издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийОпубликован экономический расчет замены паровозов на электровозы в 1920 году10:46поделиться
Электронная библиотека исторических документов РИО оцифровала сборник документов об электрификации молодой Советской России. Среди них внимание на себя обращает доклад Генриха Графтио, специалиста по электрификации железных путей, строителя первых гидроэлектростанций в СССР, академика АН СССР.
Дронов / РИА Новости
Вместо новых паровозов Советская Россия разрешила закупить более эффективные электровозы.
Доклад Графтио прозвучал на VII сессии Центрального электротехнического совета 15 марта 1920 года. Он прикасался вопроса электрификации железных дорог.
Докладчик отмечал, что работа Народного комиссариата путей сообщения велась в двух курсах: по разработке подробных проектов электрификации со всеми необходимыми переустройствами самих дорог и узлов; по составлению общих предварительных проектов, на основании каких возможно было судить о целесообразности замены паровой тяги электрической.
Сам Графтио выступал за электрификацию железных дорог, приводя цельный ряд аргументов. Из его доклада следовало, что в 1920 году “появились факторы, ранее не существовавшие, а именно затяжной топливный кризис, какому суждено еще долго продолжаться”.
По словам Графтио, возвращение к прежнему состоянию было совершенно исключено из-за изменившихся экономических конъюнктур не всероссийского, а всемирного характера. Поэтому неизбежным становилось “обращение в почти полную негодность большей части существующего парового подвижного состава”.
По его суждению, почти полный износ существовавшего на тот момент парового подвижного состава и вынужденный массовый заказ новых мощных паровозов создал момент, необыкновенно благоприятный во всей истории рельсовых путей России: “ибо представляется возможным взамен определенного количества новых паровозов заказать соответственнее количество электровозов”.
Графтио отмечал, что в молодой Советской России создавался прочный и своевременный уклон в сторону технической, эксплуатационной и экономической возможности электрификации цельных магистралей.
И призывал приступить к “началу действительного осуществления электрификации значительных участков железнодорожных магистралей”, в том числе ввиду намечающегося фактического возобновления сношений со краями Запада.
Одной из первых докладчик призывал электрифицировать головной участок Петроград – Званка Мурманской железной дороги, протяжением возле 122 км. Графтио отмечал, что он расположен на всем своем протяжении в непосредственном соседстве с линиями передачи энергии.
Свои слова докладчик подкреплял экономическими расчетами, обосновывая выгоду, которую даст электрификация и в финансовом отношении. Так, Графтио сообщал, что эквивалентный расход угля, который сжигался бы в паровозах на показанном участке железной дороги, составил бы около 2 770 000 пудов, или около 45 400 000 килограммов в год.
А при ее электрификации на перевозку такого же объема грузов и пассажиров потребовалось бы 16 000 000 киловатт-часов, что было эквивалентно расходу 19 200 000 килограммов угля. Получается, что электровозы гипотетически “сжигали” бы образцово в 2,36 раза меньше угля, чем паровозы.
Таким образом, абсолютная экономия в угле при переходе на электровозы выразилась бы в числе около 26 200 тонн, или около 1 600 000 пудов, угля в год, а это составляло около 320 000 полноценных рублей довоенного поре в год при цене угля 20 копеек за пуд.
Кроме того, Графтио указывал на техническую разницу в подвижных составах. Для полноценной труды железнодорожного участка требовалось 11 товарных и 9 пассажирских электровозов либо 20 паровозов товарных типа Декапода и 15 паровозов пассажирских образа Прери.
“Ввиду всех изложенных соображений к электрификации участка Петроград – Званка Мурманской железной дороги надлежит приступить безотлагательно, наряду с сооружением гидроэлектрических силовых установок на Волхове и Свири с их линиями передачи энергии к Петрограду”, – такими словами завершил собственный доклад Графтио.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться