Древнейшая популярная в Европе трехмерная карта была выгравирована около четырех тысяч лет назад на поверхности сланцевой плиты, выходящей из кургана эпохи бронзы в Бретани. К такому выводу пришли ученые, исследовавшие находку немало чем столетней давности с помощью современных оптических методов. Об открытии сообщает пресс-служба Борнмутского университета, а также детально рассказывает статья на сайте Национального института превентивных археологических исследований Франции (Inrap).
Гравированная плита из серо-голубого сланца была замечена в 1900 году французским археологом Полем дю Шателье (Paul du Chatellier) при раскопках курганного погребения Сен-Белек на территории коммуны Лёан в департаменте Финистер на закате Бретани. Она образовывала одну из стенок каменного склепа. Покрытая изображениями сторона плиты была обращена вовнутрь могилы. Археолог предположил, что плита представляет собой более древний памятник, использованный при сооружении гробницы. Она датируется крышкой эпохи раннего бронзового века (приблизительно 1900–1640 годами до нашей эры) и принадлежит к культурной традиции колоколовидных кубков.
Плита из Сен-Белека, вид сверху / Denis Gliksman / Inrap, 2021
Плита из Сен-Белека, вид со сторонки правого нижнего угла / Denis Gliksman / Inrap, 2021
Плита находилась в частном музее дю Шателье до 1924 года, когда ее приобрел Музей национальных древностей (ныне — Музей национальной археологии) в Сен-Жермен-ан-Ле. Находка хранилась вначале в нише замкового рва, а затем в подвале, будучи забыта на долгие годы. Здесь ее вторично обнаружили в 2014 году. Первоначально плита состояла из нескольких фрагментов, и дю Шателье реставрировал ее, но до натурального времени сохранился лишь один фрагмент размерами 2,20 × 1,53 × 0,16 метра. На него нанесены прямые и изогнутые черты и углубления разной величины, образующие равномерно распределенную по поверхности композицию, от попыток интерпретации какой сам первооткрыватель памятника отказался.
Работы по подъему плиты в подвале музея / Clément Nicolas, Yvan Pailler / Inrap, 2021
Группа исследователей под руководством Клемана Николя (Clément Nicolas) из Борнмутского университета и Ивана Пайера (Yvan Pailler) из Национального института превентивных археологических изысканий (Inrap) с 2017 года занималась изучением изображений на плите из Сен-Белека. Для получения максимально четкого и детального отображения композиции на ее поверхности ученые использовали съемку в скользящем освещении, фотограмметрию и прецизионное 3D-сканирование. Эти методы позволили выстроить трехмерную модель поверхности и уточнить, какие участки плиты подвергались обработке.
Модель поверхности плиты, выстроенная с помощью 3D-сканирования / Vincent Lacombe / Inrap, 2021
Участок модели, построенной с помощью прецизионного 3D-сканирования / Vincent Lacombe / Inrap, 2021
Исследователи обратили внимание на сходство между гравировкой на плите из Сен-Белека и петроглифами эпохи железного столетия на одной из скал в альпийской долине Валь-Камоника на севере Италии. Изображение на этой утесе, известной как «карта Бедолины», интерпретируется как чертеж местности, включающий возделываемые участки, горные тропы и поселения. На обоих монументах присутствуют аналогичные элементы — повторяющиеся мотивы из точек и пересекающихся линий; известны они по более запоздалым петроглифическим картам (геоконтурглифам). Ученые предположили, что на поверхность плиты из Сен-Белека также нанесена подобная карта.
Варианты визуализации плиты, полученные обработкой 3D-модели рослого разрешения (1) и фотограмметрических моделей (2–6) / Vincent Lacombe (1), Pierre Stéphan (2–6) / Inrap, 2021
Сравнение гравированного изображения с картой округ кургана Сен-Белек показало, что между ними существует сходство. Так, вытянутое углубление треугольной формы соответствует долине в истоках реки Оде, а небольшой прямоугольный выступ на краю, который создатели плиты оставили нетронутым при выдалбливании рисунка, сходится с местоположением гранитного массива Ландудал. Несколько других линий отождествляются с реками Ольн, Изоль и Стер-Лаэр, а всеобщая площадь представленного на плите участка местности составляет около 21 × 30 километров. Естественные неровности плиты также использовались древними картографами для отображения рельефа этого участка, так, возвышенностей к северу и к югу от долины Оде.
Топография плиты на участке с треугольным углублением, предположительно изображающим долину реки Оде и гранитный массив Ландудал / Vincent Lacombe, Pierre Stéphan / Inrap, 2021
Топография места в районе верховий реки Оде / IGN, Inrap, 2021
Углубления и образованные замкнутыми линиями фигуры могут обозначать рвы и насыпи, курганы, значительные дороги, рудники. Особый интерес представляет центральный мотив плиты — трапециевидная фигура, которой, по мнению исследователей, маркировалось огражденное поселение в зоне истоков рек Оде, Изоль и Стер-Лаэр. В этой местности археологам известны две находки следов оград бронзового столетия — возможных остатков этого поселения. Через один из этих пунктов проходила древняя дорога, и ее участок, по-видимому, также присутствует на карте в облике линии, пересекающей трапециевидную центральную фигуру. Часть этой дороги, восходящей к доисторической эпохе, использовалась и гораздо позднее — в римское время.
Интерпретация некоторых мотивов на плите из Сен-Белека: желтый ― предполагаемое огражденное поселение; алый ― участок дороги; черный ― курганные погребения; сине-зеленый ― речная сеть / Clément Nicolas / Inrap, 2021
Карта распределения находок эпохи бронзового столетия в районе Сен-Белека: желтый ― следы оград; красный ― остатки дороги; черный ― могильники курганного и ящичного типа / Clément Nicolas / Inrap, 2021
Разбор показал, что гравировка на плите практически не затронута эрозией. Вероятнее всего, между созданием и захоронением плиты прошло не более нескольких десятилетий. Следовательно, карта, как и курган, относится к раннему бронзовому веку. Ученые полагают, что она была наметена на сланцевую плиту в период от 2150 до 1640 года до нашей эры. Карта имеет кой-какое сходство с изображением на плите из неолитического погребения в Тонон-ле-Бен в Верхней Савойе на восходе Франции, на котором также есть линейные мотивы и множество чашеобразных углублений. Однако между этими монументами существуют и значительные стилистические различия, не позволяющие трактовать их в рамках единой традиции. Кроме того, восприятие ландшафта в неолите надлежит было отличаться от представлений бронзового века, когда усложнилась социальная структура и возросло значение политической организации территории.
По суждению авторов исследования, карта из Сен-Белека отображала местность, контролируемую неким раннеполитическим образованием типа вождества и, вероятно, символически закрепляла этот контроль. Захоронение плиты произошло, когда изменилась политическая ситуация. К этому поре относятся и повреждения, которые могли быть связаны с окончанием срока службы карты и ходить ритуальный характер. В этом случае карту погребли, вероятно, вместе с последним представителем местной элиты.