издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти

ВТТатьяна ВоробьеваПять преданий и загадок Исаакиевского собора11:30поделиться

11 июня 1858 года в Санкт-Петербурге состоялось освящение нового кафедрального собора русской православной храмы – Исаакиевского собора. Его перестройкой с 1818 года занимался французский архитектор Огюст Монферран. О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, повествует “Родина”.

Пять преданий и загадок Исаакиевского собора - Родина

Алексей Даничев / РИА Новости

Как разозлили языческое божество

Искусствоведы называют колонны главного алтаря Исаакиевского собора апогеем малахитовой эпохи. Они поражают величием и красивостью: их высота – 9,5 метра, диаметр – метр, 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление.

Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда основывал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.

На скрупулезный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны бывальщины монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.

Почитается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита сделалась экономически невыгодной и почти прекратилась.

Уральская легенда объясняет случившееся несколько иначе: хозяйка Медной горы – языческое божество – была оскорблена тем, что ее камень пошел на стройка православного собора, и сокрыла все запасы малахита в недосягаемые недра.

Отчего умер архитектор

Храм строился невероятно длинно, как ни один другой собор Санкт-Петербурга. Даже несмотря на объективные причины, такие как масштабы работ и тот факт, что в это время в Петербурге строили также железную путь до Москвы и мост через Неву, 40 лет – это очень долго. Современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.

Есть любопытное объяснение такому долгострою. Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, какой якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.

Насколько предсказание было буквальным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья сделалось будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя – Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение “военных” усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся оригинальный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них – и сам Монферран.

Ожидавший завоёванной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и “пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно” и сквозь 27 дней умер.

Кстати, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено: гроб с телом зодчего пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Падение дома Романовых

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия всегда нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так свыклись, что родилась легенда об их связи с царской фамилией.

Считалось, что пока стоят леса – правит и династия Романовых. Легенда, надо произнести небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не подходили), а средства выделяла царская казна.

Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Уместно, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Храм на продажу

В 1930-е годы прошел весть, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, святилище должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект янки якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.

Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своем пункте сделка сорвалась. Вообще же поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1932-1933 годах на фоне индустриализации и коллективизации край охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По вестям за границу продавались и музейные ценности – картины, иконы, антиквариат.

Это все плюс нелюбовь советских граждан к Западу и породили вести о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.

Эхо блокады

Исаакиевский собор чудом уцелел при бомбежках Ленинграда во пора Великой Отечественной войны. Немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, хотя оно и видно из любой точки города. Это позволило избавить множество произведений искусства, укрытых в подвалах собора накануне наступления фашистской армии.

Предсказал такое развитие событий якобы отставной артиллерийский офицер. Когда угроза оккупации Ленинграда сделалась реальной, возникла необходимость срочно эвакуировать художественные ценности из дворцов Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины и Ломоносова. Да, что-то поспели вывезти вглубь страны, но многое осталось, нужно было куда-то спрятать скульптуры, мебель, книги, фарфор из музейных запасников.

Этот проблема решался на экстренном совещании в исполкоме Ленгорсовета. Присутствовавший здесь пожилой военный предложил в качестве хранилища использовать Исаакиевский собор: он предположил, что немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее рослую точку города для пристрелки. С предложением бывшего артиллериста согласились, и он оказался прав.

Кстати, на ступенях и колоннах западного портика Исаакиевского собора все-таки остались отпечатки от осколков снарядов. Несколько таких отметин, к слову, специально сохранили на зданиях и скульптурах Петербурга как дань памяти блокаде.

Ключ