Отчего бронепоезд «Железняков» стал таким смертоносным для немцев

Отчего бронепоезд «Железняков» стал таким смертоносным для немцев

Отчего бронепоезд «Железняков» стал таким смертоносным для немцев

Защищавший во время Великой Отечественной войны черноморское побережье бронепоезд №5 имел официальное наименование «Железняков». Однако немцы, осаждавшие Севастополь, за смертоносность и необычный внешний вид прозвали его «Зелёным призраком».

Формирование

Бронепоезд «Железняков» выстроили в ноябре 1941 года на Севастопольском морском заводе. Название он получил в честь участника Октябрьской революции матроса Анатолия Железнякова, какой в Гражданскую войну командовал бронепоездом.

Состав имел 4 броневагона, оснащённых пушками 76,2 мм и 76 мм, артиллерийскими установками 34-К и миномётами 82 мм. Также с поезда могли вести пламя одновременно 16 пулемётчиков. Колёса приводились в движение бронированным паровозом серии Ов и вторым, более мощным, но не защищённым от попаданий снарядов грузовым паровозом Эл−2500, какой должен был обеспечить достаточную маневренность на подъёмах в районе Севастополя.

«Зелёный призрак» в деле

Как вспоминал автор книги «Севастопольский бронепоезд» мичман Николай Александров, служивший на поезде старшиной пулемётчиков, состав всегда менял облик. Бойцы регулярно маскировали бронеплощадки, расписывая их в защитный камуфляжный цвет, покрывая пятнами и полосами. По всей длине поезда на шестах развешивали маскировочные сети, благодаря чему состав сложно было приметить издалека.

Уже в первом рейде 7 ноября 1941 года «Железняков» успешно обстрелял силы Вермахта в районе крымско-татарского селения Дуванкой, застигнув фашистов врасплох.

“Вначале гитлеровцы считали, что по ним бьют какие-то новые батареи русских, а когда узнали, что это бронепоезд, то окрестили его «Зелёным призраком». Что ж, наименование меткое! Наш «Железняков» появляется неожиданно, наносит сокрушительный удар и так же внезапно исчезает”, – писал Александров.

Основная тактика использования бронепоезда №5 заключалась в стремительных нападениях. Выезжая на целой скорости из железнодорожного тоннеля, состав через несколько минут скрывался в другом тоннеле. За это время артиллеристы и пулемётчики интенсивным пламенем наносили врагу серьёзный урон. Немцы же, как правило, не успевали ударить по вагонам артиллерией. Если же вылетала авиация, экипаж «Железнякова» успешно отражал штурмы с воздуха, подбивая самолёты.

В сутки поезд мог совершать по несколько рейсов. Чтобы состав не попал на разрушенные пути, спереди «Зелёного призрака» всегда следовала разведывательная мотодрезина. Кроме того, к поезду приписали восстановительную бригаду, занимавшуюся ремонтом повреждённых рельсов и шпал.

За восемь месяцев сражений «Зелёный призрак» совершил 140 выездов. Только с 7 января по 1 марта 1942 года в результате налётов бронепоезда было уложено до 1500 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, «Железняков» уничтожил 9 дзотов, 10 грузовых повозок, 13 пулемётных гнезд, 3 автомашины, 6 блиндажей, 3 аэроплана и 1 тяжёлую батарею.

Гибель «Железнякова»

Регулярные нападения «Зелёного призрака» раздражали командование Вермахта, и 26 июня 1942 года немцы послали эскадрилью из 50 самолётов, которые разбомбили базу бронепоезда – Троицкий тоннель. Рухнул один из входов, завалив бронеплощадку, однако с уцелевшей доли состава бойцы вели бои еще в течение суток, совершив три огневых налёта на врага,

“«Зелёный призрак» оправдывал свое кличка. Его засыпали землей, раздавили, разбомбили, а он по-прежнему живёт, действует, наносит удары”, – размышлял впоследствии автор воспоминаний.

Однако 27 июня обрушился другой вход в тоннель. Выжившие члены экипажа сняли с поезда оружие и продолжили обороняться уже вместе с другими частями.

Сквозь 2 месяца немцы вытащили бронеплощадки, расчистив тоннель, и создали на основе «Зелёного призрака» собственный бронепоезд «Ойген», какой затем взорвали при отступлении в 1944 году.

От «Железнякова» остался неповреждённым только вспомогательный паровоз серии Э, который использовался по направлению до 1967 года. В 1970-х годах в память о знаменитом бронепоезде этот паровоз установили в районе железнодорожного вокзала Севастополя.

>