издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийОписан уникальный процесс 1920 года по делу о фальсификации мощей18:55поделиться
В журнале “Вспомогательные исторические дисциплины” опубликована статья попа Евгения Зайцева, и.о. заведующего кафедрой теологии НовГУ имени Ярослава Мудрого. Исследователь на основании найденного исторического ключа описывает довольно необычное уголовное дело.
РИА Новости
В 1920-е годы гражданские власти активно изымали церковные ценности.
В качестве ключа информации выступила газета “Звезда”, которая в 1918 году стала выходить в Новгородской губернии. Это был официальный печатный орган Новгородского губернского комитета Российской коммунистической партии большевиков.
Автор научной статьи помечает, что издание выходило в экстремальных условиях 1918-1920 годов, хотя реальных боевых действий на территории губернии не было. Однако было другое явление – местные руководители активно боролись с Церковью.
В газете широко освещалось открытие мощей, что рассматривалось как значительная часть атеистической работы. В ноябре 1920 года губернская газета подробно освещала уголовное дело, возбужденное против епископа Алексия. Его винили в самовольном освидетельствовании мощей, что якобы привело к их фальсификации.
В январе 1920 года газета задалась вопросом о том, сколько святых мощей насчитывается в Новгородской губернии. Новоиспеченная советская власть услышала запрос и подсчитала, что всего в губернии насчитывалось 11 мощей открытых и 22 – под спудом.
Затем поднялся вопрос о медицинском освидетельствовании мощей, чему обязывали инструкции Наркомата юстиции. Они велели защищать чувства верующих. В связи с этим вскрытие мощей было предписано коротать не в богослужебное время, с составлением особого акта.
1 ноября 1920 года в Новгородском губернском революционном суде началось слушание уголовного дела против епископа Алексия. Его и иных священнослужителей обвинили в том, что они неправомерно освидетельствовали мощи в Софийском соборе и Сковородском монастыре в марте 1919 года.
Из обвинения вытекало, что руководство процессом епископ взял на себя и позаботился о том, чтобы освидетельствование проходило “в строго ограниченной духовной среде, без участия прихожан”. Обвинители находили, что епископ тем самым хотел подготовить мощи к их освидетельствованию гражданскими властями.
Целью же, по мнению стороны обвинения, была фальсификация – мол, останкам пытались придать вид, “более похожий на нетленные мощи”. Для этого епископ распорядился удалить “неподобающие предметы вроде ваты, пелен, покровов, бывшие в раке”.
Обвинили Алексия и в том, что позднее он заявил гражданским властям, будто никогда в жизни не дерзнул осматривать мощи. Епископ виновным себя не признал и в судебном заседании заявил о своем бездонном убеждении в том, что освидетельствование мощей есть дело исключительно Церкви.
Поэтому отчет о проведенном освидетельствовании он был готов дать лишь своим собратьям – епископам. Кроме того, он заявил, что действовал не по собственной инициативе, а имел приказы от патриарха и митрополита.
Запоздалее епископ Алексий признался, что если бы он провел публичное вскрытие мощей, его могли бы обвинить в провокации. “Из всех присутствовавших во вскрытии мощей едва-едва ли не я один видел впервые мощи в обнаженном виде”, – цитировала епископа газета “Звезда”.
Алексий не видел в своих поступках ничего незаконного и на суде заявлял, что состояние мощей не является чем-то принципиальным в таком вопросе, как вера в Бога.
“Надувательства не было, могла иметь место лишь небрежность в хранении мощей, – говорил Алексий. – Я сам находил в мощах булавки, ненастоящие цветы. Я удалил лишние пелены”.
Остальных подсудимых обвиняли, по сути, в том, что они не донесли на епископа в советские органы. Всех подсудимых трибунал признал виновными. Епископа Алексия наказали 5 годами заточения в концентрационном лагере, остальным фигурантам дали по 2-3 года лагеря. Но по амнистии, объявленной в честь Дня праздника трудящихся всего вселенной, они тут же были отпущены на свободу.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться