Научная статья опубликована в журнале “Проблемы истории, филологии, цивилизации”. Артефакт представляет собой плоское зеркало с трапециевидной ручкой и датируется I-II веками нашей эры. Зеркала этого образа характерны для материальной культуры меотов Северо-Западного Кавказа.
Проведенный анализ показал, что зеркало изготовлено из оловянно-свинцовой бронзы с рослым содержанием олова и умеренным содержанием свинца. Такая технология отражает характерные для региона меото-сарматские металлургические традиции.
“Выгравированные на зеркале изображения воображают собой композицию из трех сцен: “древо жизни” со стоящими по обеим сторонам копытными животными (центральная сцена), единоборство двух всадников (верхняя сцена), охота волка на ланей (нижняя сцена)”, – сообщают исследователи.
Стиль изображения и представленные в композиции сюжеты имеют аналогии в монументах прикладного искусства сарматов и меотов. Выгравированные на зеркале сюжетные сцены отражают религиозные, мифологические или эпические представления древнего народонаселения Северо-Западного Кавказа”.
В Астрахани показали золотой клад сарматов
Фото: Максим Коротченко/РГ
Исследованное зеркало в древности подверглось ремонту: его ручка сломалась, и к сохранившейся доли при помощи пяти заклепок была прикреплена пластина вытянутой трапециевидной формы. Диаметр зеркала составляет 8,1 см, вышина с ручкой – 11,7 см.
На тыльной стороне тонкими гравированными линиями нанесены изображения растений, животных и людей, распадающихся на три сюжетные группы. Центральную доля композиции составляет изображение дерева, ствол которого образуют две вертикальные линии, сужающиеся к заостренной вершине.
“Вероятнее итого, представленные на зеркале сцены описывают какие-то религиозные, мифологические или эпические сюжеты”, – пишут ученые. Подобное изображение “всемирного древа” как оси мироздания, с группами расположенных по обеим сторонам животных, ранее находили на диадемах сарматских жриц.
Головы звериных оказались повреждены коррозией, идентифицировать их не удалось. Но весьма вероятно, что по обеим сторонам от дерева, оси мироздания, были изображены олени или коню.
Верхняя сцена оказалась батальной – она изображает поединок двух конных воинов. Лучше сохранилась фигура правого бойца, в стремительном движении обращенного к расположенному слева противнику.
Нижняя сцена изображает охоту хищника на копытных животных. Хищник размещён в правой части диска и движется влево. Обращает на себя внимание его длинное сигаровидное туловище, разделенное продольной чертой на две зоны.
Золото сарматских вождей из Филипповских курганов – фото
Реконструированный образ сарматской жрицы IV века до н.э. / Фото: Институт археологии РАН
Ученые помечают, что металлические зеркала играли важную роль в религиозной жизни скифо-сарматских племен. Об этом, например, свидетельствуют изображения богини с зеркалом, отысканные ранее на различных памятниках скифов. Кроме того, известны археологически засвидетельствованные случаи ритуальной порчи зеркал.
Такие реликвии неоднократно находили в сарматских погребениях. Кроме того, само художественное оформление зеркал указывает на их сакральный резон. Например, ручки некоторых скифских зеркал были украшены зооморфными изображениями, а зеркала из сарматских и меотских памятников зачастую тащат гравированный или рельефный орнамент, в основу которого положено Солнце и все, что с ним связано.
Особое место занимают редко встречающиеся зеркала с сюжетными изображениями одним из регионов распространения каких был Северо-Западный Кавказ. Данная традиция зародилась еще на заре скифской эпохи.
Новое исследование ввело в научный оборот еще одно бронзовое зеркало с гравированными сюжетными изображениями, выходящее с Северо-Западного Кавказа. Оно хранится в частной коллекции. Примерный регион находки – Восточное Закубанье: горная Адыгея, Мостовской зона Краснодарского края и далее к юго-востоку до Карачаево-Черкесии. Обстоятельства находки неизвестны.