Обрисован уникальный процесс 1920 года по делу о фальсификации мощей - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийОписан уникальный процесс 1920 года по делу о фальсификации мощей18:55поделиться

В журнале “Вспомогательные исторические дисциплины” опубликована статья попа Евгения Зайцева, и.о. заведующего кафедрой теологии НовГУ имени Ярослава Мудрого. Исследователь на основании найденного исторического ключа описывает довольно необычное уголовное дело.

Обрисован уникальный процесс 1920 года по делу о фальсификации мощей - Родина

РИА Новости

В 1920-е годы гражданские власти активно изымали церковные ценности.

В качестве ключа информации выступила газета “Звезда”, которая в 1918 году стала выходить в Новгородской губернии. Это был официальный печатный орган Новгородского губернского комитета Российской коммунистической партии большевиков.

Автор научной статьи помечает, что издание выходило в экстремальных условиях 1918-1920 годов, хотя реальных боевых действий на территории губернии не было. Однако было другое явление – местные руководители активно боролись с Церковью.

В газете широко освещалось открытие мощей, что рассматривалось как значительная часть атеистической работы. В ноябре 1920 года губернская газета подробно освещала уголовное дело, возбужденное против епископа Алексия. Его винили в самовольном освидетельствовании мощей, что якобы привело к их фальсификации.

В январе 1920 года газета задалась вопросом о том, сколько святых мощей насчитывается в Новгородской губернии. Новоиспеченная советская власть услышала запрос и подсчитала, что всего в губернии насчитывалось 11 мощей открытых и 22 – под спудом.

Затем поднялся вопрос о медицинском освидетельствовании мощей, чему обязывали инструкции Наркомата юстиции. Они велели защищать чувства верующих. В связи с этим вскрытие мощей было предписано коротать не в богослужебное время, с составлением особого акта.

1 ноября 1920 года в Новгородском губернском революционном суде началось слушание уголовного дела против епископа Алексия. Его и иных священнослужителей обвинили в том, что они неправомерно освидетельствовали мощи в Софийском соборе и Сковородском монастыре в марте 1919 года.

Из обвинения вытекало, что руководство процессом епископ взял на себя и позаботился о том, чтобы освидетельствование проходило “в строго ограниченной духовной среде, без участия прихожан”. Обвинители находили, что епископ тем самым хотел подготовить мощи к их освидетельствованию гражданскими властями.

Целью же, по мнению стороны обвинения, была фальсификация – мол, останкам пытались придать вид, “более похожий на нетленные мощи”. Для этого епископ распорядился удалить “неподобающие предметы вроде ваты, пелен, покровов, бывшие в раке”.

Обвинили Алексия и в том, что позднее он заявил гражданским властям, будто никогда в жизни не дерзнул осматривать мощи. Епископ виновным себя не признал и в судебном заседании заявил о своем бездонном убеждении в том, что освидетельствование мощей есть дело исключительно Церкви.

Поэтому отчет о проведенном освидетельствовании он был готов дать лишь своим собратьям – епископам. Кроме того, он заявил, что действовал не по собственной инициативе, а имел приказы от патриарха и митрополита.

Запоздалее епископ Алексий признался, что если бы он провел публичное вскрытие мощей, его могли бы обвинить в провокации. “Из всех присутствовавших во вскрытии мощей едва-едва ли не я один видел впервые мощи в обнаженном виде”, – цитировала епископа газета “Звезда”.

Алексий не видел в своих поступках ничего незаконного и на суде заявлял, что состояние мощей не является чем-то принципиальным в таком вопросе, как вера в Бога.

“Надувательства не было, могла иметь место лишь небрежность в хранении мощей, – говорил Алексий. – Я сам находил в мощах булавки, ненастоящие цветы. Я удалил лишние пелены”.

Остальных подсудимых обвиняли, по сути, в том, что они не донесли на епископа в советские органы. Всех подсудимых трибунал признал виновными. Епископа Алексия наказали 5 годами заточения в концентрационном лагере, остальным фигурантам дали по 2-3 года лагеря. Но по амнистии, объявленной в честь Дня праздника трудящихся всего вселенной, они тут же были отпущены на свободу.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник