Оцифровано издание 1900 года о военных "школах новейшего образа" - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийОцифровано издание 1900 года о военных “школах новейшего образа”20:08поделиться

“Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер”, – об этом говорилось в проекте учреждения полковых школ для детей офицерских и классных чинов, замышленном как начало реформы режима кадетских корпусов. Уникальное издание оцифровала и сделала доступным электронная энциклопедия “Руниверс”.

Оцифровано издание 1900 года о военных "школах новейшего образа" - Родина

ЦГАКФФД СПб

Кадеты Петровского Полтавского кадетского корпуса, уходящие в поход.

Издание Александра Аргамакова было выпущено в 1900 году в Витебске, в губернской типолитографии в честь 100-летия со дня кончины прославленного полководца Александра Суворова. Книжица насчитывала 28 страниц.

По сути, она представляла собой лекцию, прочитанную Александром Аргамаковым в Витебском офицерском собрании. В то пора он был полковником, инспектором классов Полоцкого кадетского корпуса. Ключевые отрывки из этой лекции сегодня можно прочитать в Сети.

Аргамаков поднимал проблему образования детей военных. Он сообщал, что в 1900 году в одних лишь действующих полках, пехотных и кавалерийских, насчитывалось до 850 отдельных частей, содержащих в среднем по 25 семей.

Таким манером, по его подсчетам, до 8750 семей нуждались в воспитании и образовании своих детей. “Если же к ним присоединить семьи чиновников и бедных дворян, то я не преувеличу, произнёсши, что при всяком полку или отдельной войсковой части необходимо учредить по одной элементарной школе новейшего типа”, – заявлял Аргамаков.

По его словам, организация и порядок таких школ должны были удовлетворять всем требованиям новейшей демуленовской школы. Это означало, что школа должна была располагаться в загородной места, но вблизи расположения войсковой части. Работать она должна была не только под управлением опытного педагога, но и под влиянием и контролем существующих поблизости родителей.

О подробностях режима элементарной полковой школы для офицерских детей Аргамаков в ходе своей лекции распространяться не сделался, сославшись на то, что “здесь не место и не время” для таких рассуждений. Однако кратко свою идею описать он успел.

Сводилась она к тому, что порядок полковых школ должен кардинально, буквально во всем отличаться от режима существовавших на тот момент интернатов. По Аргамакову, такая школа не должна была отрывать ребенка от натуры, а занятия в ней во всем должны были соответствовать силам детей.

“Дисциплина не должна убивать воли, а отсутствие принудительных дел и тщательный надзор изгонять ложь, обман, лень и безнравственность, царящие в современных вам интернатах, – перечислял Аргамаков.

Занятия должны отвечать поре года и иметь серьезный характер. Экскурсии, прогулки, физические занятия и ремесла, выступая на первый план, вытеснять долбню и преобладание книжной методы обучения”.

Лектор также заявил, что организация таких начальных школ должна была сделаться лишь первым шагом на пути к коренной реформе режима кадетских корпусов. По его мнению, последние “требовали более суровой обстановки и дисциплины, чем это можно допустить при смешении трех годов”.

“Отделение элементарных классов и составит первый шаг на пути к реформе”, – подчеркнул лектор. Для характеристики проблемы он привел в качестве образца тульский Александровский кадетский корпус, состоявший из приготовительных и двух первых классов.

Из детей была сформирована неоранжированная рота, какой командовали ротный и нескольких дежурных офицеров. Аргамаков подчеркивал, что они не имели “подготовки в деле воспитания”.

Учителя были военные и штатские, а приемы воспитания и меры взыскания были типичными для кадетских корпусов: штраф, сокращение пищи и отпуска, карцер и телесное кара.

Все это процветало вместе с “пинками, ударами по голове, дранием за уши, постановкою на колени в угол и прочими заморскими ухищрениями в борьбе с протестом угнетенной ребяческой натуры”.

“Заведения эти не могут дать ничего нового, а напротив, убеждают часто даже во вреде их, потому что построены по образу существующих интернатов, – считал Аргамаков.

Но историческая же справка, приходящая на память ко дню столетнего юбилея величайшего военного гения Суворова, предугадывавшего уже тогда значение организации при полках школ для воспитания офицерских и солдатских детей, приводит к мысли увековечить память Суворова-педагога идеей учреждения при полках школ новейшего образа”.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник