Пароход-старец, немало 100 лет живущий на озере Танганьика

Судьбины различных кораблей — интереснейшая тема для изучения. Каким-то из них суждено навсегда остаться проектом, реализованным лишь на бумаге. Какие-то бывальщины построены, но так и не проявили себя в бою. Другие, напротив, усеяли свой боевой путь громкими победами и, в расцвете сил, героически погибли в сражении. Кушать и те, кто прожил свой век, а затем мирно ушёл на слом…

Но некоторым кораблям история уготовила поистине увлекательное и долгое странствие по волнам времени. Они участвовали в сражениях, проходили сквозь войны, видели рождение и гибель государств, переходили из одних рук в иные. Биография таких кораблей порой продолжает пополняться и по сей день.

Яркий пример — немецкий транспортный пароход Graf von Götzen, раз переделанный в военный корабль. Он стал непосредственным участником Первой мировой, был затоплен и восстановлен, прошёл через несколько модернизаций и, спустя немало 100 лет, по-прежнему служит людям. Как же так получилось?

Пароход-старец, немало 100 лет живущий на озере Танганьика
Пароход Graf von Götzen
Крупные европейские державы на протяжении веков занимались экспансией. Португалия, Испания и Франция контролировали порядочные по размеру территории, не говоря уже про англичан, именовавших свою страну «империей, над которой никогда не заходит солнце». Германия же, несколько запоздавшая к колониальному разделу мира, не могла составить им конкуренцию. К началу XIX столетия она имела лишь небольшие колонии в Африке. Ими бывальщины современные Того, Камерун, Намибия, Танзания, Руанда и Бурунди.

Немцы со свойственной им основательностью занимались благоустройством своих заокеанских владений. Инфраструктура, железные пути, сельское хозяйство — всё это интенсивно развивалось. Наиболее активно прогрессировала Немецкая Восточная Африка. Её западная граница проходила по озеру Танганьика. Иной берег принадлежал Бельгии, а с южной стороны озера находились британские владения. Кайзер Вильгельм II вынужден был бороться за лидерство в регионе, в каком бурно развивались торговля и грузопассажирский поток.

Для этого на берегу Индийского океана было решено построить масштабный порт, а также усилить флот на озере Танганьика. В военное пора флот служил силой, которая могла бороться с врагом, а в мирное — содействовал развитию торговли. Перед Первой всемирный войной в Папенбурге на верфи Meyer-Werft были заказаны три парохода, один из которых построили и перевезли в Африку к 1914 году.

На тот момент транспортировка такого крупного объекта была сложной задачей. Однако с ней управились: пароход разобрали на части, чтобы перевезти на транспортных судах и по железной дороге, после чего собрали на месте. Graf von Götzen, наименованный в честь исследователя и экс-губернатора Восточной Африки, был торжественно спущен на воду в феврале 1915 года.

Это был крупный корабль: длина 70 метров, водоизмещение 800 тонн. Две паровые машины подавали возможность развить 11–12 узлов скорости, что было достаточно прилично для данной акватории. Местом приписки стал порт Кигома, основной порт на берегах Танганьики. Во время Первой мировой войны новый пароход перестал считаться гражданским судном. Из метрополии пришагало распоряжение подготовиться к боевым действиям и сформировать из имеющихся кораблей боеспособные единицы. Получив 105-мм и 88-мм орудия главного калибра и два вспомогательных 37-мм орудия, пароход сделался именоваться SMS Graf von Götzen.

Пароход-старец, немало 100 лет живущий на озере Танганьика
SMS Graf von Götzen
Боевые действия в Африке разительно отличались от происходящего в Европе. Никаких сражений лоб в лоб, лишь засады и внезапные нападения. В начале войны немцы решили уничтожить единственный бельгийский пароход на озере Танганьика, Alexandre Del Commune. Первая попытка была предпринята 23 августа 1914 года на реке Лукуге, где бельгиец укрылся под защитой береговых батарей. Пароход Hedwig von Wissmann (на тот момент один-единственный корабль германских морских сил Танганьики), находясь в зоне действия артиллерии противника, примерно два часа обстреливал Alexandre Del Commune. Получив порядочное количество попаданий в котельную установку, серьёзно повреждённый бельгийский пароход выбросился на берег. Немцы же, вследствие искусного маневрирования, не получили вообще никаких повреждений.

Осенью 1914 года германская флотилия на озере получила подкрепление в облике переброшенного парохода Kingani. По большей части он занимался разведкой и снабжением.

Вскоре немцы получили сведения, что Alexandre Del Commune был вновь спущен на воду в Альбертвиле. И вторая попытка разделаться с бельгийцем увенчалась успехом. 22 октября 1914 года Hedwig von Wissmann приблизился к Альбертвилю и прицельным огнём, под обстрелом вражьих батарей, уничтожил Alexandre Del Commune.

Пароход-старец, немало 100 лет живущий на озере Танганьика
Hedwig von Wissmann
Спустя год, 26 декабря 1915 года, англичане отыгрались: в засаду угодил немецкий Kingani, патрулировавший север Танганьики. Другие два немецких парохода в это же время были атакованы бельгийской авиацией, из-за чего не смогли пришагать на помощь. В итоге британцы захватили Kingani и пленили экипаж.

На поиски пропавшего парохода в январе 1916 года отправился Hedwig von Wissman. Его встреча с английскими катерами в устье Лукуги окончилась несчастливо: пароход был потоплен. Следом пошёл озёрный флагман немцев Graf von Götzen, но, после обнаружения во вражеском порту Kingani, было зачислено решение не нападать на укреплённые позиции британцев.

Активные боевые действия завершились, Graf von Götzen вернулся в Кигому, где и поддерживалась его боеспособность. В этом порту в июне 1916 года на пароход была свершена атака, которая едва не стала для него последней. Пилоты бельгийских аэропланов сбросили несколько авиабомб, заявляя запоздалее, что нанесли серьёзные повреждения. Но, как оказалось, эти сведения не соответствовали действительности: сами немцы выявили лишь незначительные повреждения от осколков.

Для Германии в 1916 году брань складывалась не лучшим образом. События в Европе, разумеется, отразились и на колониях. В частности, было приказано укрепить береговую оборону. Для этого орудия с Graf von Götzen бывальщины сняты и переправлены в Касангу. Пароход перестал быть боевой единицей и потерял возможность активно влиять на ход боевых поступков. Позже немцы оставили Кигому и отвели пароход в устье реки Малагараси. Капитан, желая сохранить своё корабль, распорядился демонтировать все механизмы, покрыть их слоем смазки, упаковать в водонепроницаемые чехлы и закопать неподалеку от озера. Корпус парохода заполнили песком, смазали и потопили у берега.

Однако судьба Graf von Götzen на этом не закончилась. После войны пароход вышел из «спячки». Его пробудили британцы, в 1927 году восстановив судно и дав ему новое имя — Liemba. Бывший немецкий озёрный флагман возобновил свои круизы по Танганьике, транспортируя пассажиров вплоть до 1970 года. Затем пароход вновь ушёл на покой и целых 6 лет находился на ремонте, но после его завершения продолжил труд.

Пароход-старец, немало 100 лет живущий на озере Танганьика
Liemba, бывший Graf von Götzen
Во время конголезских войн в 1997 году он перевёз свыше 75 тысяч беженцев. Длинное время Graf von Götzen был единственной связью с цивилизацией для местных жителей.

Сегодня последний корабль Кайзеровского флота, поспевший принять непосредственное участие в событиях Первой мировой, продолжает рейсы по Танганьике. Очередной ремонт в 2016–2019 годах придал ему новоиспеченных сил. Сейчас этот пароход крайне популярен и любим туристами!

Вспоминая события Первой мировой, предлагаем вам погрузиться в историю создания и военного пути крейсера «Аскольд» — знаменитого корабля, сражавшегося в одно время с Graf von Götzen, но на другом конце света. Этому герою Русско-японской и Первой всемирный войн посвящён один из выпусков программы «Масштаб 1:42» от компании Wargaming. Приятного просмотра!

>