издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти

ПДДенис ПередельскийОцифрован один-единственный в России экземпляр издания таинственного композитора12:15поделиться

Российская национальная библиотека представила в рубрике “Книжные монументы. Топ 100” единственный в России экземпляр издания К. Мюленфельдта “Фантазия с вариациями на русскую тему для фортепиано”.

Оцифрован один-единственный в России экземпляр издания таинственного композитора - Родина

Российская национальная библиотека

Издание созданья Мюленфельдта сразу в двух издательствах Петербурга и Москвы говорит о том, что он был известным автором.

В аннотации к публикации оцифрованного документа сообщается, что датирован он 1814 годом. А его уникальность заключается еще и в том, что он “покинул несколько загадок для историков музыки”.

“Ибо имя композитора Мюленфельдта, немца или австрийца, творившего в Германии и России на рубеже XVIII-XIX столетий, не найти ни в каких справочниках, словарях или энциклопедиях. Не встретить его даже в мемуарах, – подчеркнули в библиотеке.

Однако издание его произведения разом в двух известных издательствах Петербурга и Москвы говорит о том, что он был наверняка известным в музыкальных кругах столиц автором”.

Титульный лист издания “Фантазия с вариациями на русскую тему для фортепиано” кормит посвящение баронессе Елизавете Раль, супруге придворного банкира, одного из учредителей Филармонического общества, барона Александра Раля. А это – популярные исторические личности.

Александр-Франц фон Раль, которого на русский лад назвали Александром Александровичем, родился в 1756 году в немецком городе Ханау. Титул барона он получил в 1800-м. Помер в 1833 году в Санкт-Петербурге.

В историю Александр Раль вошел как российский придворный банкир немецкого происхождения, меценат и устроитель музыкальной жизни Санкт-Петербурга начала XIX века. Вероятно, он хорошо знал Мюленфельдта, а это означает, что таинственный композитор крутился в высших сферах.

“В доме Раля существовал известный музыкальный салон, сам Раль прекрасно владел скрипкой, – пояснили в РНБ. – Возможно, что Мюленфельдт служил домашним преподавателем у барона. Вполне возможно также, что Мюленфельдт был приглашен в Петербург самим бароном Ралем или он привез его с собой, когда сам перебрался в Россию в 1780-х годах”.

В учреждении обратили внимание на то, что основателями Филармонического общества в основном бывальщины выходцы из Германии. Оно было основано в 1802 году под названием “Кассы музыкантов вдов”, а целью было “возбуждать в публике заинтересованность к древней и новейшей классической музыке”. Члены общества также оказывали благотворительную помощь.

“Мюленфельдт, возможно, пробыл в России недолго, показав себя и как композитор, и, разумеется, как исполнитель, – говорят в РНБ. – Судя по представляемым вариациям, Мюленфельдт был пианистом-виртуозом почти “листовского” размаха.

Фактура произведения изобилует искрометными пассажами, перебросами рук в скором темпе на полторы октавы, цепочками аккордов, что для исполнителя представляло, безусловно, большую трудность. “Вариации” – это концертная пьеса”.

В библиотеке сетуют, что детали биографии Мюленфельдта, как и даты его жизни найти не удалось. В сети имеется скудная информация о Карле Мюленфельдте, родившемся в 1797 году в Брауншвейге, а помершем 3 сентября 1852 года в Лондоне.

Он позиционируется как пианист, скрипач, композитор и дирижер, отцом которого якобы был контрабасист герцогской капеллы в Брауншвейге. Музыкальное образование Карл получил у Фелькера (фортепиано) и органиста Иоганна Кристофа Кельбе (композиция). Первые концертные выступления Мюленфельдта состоялись возле 1809-1810 годов.

А с 1812 года начались обширные концертные туры, в которых его сопровождал отец. Москва и Петербург в списке маршрутов не упоминаются, но Мюленфельдт в 1813 году дал концерт в Тарту, 20 апреля 1814 года – в Риге. Вероятно, что именно этот Карл Мюленфельдт посвятил свои вариации баронессе Раль.

В 1824 году он обосновался в Роттердаме, где в 1829 году создал концертное союз Eruditio Musica вместе с Саймоном Ганцем и Бартоломеусом Турсом. В 1831 году Карл Мюленфельдт стал почетным членом Голландской ассоциации содействия развитию музыки.

Ключ