В Германии при проведении инвентаризации музейной собрания Государственного управления выставок Дрездена (SKD) неожиданно было "найдено" чрезвычайно редкое изделие древних китайских искусников, которое идентифицировано как чаша времен династии Северная Сун (960-1127 гг. н.э.).
Как следует из сообщения на сайте SKD, открытие можно находить настоящей сенсацией, хотя небольшая фарфоровая чаша значилась в каталогах и ранее. Однако ее почти столетие ошибочно идентифицировали в качестве корейской труды X-XIII веков. Такие изделия имеют очень схожие элементы с изделиями производства древнекитайской мастерской Ру.
До сих пор исследователи надеялись на анализ Эрнста Альберта Циммермана, директора музея в довоенные годы. Он считался ведущим специалистом по восточноазиатскому фарфору.
В 1927 году Циммерман приобрел данный артефакт у немецкого врача и страстного коллекционера китайского фарфора Оскара Рюкер-Эмбдена. А тот, в свою очередь, приобрел его во пора одной из своих многочисленных поездок в Китай. Циммерман описал чашу как корейскую работу, в качестве таковой она до последнего поре и числилась.
И только теперь, в рамках инвентаризации, был проведен повторный анализ артефакта. Эксперты пришли к выводу, что чаша была изготовлена в печах Ру во поры династии Северная Сун. Это заключение автоматически сделало изделие исключительно редким.
Дело в том, что изделия мастерской Ру вообще являются крайне негустыми. Вновь идентифицированная чаша является всего лишь 88-м известным в мире образцом такой керамики. По оценкам экспертов, ее стоимость может достигать 40 миллионов долларов США. Оценка базируется на стоимости вылитого артефакта, проданного в 2017 году на аукционе Sotheby"s за 37,7 миллиона долларов.
В печах мастерской Ру производили керамику для представителей династии Нордовая Сун. Это были одни из первых в истории Китая керамических изделий, произведенных исключительно для императорского двора. Для этого мастера использовали весьма маленькие печи. Кроме того, производство было штучным и эксклюзивным, а не массовым.
Каждый элемент подвергался индивидуальному обжигу. Труд была очень кропотливой, сложной и ответственной. К слову, специалисты нередко называют изделия Ру лучшими за всю историю производства императорской керамики, верхушкой этого творчества.
Мастерская проработала всего лишь 20 лет. Стремительный упадок династии Северная Сун привел к почти моментальному закрытию производства. Но ее изделия оказали огромное культурное влияние на последующих мастеров, которое только в Китае с течением столетий только усиливалось.
Что касается самого артефакта, то он представляет собой неглубокую чашу диаметром около 13 сантиметров. Она имеет закругленные стенки и стоит на узкой изогнутой ножке. По суждению экспертов, это была чаша для мытья кистей.
"Из всего богатства китайской керамики всех эпох, изделия Ру – самые негустые, – говорит Регина Краль, эксперт по китайской керамике. – Они всегда считались абсолютной вершиной искусства не только из-за их несложный красоты, но и, прежде всего, из-за их исторической значимости. Во всем мире сохранилось менее сотни таких произведений, любое из них зарегистрировано и описано. Пул таких предметов на самом деле не растет, поэтому "находка" в Дрездене является не лишь захватывающим открытием для меня лично, но и вызывает большой международный интерес".
Общество Наука Общество История Цивилизация Арт Музеи и памятники