Wikimedia Commons 27 мая 1941 года отряд британских военных кораблей потопил линкор Bismarck — гордость и самую боеспособную кол немецкого флота. Опасаясь дальнейших потерь, Адольф Гитлер распорядился ограничить операции крупных кораблей. Нацисты бывальщины вынуждены сосредоточиться на подводной войне. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку
16 марта 1935 года Германия отказалась от соблюдения поз Версальского договора, который разрешал стране иметь флот лишь в составе нескольких небольших кораблей и категорически воспрещал подводные лодки. Ограничений для строительства крупных боевых кораблей больше не существовало.
Нацисты решили ввязаться в гонку Франции и Италии, скопившихся делать огромные линкоры нового типа. Предметом жарких споров стало их потенциальное водоизмещение и вооружение. Политическая обстановка в Европе благоволила постройке Германией новоиспеченных линейных кораблей. Так, 18 июня 1935-го немцы заключили соглашение с Великобританией, позволявшее им создать флот, по суммарному водоизмещению составлявший 35% от британского.
Линейные корабли образа «Бисмарк» были построены на верфях Германии в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения (более 50 тыс. тонн), имели необычайно мощную панцирь и были настоящей гордостью немецкого военно-морского флота (кригсмарине). Нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно, Bismarck, наименованный в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, и Tirpitz, получивший наименование по имени адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя нынешнего немецкого флота. Это были наиболее мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Они гораздо превосходили аналоги, имевшиеся в распоряжении флотов стран-союзниц, в плане вооружения.
Тип «Бисмарк» рассматривался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей.
Паровые турбины Bismarck мощностью в 170 тысяч лошадиных сил позволяли развить скорость до 40 узлов. Корабль был оснащен восемью 381-миллиметровыми орудиями основного калибра, расположенными в бронированных башнях. Общая масса брони, в которую был одет линкор, составляла 16 тысяч тонн. При проектировании Bismarck, поражавшего своим техническим совершенством, бывальщины использованы новейшие разработки мирового кораблестроения.
При спуске Bismarck на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка Бисмарка. Однако «карьера» гигантского линкора очутилась совсем не долгой. 21 мая 1941 года линкор под флагом адмирала Гюнтера Лютьенса в сопровождении тяжелого крейсера Prinz Eugen вышел из Гдыни. По плану основного командования ВМС Германии корабли должны были нанести удар по британским морским караванам в Атлантическом океане и отвлечь внимание от деятельной подготовки к нападению на СССР.
Однако Bismarck и Prinz Eugen были замечены шведским крейсером Gotland, который известил о курсе следования немецкой эскадры в Стокгольм.
Среди шведских моряков нашлись симпатизировавшие британцам. Они отправили в Лондон шифровку. В ней сообщался курс продвижения двух тяжких немецких кораблей и группы эскорта. В тот же день самолеты-разведчики по приказу главкома британских ВМС приступили к поискам Bismarck и Prinz Eugen. Будет скоро оба корабля были замечены и сфотографированы в норвежском порту Бюрген.
«А в это время в Атлантике находилось в общей сложности 11 английских морских караванов. Опасаясь за их судьбину, адмиралтейство мобилизовало для уничтожения Bismarck и Prinz Eugen все имевшиеся силы. На перехват немецкой эскадры вышли два однотипных линкора King George V и Prince of Wales, а также гордость английского военно-морского флота — крейсер Hood», — отмечается в книжке Льва Лайнера «Погоня за «Энигмой».
22 мая 1941-го Bismarck и Prinz Eugen под прикрытием низкой облачности покинули Бюрген и взяли курс на Датский пролив, где вечерком 23 мая были обнаружены английскими крейсерами Norfolk и Suffolk. Hood, на котором находился вице-адмирал Ланселот Холланд, и Prince of Wales получили распоряжение присоединиться к ним для совместной атаки.
В ночь с 23 на 24 мая Холланд сообщил капитанам кораблей план операции: Hood и Prince of Wales должны бывальщины атаковать Bismarck, а Suffolk и Norfolk — открыть огонь по Prinz Eugen. Морской бой начался около 6 часов утра. Немецкие корабли взяли более выгодную позицию. В ситуации, когда британские суда не могли использовать кормовые орудия главного калибра, немцы умело воспользовались тактической промахом противника и обрушили всю свою огневую мощь на Hood. После второго залпа на нем вспыхнул сильный пожар, а позднее прогремел взрыв. Холланд не пытался покинуть утопающий корабль, оставаясь в своем адмиральском кресле на мостике до конца. Вместе с вице-адмиралом погиб весь его штаб. Спастись смогли лишь три моряка.
«Шок в Лондоне от подобный потери был неимоверно велик, однако желание отомстить было еще сильнее, — говорил британский историк Энтони Бивор. – Немало сотни английских военных кораблей, включая линкоры King George V и Rodney, а также авианосец Ark Royal приняли участие в охоте на Bismarck».
Крушение на какое-то время деморализовала британцев. Между тем Bismarck и Prinz Eugen открыли огонь по Prince of Wales, в который за куцый срок попало восемь снарядов. Спасая линкор от гибели, командир принял решение вывести его из боя. Урон понесли и немецкие корабли: у Bismarck очутилась повреждена носовая топливная цистерна и началась утечка мазута. В погоню за неприятельскими судами отправились Norfolk и Suffolk.
Вечерком 24 мая Bismarck неожиданно развернулся и пошел им навстречу.
Британцы отошли и потеряли линкор из виду. Одновременно Prinz Eugen удалось исчезнуть в юго-западном направлении. Береговые радиостанции британцев сумели запеленговать Bismarck, однако допустили грубую ошибку при определении его местопребывания. В результате английская эскадра, посланная на перехват Bismarck, на полной скорости пошла в обратном направлении.
Позднее корабль-гигант был замечен в районе французского Бреста. Охота началась заново. 25 мая 1941 года командование Королевского ВМФ распорядилось бросить в ход торпедоносцы. В 10:30 утра 26 мая летающая ладья Catalina обнаружила Bismarck. В течение дня британская палубная авиация отслеживала положение немецкого линкора и его скорость. Около 20:00 26 мая на Bismarck была свершена первая атака, не давшая, впрочем, желаемого результата. Только в ходе повторной атаки одна из выпущенных торпед угодила в кормовую часть немецкого линкора. Последовавшим взрывом у Bismarck заклинило руль и повредило винты. В результате он вынужденно изменил курс следования и пошел небольшим ходом. По ошибке британская авиация атаковала и свой же крейсер Sheffield. Однако из-за проблем со взрывателями торпеды в него не угоди.
Пытаясь уклониться от торпед, Bismarck после потери управления приблизился к Sheffield на расстояние видимости и обстрелял его, не добившись попаданий. Немецкое командование почти не имело возможности поддержать своему линкору. Самолеты люфтваффе не могли действовать ночью.
Преследование Bismarck продолжалось. Отряд британских кораблей нагнал свою мишень 27 мая 1941 года около 9 часов утра. В этот момент противники находились почти на встречных курсах. Первым контакт с Bismarck ввёл Norfolk. Разгорелся ожесточенный бой. Через час после его начала вся артиллерия главного калибра Bismarck была выведена из строя и лишь противоминные пушки еще в течение 10 минут продолжали бить. Британские линкоры начали расходиться, чтобы не мешать друг другу. В этот момент адмирал Лютьенс послал свою заключительную радиограмму: «Корабль не в состоянии маневрировать. Будем сражаться до последнеuо снаряда. Да здравствует фюрер».
Окутанный дымом и пламенем, Bismarck по-прежнему содержал заданный курс. Британские линкоры стреляли по нему как по учебной мишени. Вскоре пришел приказ добить Bismarck торпедами. Но и после торпедной штурмы корабль не затонул.
В 10:36 Bismarck перевернулся и ушел под воду только после того, как уцелевшие немецкие моряки отворили кингстоны. Это произошло в 450 милях от Бреста. В последнем бою линкора погибло более 2 тыс. членов команды и нештатного состава. Выжили и бывальщины подняты на британские суда 115 человек. После потери Bismarck Гитлер стал ограничивать морские операции крупных надводных кораблей, опасаясь дальнейших утрат.
Германия сосредоточилась на подводной войне.
Следующей целью британцев стал Tirpitz. Охота длилась более двух с половиной лет: союзникам получалось настигать суперлинкор и даже наносить ему ощутимый урон, однако Tirpitz всякий раз чинили и возвращали в строй. Немцы дорожили кораблем, усердствовали задействовать его со всей осторожностью и, как следствие, редко. Британские военные самолеты потопили гигантский линкор у берегов Норвегии 12 ноября 1944 года. Поучаствовала в схватке с Tirpitz и советская подлодка К-21. Уничтожение линкора-исполина развязало длани флоту союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.
В 1988 году начались поиски Bismarck. Год спустя осколки линкора были обнаружены на глубине 4790 м на склоне потухшего подводного вулкана.
Wikimedia Commons Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку