчеркивает, что достоверных сведений о семье Чохова нет, христианское имя его отца неизвестно. Однако новое исследование проливает свет на ряд загадок. Новоиспеченные данные, как пишет Белов, удалось найти в синодике Троице-Сергиева монастыря.

В одной из его рубрик исследователь обнаружил мемориальную запись от 1614 года: “Иева. Марью. Феодора убиенаго. Евдокею”. Она сопровождена киноварным надписанием: “Род колоколново и пушечново искусника Андреа Чохова”.

Как поясняет исследователь, в синодиках того периода времени подобная поминальная формула чаще всего была составлена из имен наиболее ближних с точки зрения традиционного общества родичей: деда и бабки по отцовской линии, отца и матери.

И если применить эту формулу по отношению к Андрею Чохову, то можно предположить, что христианское имя отца мастера было Федор, а матери – Евдокия. Соответственно, бабка была Марьей, а дед – Иевом.

Замеченная запись также позволяет предположить, что по окончании Смутного времени Андрей Чохов позаботился об установлении церковного поминания душ своих предков в стенах основного “государева богомольца” – Троице-Сергиева монастыря. Однако сведений о внесенном Чоховым денежном вкладе книги монастыря не содержат.

Замеченная в синодике запись позволила раскрыть и еще один малоизвестный факт. Чохов упоминается в записи как колокольный и пушечный мастер. Исследователь объясняет, что в основе политики России в то пора лежал принцип “сначала пушки, потом – колокола”.

Поэтому мастеров было принято называть вначале пушечными, а уже затем колокольными. В приказных документах Андрея Чохова именовали именно пушечным мастером, а не колокольным.

Должность пушечного и колокольного мастера появилась на Пушечном дворе только около 1610 года. А упоминание рода Андрея Чохова в синодике датируется 1614 годом.

Таким манером, считает Белов, найденная запись может быть признана наиболее ранним свидетельством претворения в жизнь кадровой реформы пушкарского ведомства первых лет правления царя Михаила Романова.

Кроме того, в расходной книжке царского двора от 1614 года обнаружена запись, ускользнувшая от внимания предыдущих биографов Чохова. Она перечисляет состав жалованья, какое от царского двора получил Чохов. В него помимо денег входило английское вишневое сукно, четыре аршина.

Чохов в этом документе наименован только пушечным мастером. Получается, что колокольным мастером его признали только к концу 1614 года. Анализ письменных ключей также показал, что мастер сам себя именовал и как Чохов, и как Чехов. По версии Немировского, это был патроним, производный от некалендарного имени Чех, Чох.

Такие имена бывальщины характерны для Западной Руси, находившейся в то время под властью Литвы. Но они не встречались на территории Московского государства. На этом основании можно предположить, заключает исследователь, что семейство Чохова происходила из западно-русского региона.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник